Методика релаксации на основе работы с воображением (презентация занятия с подростками 11-13 лет)
презентация к уроку по психологии

Владимирова Ирина Михайловна

Представленный в презентации занятия методики позволяют расширить имеющийся у подростков репертуар методов самостоятельной регуляции дискомфортных эмоциональных состояний.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика релаксации на основе работы с воображением (презентация занятия-тренинга с подростками 11-13 лет) Владимирова Ирина Михайловна педагог-психолог ГБУ ЦДК СПб

Слайд 2

Цель и задачи занятия Цель занятия: расширение репертуара имеющихся у подростков методов самостоятельной регуляции дискомфортных эмоциональных состояний Задачи: - усиление мотивации к изучению и использованию в жизни методов произвольной регуляции негативных эмоциональных состояний; составление подростками индивидуального списка стрессогенных ситуаций; рефлексия применяемых подростками методов самостоятельной регуляции дискомфортных состояний; - обучение подростков методикам релаксации на основе работы с воображением; формирование индивидуальных копинг-стратегий .

Слайд 3

Структура занятия Знакомство с содержанием используемых понятий. Составление подростками индивидуального списка ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу и страх. Рефлексия и обсуждение в группе применяемых обычно методов самостоятельной регуляции дискомфортных эмоциональных состояний. Обучение методикам саморегуляции , основанным на работе с воображением. Выбор наиболее подходящих для каждого подростка методик релаксации. Расширение арсенала имеющихся копинг-стратегий . Обсуждение хода занятия, впечатлений, подведение итогов. Домашнее задание.

Слайд 4

Используемые в ходе занятия понятия Воображение - это познавательный психический процесс, заключающийся в фантазировании, мысленном представлении. Релаксация - это с нятие психологического, мышечного напряжения для восстановления сил. Саморегуляция – это воздействие человека на самого себя с помощью слов и мысленных образов для сохранения внутренней стабильности Копинг-стратегия - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессами и с психологически трудными ситуациями обыденной жизни.

Слайд 5

Основная информация по теме «Воображение важнее знания» Альберт Эйнштейн Техники воображения и визуализации давно используются во многих культурах мира. Воображение может быть использовано как способ расслабиться, стать более уверенным, улучшить настроение, снизить беспокойство, связанное с травматическими воспоминаниями, помочь преодолеть физические болезни. Многие из нас думают визуально (картинками), и мы можем развить эту нашу природную способность воображать, чтобы улучшить наше психическое здоровье. Мы сегодня будем учиться расслабляться, используя воображение. Воображение работает наиболее эффективно, когда мы находимся в состоянии расслабления. Поэтому, начинайте каждую визуализацию с расслабления.

Слайд 6

Упражнение «Визуализация предметов» Инструкция : « Посмотрите на любой предмет, затем закройте глаза и попробуйте представить его. Чем детальнее, тем лучше. А теперь попробуйте изменить цвет предмета, и еще раз, и еще раз. А теперь измените размер предмета. А теперь представьте геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Измените цвет фигуры. А теперь представьте красную розу. Возьмите её в руки, почувствуйте её на ощупь и колючки тоже. Вдыхайте аромат, можно даже попробовать пожевать .»

Слайд 7

Упражнение «Умиротворяющее место» Инструкция: «Вообразите место, где вы чувствуете себя спокойно, умиротворённо и безопасно. Это может быть место, где вы были раньше, куда вы мечтаете попасть или, может быть, какое-то место, которое вы увидели на фотографии. Сосредоточьтесь на цветах, которые вы видите в этом безопасном месте. Теперь сосредоточьтесь на звуках, которые вы слышите вокруг, или, может быть, на тишине. Подумайте , ощущаете ли вы там какие-нибудь запахи. Обратите внимание на тактильные ощущения – на земле под вами, на температуре, движении воздуха, на любых предметах, которых вы касаетесь. Вы можете немного задержаться в этом месте, просто наслаждаясь его умиротворённостью и безмятежностью. Вы можете уйти оттуда, как только захотите, просто открыв глаза и сосредоточившись на том месте, где вы сейчас находитесь .»

Слайд 8

Демонстрационный материал к упражнению «Умиротворяющее место»

Слайд 9

Демонстрационный материал к упражнению «Умиротворяющее место»

Слайд 10

Демонстрационный материал к упражнению «Умиротворяющее место»

Слайд 11

Демонстрационный материал к упражнению «Умиротворяющее место»

Слайд 12

Демонстрационный материал к упражнению «Умиротворяющее место»

Слайд 13

Демонстрационный материал к упражнению «Умиротворяющее место»

Слайд 14

Упражнение «Слуховые образы» Инструкция: «Сосредоточьтесь на своем внутреннем состоянии. Подыщите глубоко. теперь сосредоточьтесь на звуках , которые вы слышите вокруг, или на тишине. Вообразите по очереди звуки, которые я буду н азывать. Представьте себе : Шепот Скрежет колеса Звук капающей из крана воды Звон колокольчика Звук скрипки Рассерженный крик Завывание ветра Пение птиц Упала и разбилась чашка Эхо Шум волны

Слайд 15

Упражнение «Разговор с моим телом» Инструкция: «Сядьте удобно, в течение нескольких минут сосредоточьтесь на своём дыхании. Закройте глаза и мысленно отследите все участки тела, где есть напряжение. С каждым следующим выдохом выпускайте напряжение, дайте ему полностью уйти. Для усиления визуализации вы можете задействовать все органы чувств, когда будете внутренним взором рисовать картинку. Если вы заметите какие-нибудь негативные ассоциации или образы, которые вторгаются в ваши позитивные фантазии, то выбросите этот образ и подумайте о чём-нибудь другом. Заканчивая каждую визуализацию, уделите несколько минут тому, чтобы вернуться обратно в наш кабинет». Следует общее обсуждение в группе.

Слайд 16

Упражнение «Воображаемый друг» Инструкция: « Начните с расслабления через представление какого-либо комфортного, безопасного места. Представьте , что вы идёте по тропинке и замечаете «Мудрого внутреннего советника». Это может быть старик или какая-то духовная фигура, кто-то из близких вам людей . Усильте этот образ – сосредоточьтесь на картинке, на том, что вы видите, слышите, чувствуете, ощущаете. Побудьте рядом с вашим Мудрым внутренним советником, почувствуйте спокойствие и комфорт .»

Слайд 17

Упражнение «Вдохновляющие фразы» Инструкция: « Начните с расслабления через представление какого-либо комфортного, безопасного места. Затем мысленно медленно несколько раз проговорите фразы (из заранее подготовленного дома списка), которые влияют на вас позитивно, умиротворяют, успокаивают и вдохновляют вас. » Следует общее обсуждение в группе.

Слайд 18

Самостоятельная тренировка Подросткам предлагается в течение 10-15 минут самостоятельно упражняться в использовании изученных методов для того, чтобы выбрать наиболее подходящие лично для них варианты . Затем следует обсуждение в группе.

Слайд 19

Обсуждение занятия и подведение итогов Оценивается эффективность проведенного тренинга методом совместного обсуждения. Намечаются общие и личные цели для последующей работы в группе. Даются индивидуально ориентированные рекомендации.

Слайд 20

Домашнее задание Подросткам предлагается использовать изученные методы для нормализации эмоционального состояния дома и в школе, а также фиксировать результаты в дневнике наблюдений.

Слайд 21

Что прочитать? Кристан Шрайнер . « 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты». Шакти Гавэйн . «Созидающая визуализация ». Георгий Сытин. «Животворящая сила. Помоги себе сам .»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.

Целью системы профессиональной ориентации в рамках об­щеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личн...

Методические рекомендации для открытого урока на тему "Основы работы в среде презентаций"

По дисциплине: ЕН.01 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Тема урока: Вставка звука. Создание гиперссылок и управляющих кнопо...

Психологические типы: планирующие и спонтанные (презентация занятия с подростками)

Презентация содержит основную информацию об индивидуальных различиях людей (склонных к поэтапному планированию и спонтанных, предпочитающих не ограничивать себя какими-либо рамками). Материалы могут б...

Презентация занятия с подростками "Виды речевого общения

Презентация содержит основную информацию по теме занятия с подростками "Виды речевого общения"....

Презентация занятия с подростками по теме "Стили поведения в конфликте: конфронтация "

Презентация содержит основную информацию о стратегиях разрешения конфликтов....

Презентация занятия с подростками по теме "Стили урегулирования конфликта: сотрудничество"

Презентация содержит основную информацию о сотрудничестве как стиле урегулирования конфликта....

Презентация занятия с подростками по теме "Психологические типы: экстраверты и интроверты"

Презентация используется при проведении цикла занятий с подростками в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ "Развитие навыков общения подростков".Презентация сод...