Принцип социального проектирования на примере семейного договора
статья по психологии

Боровских Валерия Николаевна

Мотивация к обучению, к достижению цели у детей исчезает в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Боровских Валерия Николаевна

Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 256

педагог-психолог

Принцип социального проектирования на примере семейного договора

Мотивация к обучению, к достижению цели у детей исчезает в семье. Выученная социальная беспомощность* начинается с раннего возраста, когда родители перехватывают ответственность даже в бытовых делах. Часто родители оберегают своих детей от трудностей и дополнительной работы не понимая, что этим гасят мотивацию к любой деятельности. На примере семейного договора можно научиться передавать детям ответственность за жизненно важные потребности. В каждой семье существуют домашние обязанности, которые в основном выполняет мама. Ребенок с детства привыкает, что его обслуживают. В школе выясняется, что у детей нет элементарных навыков: навести порядок на парте, убрать за собой мусор, не плакать, когда что-то разлил, договориться друг с другом и с учителем. У педагогов средней школы возникает вопрос, почему отсутствует мотивация к обучению («они не хотят учится»; «их ничего не интересует»).

На примере одной семьи хочу раскрыть тонкости семейного договора.

Инициатором была мама, потому что осознала, что больше не может обслуживать вечерами всю семью. Она подняла вопрос о распределении всех домашних дел поровну и столкнулась со следующими трудностями: старший сын не хотел садиться за стол переговоров, пока не согласиться это делать отчим, младший не понимал, чем может помочь.

Отчим сказал, что он не будет участвовать ни в каких психологических играх. Мама спокойно объясняла ему, что он и так много работает, но только в подписании договора дети сами осознают, как много он делает по дому. Самое главное, объясняла она каждому члену семьи, что уйдет напряжение в отношениях. Наконец, в выходной день все собрались за столом. В список попали 57 пунктов домашних дел, которые необходимо делать ежедневно, раз в неделю, раз в год и текущие дела. Детей удивило, что кроме мытья посуды, унитаза и ванны, выноса мусора и приготовления еды, появилось мытье окон, стирка, покупка медикаментов, хозяйственных товаров, продуктов, оплата счетов, выгул собаки и кормление всехживотных. А кто будет читать малышу книги, заниматься с ним развивающими играми, гулять по выходным дням? Все это делалось мамой и никем не осознавалось, сколько времени затрачивается ею в неделю на все обязанности. Разбирали обязанности добровольно. У старшего брата оказалось мытье окон, мелкий ремонт (в постоянных обязанностях). Мытье кухни, плиты, ванны, унитаза решили разделить по неделям. Потом отчим добровольно взял на себя чистку ванны, так как чаще всех ванну принимал он, и это тяжелая работа. Оказывается, он постоянно выполнял 17 пунктов из списка дел, только этого не замечал никто. Он давно покупал всем медикаменты и лечил всех, он гулял с собакой, он ездил за продуктами, он оплачивал счета, он поливал цветы, он выносил мусор, ремонтировал мебель, часто готовил. Зарабатывал деньги, наконец. Младший сын выбрал уборку всех кассет, игрушек и книг. Никто добровольно не хотел братьвынос мусора и мытье посуды (это и была основа конфликта в быту). Потом старший брат посмотрел, не много ли он взял на себя обязанностей. Решили сосчитать по затратам времени! Это было осознание работы в быту после рабочего дня. А всем хотелось еще почитать, посмотреть кино. Сбегать к друзьям.

Когда дочь увидела сколько дел у мамы, она добровольно взялась мыть посуду (когда соглашаешься на обязанность добровольно, происходит передача ответственности). В этот момент произошла передача ответственности дочери за чистоту посуды. Она с любовью мыла посуду.

Через месяц все захотели поменяться обязанностями (в семейном договоре должна быть возможность изменений). В семье стало намного спокойнее. Самое главное, появилась энергия и хотелось что-то сделать еще.

Что изменилось в той семье?Родители научились не перехватывать ответственность у детей по выполнению домашних дел, не переделывать за ними выполненную работу, осознали, что этим укрепляют их социальную беспомощность.

Семейный договор – это социальный проект и начинать его может тот, у кого «созрела» проблема по изменению отношений в семье. Не начинайте изменений после единичного кратковременного семинара, если не ответили себе «зачем» Вам нужен семейный договор и что Вы хотите изменить.

Несоблюдение прав одного из членов семьи может разрушить весь семейный договор. Несоблюдение конфиденциальности может привести к отказу выполнять взятые на себя обязанности.

Семейный договор – это модель передачи ответственности. И в этом большом проекте могут образоваться маленькие подпроекты. Задача мамы и папы – научить побеждать ребенка в малом, научить его разбивать проблему на части и решать задачи маленькие, которые помогут решить всю проблему и появиться энергия: я могу!

Важно исследоватьпотребности каждого, если в семье созрела проблема. Работа с социальной беспомощностью детей – это работа, прежде всего, с их правами. Каждому человеку, дается право выбора, время на принятие решения и время для ответа на вопрос: что будем делать если ты не хочешь участвовать в договоре. Попустительство начинается там, где не выполняются условия договора.

В здоровой семье не утаиваются проблемы от других, в здоровой семье не нарушают права друг друга. Значит, чем все осознаннее ставят терминальные и инструментальные цели, тем конкретнее будут задачи.Любое страдание в семье – это противоречие между потребностью и результатом. Все зависит от того, как поставлена проблема, из которой вытекут цели и задачи.

Таким образом, от родителей зависит уход детей от фатализма (от меня ничего не зависит). Поэтому важно научить родителей передавать ответственность своим детям в семье, используя семейный договор как один из вариантов социального проектирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный договор

Современные дети хорошо знакомы со своими правами, но, к сожалению, не всегда  - со своими обязанностями. Психологи советуют заключить между детьми и родителями "Семейный договор", который поможе...

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия

Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...

Социальная политика. Нововведение в Брачном договоре РФ

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения [Статья 40 Сем...