Методическая разработка компетентностного тренинга для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
методическая разработка по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кулаева Татьяна Алексеевна

Проанализировав возрастные особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, был выявлен ряд характеристик, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это можно наблюдать в нарушении коммуникативных способностей у детей, а также при нарушениях в эмоционально-психическом развитии, в искажении общественно-социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к нервным срывам.

Каждый ребенок, в любой из периодов своей жизни, может оказаться независимо от его желания и причин, в трудной жизненной ситуации, и, следовательно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. Так же немаловажную роль будут играть социальные условия.

В современном обществе сфера деятельности делится на два вида, взаимосвязано они являются основными институтами влияния, которые по-разному действуют на психологию ребенка: одной считается семья – как самое близкое окружение, другой – сфера образования.

Ребенок считает семью средой, в которой, формируются условия его психического, физического, эмоционального и интеллектуального развития. Если семья, как социальный институт не способна обеспечить воспитание и содержание детей, то это является одним из факторов появления детей с категорией «находящихся в трудной жизненной ситуации». Именно поэтому такие дети нуждаются в особом наблюдении и вовлечении в деятельность организаций и объединений, занимающихся комплексной реализацией психологической, педагогической и социальной помощи. Таким образом, тренинг может быть полезен специалистам названных служб образовательных организации, досуговых центров и организаций дополнительного образования. Тренинг рассчитан на детей  возраста от 13 до 17 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx75.63 КБ

Предварительный просмотр:

г. Тамбов

МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»

 «Коррекция нарушений коммуникативных способностей,

формирование достаточного уровня самосознания,

предотвращение искажения общественно-социальных потребностей »

Компетентностный тренинг, ориентированный на детей,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Кулаева Татьяна Алексеевна – педагог-психолог

2019 год

Содержание

1. Аннотация                                                                                       3

2. Пояснительная записка                                                                  5

3. Перечень используемого оборудования и материалов           8

4. Учебно–тематический план тренинга                                          9

5. Программа тренинга                                                                      10

6. Методические рекомендации по организации

    тренинга и подведению итогов                                                    19

7. Список рекомендуемых источников                                           20

8. Приложения                                                                                   22

Аннотация

Проблема трудной жизненной ситуации – одна из главных проблем современного общества, решение которой требует определенный подход как с точки зрения самого общества, так с точки зрения и государства в целом. Сегодня государство уделяет особое внимание людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, при этом, по мнению ученых, самой незащищенной категорией являются дети. Это связано как с политическими, так и с социально-экономическими проблемами в обществе [2]. Как раз эту проблему-проблему выхода ребенка из угнетенного состояния, вызванного изложенной ситуацией, и призван в некоторой степени скорректировать предлагаемый нами тренинг.

 Начиная говорить о компетентностном тренинге, ориентированном на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, следует начать с определения такого понятия, как самосознание. Наряду с интеллектуальным и личностным развитием оно является третьей важнейшей характеристикой психического развития человека. Самосознание – это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля [4]. Именно в области самосознания мы склонны видеть основное психологическое новообразование подросткового возраста, мы еще можем называть его чувством взросления. Взрослость-это ответственность за себя и за близких, это новые права и обязанности, включенность во множество иерархий и систем общения. Но взрослость-это всегда особое переживание, а не только объективное состояние. И, наконец, основное: взрослость-это не продукт созревания, а продукт социального научения, и основным механизмом взросления является социальное подражание. Для формирования взрослости нужны образцы [1]. На формирование этих парадигм и будет направлен нижеизложенный тренинг.

Проанализировав возрастные особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, был выявлен ряд характеристик, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это можно наблюдать в нарушении коммуникативных способностей у детей, а также при нарушениях в эмоционально-психическом развитии, в искажении общественно-социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к нервным срывам [2].

Каждый ребенок, в любой из периодов своей жизни, может оказаться независимо от его желания и причин, в трудной жизненной ситуации, и, следовательно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. Так же немаловажную роль будут играть социальные условия.

В современном обществе сфера деятельности делится на два вида, взаимосвязано они являются основными институтами влияния, которые по-разному действуют на психологию ребенка: одной считается семья – как самое близкое окружение, другой – сфера образования.

Ребенок считает семью средой, в которой, формируются условия его психического, физического, эмоционального и интеллектуального развития. Если семья, как социальный институт не способна обеспечить воспитание и содержание детей, то это является одним из факторов появления детей с категорией «находящихся в трудной жизненной ситуации» [3]. Именно поэтому такие дети нуждаются в особом наблюдении и вовлечении в деятельность организаций и объединений, занимающихся комплексной реализацией психологической, педагогической и социальной помощи. Таким образом, тренинг может быть полезен специалистам названных служб образовательных организации, досуговых центров и организаций дополнительного образования. Тренинг рассчитан на детей  возраста от 13 до 17 лет.

Пояснительная записка

Есть, пожалуй, только одна область, в которой соизмеримость психического и физиологического развития подростка со взрослыми является не продуктом исследовательской деятельности ученых, а фактом, очевидным  для самого подростка [1].  Это область самосознания. Развитие самосознания – центральный психологический процесс подросткового возраста. Перестройка самосознания связана с появлением новых вопросов о себе, появлением точек зрения, с которых человек себя рассматривает. Не случайно Жан Жак Руссо назвал подростковый возраст  «вторым рождением». Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Психологические задачи подростков этого возраста известны. Это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что занятия  в тренинговой группе дают подросткам возможность опробовать, а частично и реализовать способы удовлетворения всех этих потребностей.

Наиболее эффективной формой обучения конструктивному взаимодействию является социально - психологический тренинг, который способствует форсированной оптимизации коммуникативных возможностей подростка, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях, создает возможности для более полного самопознания и самоопределения как полноценной личности с целью коррекции искажения общественно-социальных потребностей. 

Тренинг представляет собой адаптированный к ниженазванным целям цикл занятий, составленный И.Головатенко – ученицей доцента кафедры возрастной психологии  МГУ имени М.В. Ломоносова- Лидерс Александра Георгиевича.

Режим работы группы: данный тренинг состоит из 10 двухчасовых занятий, которые проводятся один раз в неделю. Занятия должны состоять как минимум из двух блоков. Первый –непосредственно тренинговая работа, второй-«чаепитие», которое является своеобразным продолжением тренинга.

Комплектование группы должно происходить по следующему принципу: в тренинговую группу могут входить юноши и девушки в возрасте 13-17 лет. Количественный состав группы – от 7 до 12 человек. Группа должна быть разнополой. В группе могут быть знакомые люди и одноклассники, однако в группе не должно быть ребят, имеющих с другими членами затяжные, скрытые конфликты.

Подведение итогов: сопоставление целей и задач с полученным результатом

Цель тренинга: Развитие у подростков навыков общения, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и всевозможных социальных ролей и ситуаций. Обсуждение проблем отношений с людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками), проблем возникновения конфликтов с целью формирования собственной жизненной позиции. Коррекция нарушений коммуникативных способностей для более полного самопознания и самоопределения как полноценной личности с целью коррекции искажения общественно-социальных потребностей. 

По мнению Татьяны Гелиевна Яничевой-Кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии СПбГУ-«сообщение в доступной форме о тех или иных закономерностях, феноменах, свойственных людям вообще с одной стороны, может снять страхи, волнения, тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, а с другой – повысить чувство уверенности в себе, если теоретическое отступление подтверждает догадки и предположения самого подростка».

Используемые методы работы

  1. Групповая дискуссия - способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, ycтранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.
  2. Биографическая ориентация. При этом типе дискуссии группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него, остальные высказывают свое мнение относительно его проблем, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
  3. Тематическая ориентация. Занятие посвящается обсуждению вопросов и проблем, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может не планироваться заранее, группа сама находит проблемы и обсуждает.
  4. Ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии ориентируется на групповую динамику, на то, что происходит между членами группы, каковы их отношения и взаимные реакции. На этих дискуссиях в большей степени реализуется принцип «здесь и теперь». Так, в ходе групповой дискуссии между двумя участниками возникает личностный конфликт. Ведущий обращает на это внимание группы и предлагает проанализировать сложившуюся ситуацию.
  5. Для активизации участников в ходе групповой дискуссии можно использовать следующие процедуры: высказывание по кругу, метод эстафеты, когда каждый передает слово тому, кому считает нужным, высказывание за определенный промежуток времени (например, каждому на высказывание дается 10-15 секунд) и т. д.
  6. Ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.
  7. Игра-активатор – тренировка способа эффективного взаимодействия в разных качествах отличных друг от друга социальных ролей
  8. Информирование (инструктирование) – раскрытие в доступной форме психологических понятий через анализ материала, возникшего «здесь и теперь».
  9. Игры на интенсивное пространственное взаимодействие – помогают  участникам продуктивно взаимодействовать друг с другом, выполняя общую игровую задачу. Кроме того,  позволяют тренеру выстраивать динамику группы, выполняя задачи первичной психодиагностики в наблюдении за динамикой поведения участников группы, создания общей атмосферы тренинга, адекватной подростковой субкультуре.

Перечень используемого оборудования и материалов

  1. Стулья по количеству участников тренинга+1 для ведущего.
  2. Доска для презентаций магнитно-маркерная.
  3. Карточки с текстами приложений карточками (приложения 1-6 )по количеству участников.

Учебно–тематический план тренинга

№ п\п

Цель занятия

Кол-во часов

1 занятие

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом и с руководителем группы, установка правил работы в группе; предложение программы занятий.

2

2 занятие

Продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, работа над  формированием навыка преодоления  барьеров на проявление чувств и эмоций.

2

3 занятие

Знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения.

2

4 занятие

Продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

2

5 занятие

Знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

2

6 занятие

Знакомство с этапами разговора, выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

2

7

занятие

Знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность», различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения, выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

2

8

занятие

Знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, начало отработки навыка сопротивления групповому давлению.

2

9 занятие

Знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику. 

2

10 занятие

Рефлексия. Проанализировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

2

Программа компетентностного тренинга

Занятие 1

Цель занятиясоздание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом и с руководителем группы, установка правил работы в группе; предложение программы занятий.

План занятияВведение имени. Рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) историю быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его легко было всем запомнить. (При этом все участники знают, что они могут выбрать вымышленное имя, псевдоним). Помощь ведущего заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляет темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем подростков, развитии навыков общения, уверенности в себе. Кроме того, необходимо сказать о том, что тренинг поможет в формировании самоопределения и направленности личности у участников тренинга.

Вопрос к учащимся: «О чем бы вы хотели поговорить на занятиях?»

Ведущий ведет запись ответов на доске.

Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие» «Меняются те, кто...».Группа сидит на стульях в круг. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он–водящий. Водящий должен объявить, кто будет, меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все, обладающие указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из группы. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Участник, который остался без стула, становится водящим.

«Представление». Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача–подготовится к представлению своего партнера всей группе. При этом главное–подметить индивидуальность партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники запомнили партнера. Затем все участники садятся в круг, и представление начинается.

Ритуал завершения занятия: все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «До свидания, мы».

Занятие 2

Цель занятия: продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьеры на проявление чувств и эмоций.

Приветствие. Каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией, задача - не повториться.

Проверка запоминания имен. Доброволец встает в центр круга. Руководитель просит участников встать и повернутся спиной к добровольцу.

Задание. Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты...». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться и сесть.

После этого необходимо помочь тем, кто не запомнил все имена.

Упражнение «Cлепойповодырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря» - провести «слепого» по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего «подопечного», предупреждая о поворотах, лестницах т. д.), предложить объекты для отгадывания - «что это такое?». Затем участники меняются ролями.

При обсуждении необходимо спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми? Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми?

Упражнение «Личностные  линейки». Это упражнение на личностное внимание, которое позволяет задействовать большую часть группы, позволяя оценивать кого-либо и быть оцениваемым.

Из группы вызывается доброволец. Он получает простое задание: выбрать из группы любого подростка, обладающего некоторым качеством в максимальной мере, например: «Выбери из группы самого высокого парня и поставь его рядом со мной». После того, как самый высокий выйдет в центр круга, тренер побуждает добровольца снова выбрать из оставшихся самого высокого парня и снова поставить  его рядом с первым. Эта процедура повторяется пять-шесть раз. В результате перед группой выстраивается ряд юношей-от самого высокого к менее высокому. В зависимости от возрастного состава группы задание должно меняться. Используются сложные человеческие свойства, например: «Выбери того, кто, как тебе кажется, учится лучше всех». Или: «Выбери самую улыбчивую из всех девушек группы».

Могут быть использованы личностные качества другого полюса, например, самые тревожные подростки группы, самые лохматые, самые замкнутые и т.д.

Таким образом, этот вариант упражнения ранжирует несколько участников тренинга по выраженности у них некоторого поведенческого или личностного качества, как социально-позитивного, так и социально-негативного.

Упражнение всегда предполагает определенную работу с теми, кто выбран в «личностную линейку». Прежде всего, надо обсудить вопрос правильного субъективного выбора с крайними в линейке подростками – первым и последним в этом ряду: «Твой товарищ считает, что ты самый (например, тревожный). А как ты сам оцениваешь свою тревожность? Куда бы ты поставил в этой линейке сам себя?» Тренер может попросить и самого добровольца измерить самого себя только что построенной им  «личностной линейкой», а, может быть, измерить и тренера.

Это упражнение хоть и экологично (то есть не вызовет последствий, о которых будут жалеть окружающие или сам человек), но  все же может задеть  образ я подростка и он обязательно потребует объяснений у добровольца или даже  у тренера, поэтому, стоит быть особенно аккуратным в подборе категорий, руководствуясь особенностями группы.

Упражнение «Просьба». Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, какие при этом возникали почему? 

Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплементов, оригинальность, находчивость и т. д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?

Занятие 3

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения. 

Приветствие. «Привет, ты представляешь...». По очереди каждый участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи, произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь...» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.

Упражнение «Зеркало». Группа разбивается на пары «ведущий - зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями. Проводится групповая дискуссия. «Какими способами мы общаемся?» Вывод о том, что общение может быть различным, возможно и без слов, о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения. Рассказ ведущего о культурных различиях в языке жестов и поз.

Упражнение «Разговор через стекло».Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым–выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот, участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. 

ОбсуждениеСпросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

Упражнение «Разговор без слов». Группа делится на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Его задача - одними глазами, без слов, договориться с кем-то из сидящих и переманить его на свой стул так, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого- задержать своего «подопечного» (без грубой физической силы).

Домашнее задание: понаблюдать за различными в использовании элементами невербальной коммуникации разными людьми в разных ситуациях.

Занятие 4

Цель занятия: продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение «Шарады». Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях». Участники разбиваются на пары. Им предлагают побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Проводится обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Упражнение «Путаница» Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу, После игры участникам дается возможность рассказать о своих переживаниях, появившихся в ходе игры.

Задание на дом: подойти к незнакомым людям с любым вопросом (который час? как пройти куда-либо?), при этом устанавливать различные дистанции, наблюдать, как реагируют люди на вторжение в их зону психологического комфорта.

Занятие 5

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Упражнение «Испорченный телефон» (приложение 1).Текст передачи: «В марте в детском саду №15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который  пришел в это время за своей дочкой, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на последний рейс автобуса, в результате чего его дочь осталась до утра в детском саду. На крик прибежали сотрудники  сада. Кто-то успел позвонить по телефону 112. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».По окончании чтения приглашается второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник. Тренер благодарит и начинает обсуждение: «Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст). Задаются следующие вопросы: «Какое впечатление произвело это упражнение? Что мешало слушать более внимательно? Какие моменты запомнились лучше и почему? Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему?» (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).                                                                         Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по-разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу. Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания. Сообщается о том, что активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. Ведущий раздает участникам памятки «Приемы активного слушания» (приложение 2).

Упражнение «Зеркало». Группа разделяется на тройки: рассказчик — наблюдатель—слушатель. Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель старается применить навыки слушания, наблюдатель по окончании упражнения сообщает, насколько это удалось слушателю. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение результатов. Отмечаются наиболее успешные участники.

Домашнее задание. Попытаться применить в разговоре с родителями умение активно слушать. На следующем занятии сообщить результаты.

Занятие 6

Цель занятия: знакомство с этапами разговора, выделение роли вербальных и невербальных компонентов в умении начинать, поддерживать и прекращать разговор.

Обсуждение способов начинать разговор в разных ситуациях. Как показать желание поддержать или прервать нежелательный разговор?

Упражнение «Разговор». В центре группы двое добровольцев, один из участников пытается начать разговор, а другой поддержать его или отказаться от него.

Обсуждение результатов: выводы о том, как лучше начинать разговор в разных ситуациях и как его завершать.

Упражнение «Начальник и подчиненный». Условия для участников«Вы приходите и должны узнать, когда пойдете в отпуск. Начальник уже решил, но по каким-то причинам не хочет говорить раньше времени». Группа разбивается на пары - один участник - «начальник», другой «подчиненный», затем они меняются ролями.

Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие.  Группа в полном составе сидит на стульях в круг. Руководитель объявляет: «Сейчас, по моей команде, мы закроем глаза и поменяемся местами с кем-то, кто сидит напротив нас. Присмотритесь к тем, кто сидит напротив вас. Выберете именно его, запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли. 

Упражнение «Захват инициативы в диалоге». Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постарается как можно быстрее переключить собеседника на свою тему.

Обсуждение результатов упражнения.

Занятие 7

Цель занятия: знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность», различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения, выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить поведение уверенного в себе человека.

Упражнение для разминки «Ловля моли». Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее, как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы мы все вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п., побуждая всех членов группы принять участие в этом действии.

Упражнение «Скала». Участники становятся в одну линию и изображают скалу, каждый из участников пытается эту скалу «одолеть», а «одолев» сам становиться «скалой». При этом оступившийся участник выбывает из игры.

Упражнение «Гости» («День рождения»). Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре (приложение 3). Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Среди всех ролей есть уверенный в себе человек, агрессивно настроенный и неуверенный в себе человек. 

Обсуждение упражнения. Группа отгадывает, какие типы поведения были предусмотрены.

Групповая дискуссия. Обсуждаются вопросы: приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?

Упражнение «Начальник-сотрудник-подчиненный». Участники работают в парах. Задача - обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения:

-более уверенно, ставя себя выше;

-уступая собеседнику, как бы подчиняясь;

-с чувством собственного достоинства, но без вызова.

Домашнее задание: в разговоре понаблюдать, в каком из трех состояний находится ваш собеседник.

Задание 8

Цель занятия: знакомство с понятиями манипулирования и группового давления, с видами группового давления, начало отработки навыка сопротивления групповому давлению.

Приветствие.

Разминка. Упражнение «Разожми кулак». Упражнение проводится парами. Один сжимает кулак, другой старается его разжать (руки и пальцы не ломать!), по окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

Обсуждение ситуацийкогда вас пытаются заставить что-то сделать. Выводы о способах заставить человека сделать что-либо.

Введение понятия манипулирования, группового давления.

Дискуссия о видах группового давления.

Упражнение. Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-то сделать. Он старается уверенно отказать. При этом сам учащийся или вся группа оценивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т. д.).

Упражнение «Перетягивание каната». Группа разбивается на пары. Игроки берут воображаемый канат, и по команде ведущего начинается его «перетягивание» до тех пор, пока один не выигрывает (проигравший может упасть, показывая проигрыш). Ведущий напоминает о том, чтобы перетягивающие, по очереди выигрывали и проигрывали.

Выполнение упражнения: группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, пойти в кино, прогулять урок и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться, и какой способ отказа использовался:

- просто сказали «нет», не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давления продолжая говорить «нет»;

- объяснили причину отказа;

- предложили сделать что-то другое;

- попытались убедить партнера отказаться от нежелательного действия и т. д.

Групповая дискуссия на тему: «Когда и почему необходимо сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение».

 Домашнее задание: понаблюдать, какие из способов давления чаще всего используете вы сами, ваши друзья и близкие. Понаблюдать за способами, при помощи которых разные люди говорят «нет».

Занятие 9

Цель занятия: знакомство с понятием критики и видами критики, отработка навыка уверенного реагирования на критику. 

Упражнение «Этюд на оправдание». Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: «Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?» (приложение 4). Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так поступил потому, что я...».

Беседа на тему: «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая). Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?»

Выводы для ведущего:

- Сначала похвали, потом сделай замечание,

- Избегай обобщенной критики, критика должна быть конкретной,

- Вырази свое чувство и опиши без оценок то, чем ты недоволен,

- Старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности».

Упражнение в парах: один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики. После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания.

Упражнение «Похвала по кругу».Участники по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.

Занятие 10

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Упражнение «Чемодан». Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми. Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который все это время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному перечню. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

Упражнение «Доверяющее падение». Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 90 см позади партнера, чтобы успеть прервать падение.

Падающий закрывает глаза и расслаблено падает на руки партнера, стараясь не подстраховываться во время падения. Партнеры меняются местами.

Упражнение «Фотография на память». Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определенное место.

Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает «историю этой фотографии». После этого «фотограф» занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. «Фотография на память» - готова.

Для оценки результатов тренинга в конце занятия предлагается анкета (приложение 5), а также проводится диагностика по методике «Самооценка» (приложение 6). В качестве промежуточного контроля  использовались устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия во время чаепития: отмечаются основные сложности, что понравилось, что, возможно, раздражало и т.д.

Это дает участникам возможность осознать свои успехи, изменения, если таковые произошли, наметить некоторый план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Методические рекомендации

по организации тренинга и подведению итогов

  1. Содержание и порядок проведения групп компетентностного тренинга, ориентированный на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  имеют свои особенности. Во-первых, это касается позиции руководителя. В подростковой группе активность тренера должна быть максимально высокой. Необходимо постоянно направлять внимание, мышление участников группы на определенные идей или стороны поведения; проговаривать контекст; задавать вопросы группе; давать эффективную обратную связь. Руководитель является моделью желательного поведения. Во-вторых, своими особенностями обладает и подача обратной связи. Детей необходимо ориентировать на установление связи непосредственно друг с другом. Процедуры, направленные на получение обратной связи от участников, должны быть по возможности строго заданы и ограничены по форме и содержанию. Повышается значимость обратной связи от тренера как эксперта и носителя психологических знаний и жизненного опыта. В-третьих, свои особенности присущи форме проведения занятий: они должны быть четко спланированы (чтобы исключить ситуацию неопределенности, негативно влияющую на высокотревожных, находящихся в угнетенном состоянии подростков.
  2. О режиме работы группы, её комплектовании, используемых методах говорится в пояснительной записке.

Список рекомендуемых источников

1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]/ А.Г.Лидерс // Издательский центр Академия. – М., 2001.

2. Факторы, влияющие на появление категории детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс].–https://cyberleninka.ru/article/v/faktory-vliyayuschie-na-poyavlenie-kategorii-detey-kotorye-nahodyatsya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii/page:2/.

3. Ребѐнок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения [Электронный ресурс].–https://studfiles.net/preview/6334455/page:2/.

4. Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

5. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. / Ю. Кулюткин, С. Тарасов [Электронный ресурс]. – URL.:http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html 

Результаты апробации

В результате апробации были получены следующие результаты

  1. Отмечены позитивные изменения коммуникативных навыков подростков;
  2.  Полученные в процессе тренинга навыки используются детьми в повседневной жизни;
  3.  используемая для диагностики методика «Самооценка» (приложение 6) показала положительную динамику изменения самооценки подростков по всем шкалам.

Приложение 1

Упражнение «Испорченный телефон»

Текст передачи:

 «В марте в детском саду №15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил.

 Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой.

Папа Веры Коркиной, который  пришел в это время за своей дочкой, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на последний рейс автобуса, в результате чего его дочь осталась до утра в детском саду.

На крик прибежали сотрудники  сада. Кто-то успел позвонить по телефону 112. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Приложение 2

Приемы активного слушания

  • Короткие реплики («Да-да», «ага», «угу», «Очень интересно», "Я тебя слушаю" и т.п.).

  • Уточнения («Что ты имеешь в виду, говоря о...?», «Что значит...?» и т.п.).

  • Дословное или почти дословное повторение слов собеседника выражение.

  • Сопереживание, понимание чувств собеседника («Похоже, ты расстроен(а)…», «Ты на него обиделся(лась)?»).

  • Перефразирование (повторение сказанного собеседником в более сжатой форме или своими словами").

Правила активного слушания

Приемы активного слушания

- Доброжелательный настрой.

- Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

- Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

 - Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

- Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

- Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.

- Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то лучше оставить его в покое.

1. Кивание средней интенсивности

2. Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр.

3. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).

4. Использование вопроса – «эхо». Собеседник: «Хотел бы попробовать это средство». Вы: «Это средство? Оно действительно хорошее».

5. Повторение фразы. Не бойтесь повторять за человеком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказал(а)», «тебе кажется».

Приложение 3

Упражнение «Гости» («День рождения»)

Уверенный в себе человек

Агрессивно настроенный человек

Неуверенный в себе человек

Задумчивый человек

Беззаботный человек

Веселый человек

Влюбленный человек

Огорченный человек

Надоедливый человек

Довольный человек

Торжествующий человек

Потрясенный человек

Счастливый человек

Раскаивающийся человек

Пристыженный человек

Предчувствующий человек

Деликатный человек

Заботливый человек

Приложение 4

Упражнение «Этюд на оправдание»

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло?

Приложение 5

Анкета

  1. Что ты ожидал(а) от тренинга?
  2. Знал(а) ли ты, что такое тренинг?
  3. Соответствовало ли то, что было на тренинге твоим ожиданиям?
  4. Что тебе понравилось на тренинге?
  5. Что тебе не понравилось на тренинге?
  6. Поменялся(лась) ли ты (как человек, как личность) за время тренинга?
  7. Если поменялся(лась), что с тобой произошло
  8. Кто еще из ребят, с твоей точки зрения, поменялся
  9. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? На группу?
  10. Было ли скучно в группе? Когда?
  11. Было ли тебе страшно в группе? Когда?
  12. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло во время тренинга? О чем?
  13. Что из того, что ты получил(а) в группе, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  14. Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей?
  15. Стал(а) ли ты лучше понимать себя?
  16. Нужна ли была тебе такая тренинговая группа?
  17. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?
  18. Какие проблемы ты хотел(а) бы обсудить?
  19. За кого в ходе тренинга ты переживал(а) особенно сильно?
  20. Что бы ты хотел(а) пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему?
  21. Самое важное для тебя событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось?

Приложение 6

Методика «Самооценка»

В ходе проведения диагностики выясняем, какие изменения произошли в самооценке ребенка по 15 шкалам. Делаем выводы.

  1. Слабый-сильный
  2. Уступчивый-упрямый
  3. Замкнутый-открытый
  4. Зависимый-независимый
  5. Черствый-отзывчивый
  6. Нерешительный-решительный
  7. Неуверенный-уверенный
  8. Самостоятельный-несамостоятельный
  9. Невезучий-везучий
  10. Нелюбимый-любимый
  11. Глупый-умный
  12. Несправедливый-справедливый
  13. Невозмутимый-раздражительный
  14. Неблагополучный-благополучный
  15. Нечувствительность-эмпатийность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление кукол как эффективный способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Изготовление кукол как эффективный  способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуаци...

Методическая разработка "Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа с детьми «группы риска»".

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с 1 класса, ...

Презентация "О деятельности центра поддержки детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

Трансформация деятельности детского дома проходит через пересмотр всех аспектов организации работы данного учреждения.Проект позволил оптимизировать  процессы  становления, развития  во...

Особенности эмоциональной сферы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В данной статье рассмотрена эмоциональная сфера детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как сложно организованная система регуляции поведения человека. Проведен сравнительный анализ группы дет...

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...

«Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок...