рабочая программа педагога - психолога
рабочая программа по психологии

Захарова Наталья Викторовна

Рабочая программа педагога - психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северомуйская средняя общеобразовательная школа»

Муйский район  Республика Бурятия

Утверждаю:                                             Согласовано:                          Рассмотрено на

Директор МБОУ «ССОШ»            Зам.директора по УВР                   заседании М/О

Попондопуло Г. В.___                      Жамсуева С. Б.                            протокол №  1  от

«27»августа _2019 г                      «_28_» _августа_2019г                 «30_» _августа_2019г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога - психолога

На 2019-2020 учебный год

Составитель: Захарова Наталья Викторовна,

педагог - психолог.

2019г.

                                                     п. Северомуйск

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
  • профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  • профилактика суицидального поведения;
  • консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  • повышение мотивации обучения у учащихся;
  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
  • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих МБОУ «Северомуйская СОШ».

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • переход в среднее звено;
  • подростковый кризис;
  • адаптация в старшем звене.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

-Психолого-педагогическая диагностика,

-Коррекционно – развивающая работа,

-Психологическое просвещение и профилактика,

-Психологическое консультирование,

-Организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика

включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.

УУД делятся на четыре основные группы:

I.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся: целеполагание, планирование,прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция,оценка, волевая саморегуляция.

IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго, модифицированные тесты Керна-Йирасека).

2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.

II этапдиагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).

2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).

3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)

III этапдиагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).


Коррекционно –развивающая работа

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

2. Сучащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптациик обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.

4. С учащимися со статусом ОВЗв течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.

5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности,в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультирование и просвещение

Составляют три направления:

1. Работа с учащимися.

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

Просветительская работа включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.

Методическое и аналитическое направление

1. Оформление документации:

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
  3. Разработка, подготовка и проведение:
  • родительских собраний,
  • классных часов,
  • занятий с классными руководителями, учителями.
  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
  3. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
  4. Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
  5. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
  6. Анализ научной и практической литературы.
  7. Работа над темой самообразования.

2. Оборудование:

  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала


3. Участие и выступление на педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение уроков, внеурочных мероприятийРМО педагогов-психологов, районных стажировочных площадок, проведение открытых занятий, участие в неделе психологии.

Основные виды работ:

-работа с родителями;

-работа с педагогами;

-работа с учащимися.

Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.

В рамках данной программы проводится следующая работа:

1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,

2.Работа по адаптации в 1, 5 , 10 классах, а также с новичками в школе,

3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,

4.Работа с детьми с ОВЗ,

5.Подготовка к итоговой аттестации,

6.Работа с родителями,

7.Работа с неблагополучными семьями,

8.Работа с детьми «группы риска».


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностическая и коррекционно – развивающая работа

Младшее звено (7-10 лет):

• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

• повышение уровня учебной мотивации;

• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

• формирование положительного образа своего «Я»;

• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

• положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

• осознание важности и смысла процесса обучения;

• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• профессиональное и жизненное самоопределение;

• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

• активная и позитивная жизненная позиция.

Консультирование

  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просвещение

  • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методическая и аналитическая работа

  • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.




ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

НА 2019/20 УЧЕБНЫЙ ГОД

Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации

в 1 классе

Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.

1.Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы (диагностический комплекс Семаго М.М. )

- Задание № 1 «Продолжи узор»;

-Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;

-Задание № 3 «Шифровка»;

-Задание № 4 «Слова»;

-Задание № 5 «Нарисуй человека»

2.Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению:

Тест Керна-Йирасика;

- установление причинно-следственных связей;

- вербальное мышление;

- интеллектуальные умения-обобщение, классификация;

- мнемические процессы: память, внимание, переключение внимания, восприятие;

(Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона

1 класс

Сентябрь-октябрь

2.

Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант»

(Регулятивные (самоконтроль)).

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец

1 класс

октябрь

3.

Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС

(Познавательные (осведомленность))

Ориентировочное обследование уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.

1 класс

октябрь

4.

Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе» (Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)). Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения

1 класс

октябрь

5.

5. Изучение самооценки младшего школьникапометодике Дембо-Рубинштейн

(Личностные (самооценка))

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Ноябрь

6.

Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички» (Коммуникативные (кооперация))

Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества

1 класс

Ноябрь

7.

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

(Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные)

1 класс

ноябрь

Психолого – педагогическая диагностика 2 срез (апрель – май)

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников

Родители первоклассников

По запросу

ноябрь -май-

2.

Родительское собрание «Адаптация первоклассников»

Родители первоклассников

По плану кл. рук.

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации

(Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные)

Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.

1 класс

Ноябрь-аперель

4.Аналитическая работа

I этап

Ноябрь по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

II этап май по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО

для 5-х классов

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской.

(Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД)

Предполагаемый результат: создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

Учащиеся

5 класса

I этап

Сентябрь – октябрь,

II этап

Апрель– май

2.

Тест школьной тревожности Филипса (Личностные УУД)

Предполагаемый результат: Определение уровня школьной тревожности.

Учащиеся

5 класса

Ноябрь

3.

Методика самооценки В.Н.Ковалева.

(Личностные УУД)

Предполагаемый результат: изучение самооценки.

Учащиеся

5 класса

Октябрь –апрель (мониторинг)

4.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.(Личностные УУД)

Предполагаемый результат: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Учащиеся

5 класса

Октябрь

5.

«Прогрессивные матрицы» Равенна (Познавательные УУД)

Предполагаемый результат: определение темпа работоспособности.

Учащиеся

5 класса

Ноябрь -апрель (мониторинг)

6.

Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой

(Регулятивные УУД)

Учащиеся

5 класса

Ноябрь

Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.

Родители пятиклассников

По запросу ноябрь–май

2.

Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

по плану классного руководителя

3.

Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

«Первый раз в новый класс»

«Трудности адаптационного периода»

«Психологические особенности младшего подросткового возраста».

Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе

Педагоги, работающие в

5-м классе

сентябрь-май.

Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации

(Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

ПознавательныеУУД)

Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

Обучающиеся 5 класса испытывающие трудности в период адаптации

Ноябрь - апрель

Аналитическая работа

Написание справок, заключений.

Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

В течение года







Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса

Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.

Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги»

(Выявить уровень ситуационной, межличностной, самооценочной тревожности)

10 класс

октябрь

2.

Методика изучения эмоционального напряжения.

(Выявить степень эмоционального напряжения десятиклассников в период адаптации)

10 класс

октябрь

3.

Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс».

9 класс

февраль

Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.

Родители

Педагоги 10 класса

Октябрь

ноябрь

2.

Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики.

10 класс

В течение года

3.

Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий

10 класс

Сентябрь - ноябрь

4.

Лекции и беседы с родителями

Родители 10 класса

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

1.

Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.

10 класс

В течение года (по запросу и результатам диагностики)

Аналитическая работа

Написание справок, заключений.

Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

В течение года

Сопровождение готовности учащихся 4 класса

при переходе среднее звено

Цель:профилактика проблем адаптации в среднем звене.

1.Психолого – педагогическая диагностика

Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено.

1.

Методика «Уровень школьной мотивации»

(Мотивация учебной деятельности)

4 класс

март

2.

Методика «Определения умственного развития»

(познавательная сфера)

4 класс

март

3.

Методика «Слова»(Познавательная сфера)

4 класс

март

4.

Методика «Умение считать в уме»

(Познавательная сфера)

4 класс

март

5.

Методика «Три оценки»

(Самооценка, уровень притязаний)

4 класс

март

6.

Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапе завершения обучения в начальной школе»

(Сформированность учебных действий и умений)

педагог 4 класса

март

Консультационная и просветительская работа

1.

Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.

Родители 4 класса

апрель

Коррекционно – развивающая работа

1.

Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс»

4 класс

апрель

Аналитическая работа

1.

Обработка полученных данных

2.

Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития

май









План работы педагога – психолога по взаимодействию

с тревожными обучающимися

Цель:выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.

Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы:

-Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

1,2, 3, 4 классы

Октябрь - ноябрь

2.

Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);

5, 6, 7,8 классы

Октябрь - ноябрь

3.

Методика Кондаша «Шкалы тревожности»

9 – 11 классы

Октябрь - ноябрь

4.

Повторная диагностика:

Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы:

1)Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

2)методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);

3) Методика Кондаша «Шкала тревожности»

1, 2, 3, 4 классы

5, 6, 7, 8 классы

9, 10, 11 классы

апрель

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися

Все участники образовательнойдеятельности

По запросу

сентябрь-май

2.

Беседа «Понятие «тревога» и «тревожность». Причины развития тревожности у детей. Как помочь тревожному ребенку».

Родители

3 четверть

2.

Рекомендации для родителей в форме буклетов

Родители обучающихся

1 четверть

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающая программа для подростков (с высоким уровнем тревожности)

«Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

6-9 классы

ноябрь

2.

Групповые и индивидуальные занятия с элементами арт-террапии по преодолению страхов с обучающимися имеющими высокий уровень тревожности

1, 3, 4 классы

ноябрь

4.Аналитическая работа

I этап Ноябрь по результатам диагностики

II этап май по результатам диагностики

План работы педагога – психолога по подготовке к итоговой аттестации

Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.

Родители выпускников

(по плану кл. рук.)

3 четверть

3.

Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Все участники образовательной деятельности

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

Индивидуальная коррекционно- развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам.

Учащиеся имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность.

По необходимости

Аналитическая работа

Заключение по результатам психодиагностики


План работы педагога – психолога с родителями

Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.


Диагностика уровня потребности родителей в психолого-педагогических знаниях; уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей.

Методика Р. В. Овчаровой;

Методика И. А. Хоменко.

Родители 1-11 классов

1 четверть

Консультационная и просветительская работа

1.

Индивидуальные консультации

Родители

1-11 классов

В течение года по запросу

2.

Родительский лекторий (на классных родительских собраниях)

Родители 1-11 классов

В течение года по плану классного руководителя

3.

Общешкольное родительское собрание

Родители 1- 11 классов

По плану школы

4.

Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя»

Родители 5- 11 классов

2 четверть

5.

Беседа «Совместное проведение свободного времени»

Родители 5- 11 классов

3 четверть

6.

Беседа «Личный пример родителей»

Родители 5- 11 классов

4 четверть

Аналитическая работа

Заключение по результатам психодиагностики



План работы педагога – психолога с детьми «группы риска»

Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей, склонных к отклоняющемуся поведению.

Выявление и учет учащихся группы риска

Обучающиеся школы

Сентябрь - октябрь

2.

Изучение личных дел

Дети «группы риска»

В течение года

3.

Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска»

Дети «группы риска»

постоянно

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных детей». 

Дети «группы риска»

По мере необходимости

2.

Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. 

Дети «группы риска»

В течение года

3.

Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение

Дети «группы риска»

В течение года

4.

Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного и суицидального поведения.

Дети «группы риска»

Апрель

Консультационная и просветительская работа

1.

Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями.

Педагоги школы

В течение года

2.

Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам)

Все участники образовательного процесса

В течение года

3.

Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся.

родители

По мере необходимости

4.

Групповая консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст»

Родители детей «группы риска»

2 четверть

5.

Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 1,2,5,10-х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся- дезадаптантов».

Педагоги дезадаптированных детей

2 четверть

6.

Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи».

Дети «группы риска»

1 четверть

7.

Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждениюслучаев детского суицида.

Дети «группы риска»

По мере необходимости

8.

Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма)

Дети «группы риска»

3 четверть

Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение)

Дети «группы риска»

В течение года

Информирование ребенка об его правах и обязанностях

Дети «группы риска»

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми».

по мере необходимости

Аналитическая работа

Заключение по результатам диагностики

Заполнение карты личности детей «группы риска»



План работы педагога – психолога

по профилактике здорового образа жизни

Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.

Консультация «Воспитание будущих родителей»

Для мальчиков

Для девочек

9 – 11 классы

1 четверть

2.

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»

5-11 классы

2 четверть

3.

Беседа с созданием буклетов «Курить не модно»

9 класс

3 четверть

4.

Групповое профилактическое занятие «День отказа от курения»

5, 6, 8 классы

5.

Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике употребления ПАВ:

«Быть ответственным, значит…»,

«Не допустить беды»,

«Молодежь выбирает здоровый образ жизни»,

«Компьютер – мой помощник и друг»

5-11 классы

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

Проведение коррекционных занятий по необходимости

Аналитическая работа

Заключение по результатам диагностики

План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ

Цель - формирование положительных установок в общении со сверстниками, взрослыми, развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.


Мониторинг воспитанности

Отношение воспитанников к учебе, труду, обществу, людям, к себе.

Учащиеся со статусом ОВЗ

8, 3 классы

Сентябрь, январь, май

2.

Мониторинг развития

Уровень развития учебно-организационных, учебно- информационных, санитарно- гигиенических навыков, школьной мотивации

Учащиеся со статусом ОВЗ

8, 3 классы

Сентябрь, январь, май

3.

Мониторинг «Оценка социально – личностных результатов (жизненной компетенции) воспитанников».

Уровень развития жизненных компетенций

Учащиеся со статусом ОВЗ

8, 3 классы

Сентябрь, январь, май

4.

Социометрия. Цветовой тест М.Люшера

Учащиеся со статусом ОВЗ

8, 3 классы

Сентябрь, январь, май

Консультационная и просветительская работа

1.

Беседа «Доброе отношение к окружающим»

воспитание нравственных качеств личности.

Учащиеся со статусом ОВЗ

8 класса

Октябрь

2.

Беседа «Старайся быть справедливым в словах и поступках»; правильное осознание своего поведения.

Учащиеся со статусом ОВЗ

8 класса

Ноябрь

3.

Беседа «Полезные и вредные привычки»; профилактика вредных привычек.

Учащиеся со статусом ОВЗ

8 класса

Февраль

4.

Беседа «Правила хорошего тона»;

воспитание нравственных качеств личности.

Учащиеся со статусом ОВЗ

8 класса

Апрель

Коррекционно – развивающая работа

Проведение коррекционных занятий по развитию познавательной сферы: память, внимание, мышление, воображение, переключение внимания

Учащиеся со статусом ОВЗ

8, 3 класса

В течение года

Аналитическая работа

Заключение по результатам диагностики

Учащиеся со статусом ОВЗ

8, 3 класса

План работы педагога – психолога по профилактике суицида и суицидального поведения среди школьников

Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску возникновения суицидального поведения.

«Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)».

Учащиеся 6-11 классы

Ноябрь

4.

Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

Учащиеся 6-11 классы

Декабрь

5.

Проективная методика «Незаконченные предложения»

Учащиеся 6-11 классы

Январь

6.

Методика «Шкала безнадёжности»

Учащиеся 6-11 классы

Февраль

7.

Методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей).

Учащиеся 6-11 классы

Февраль

8.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона.

Учащиеся 6-11 классы

Март

9.

Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.

Учащиеся 13-18 лет

Апрель

10.

Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество»

Учащиеся 6-11 классы

Май

Консультационная и просветительская работа

1.

Классные часы на тему «Жизнь прекрасна»

Уч. 6-11 кл.

В течение года

2.

Просмотр видеороликов «Суицид: его причины», анализ ситуаций, которые привели к гибели.

Уч. 8-11 кл.

Ноябрь

3.

Тренинг «Мы выбираем жизнь»

Уч. 8-11 кл.

Февраль

4.

Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида

Родители 1-11 классов

По плану школы.

Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение индивидуальных коррекционных занятий по необходимости

Учащиеся 6-11 классы

2.

Проведение групповых коррекционных занятий по необходимости

Учащиеся 6-11 классы

Аналитическая работа

1.

Анализ результатов социально-психологического обследования на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.

Учащиеся 13-18 лет

Сентябрь

2.

Заключение по результатам диагностик

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
  2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
  3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
  13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
  15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
  16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
  17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
  18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
  19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
  21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  24. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
  29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
  30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
  31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
  32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
  33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
  34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
  36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
  37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
  40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
  41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
  42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
  43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
  44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
  45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
  46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
  48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
  49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
  50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
  51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
  52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
  53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
  54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
  57. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
  58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
  59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

рабочая программа педагога-психолога

программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа педагога -психолога.

Рабочая программа специалиста -  важный методический материал для  работы....