рабочая программа педагога - психолога
рабочая программа по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северомуйская средняя общеобразовательная школа»
Муйский район Республика Бурятия
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на
Директор МБОУ «ССОШ» Зам.директора по УВР заседании М/О
Попондопуло Г. В.___ Жамсуева С. Б. протокол № 1 от
«27»августа _2019 г «_28_» _августа_2019г «30_» _августа_2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога - психолога
На 2019-2020 учебный год
Составитель: Захарова Наталья Викторовна,
педагог - психолог.
2019г.
п. Северомуйск
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена в соответствии с требованиями Закона №273 РФ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- профилактика суицидального поведения;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих МБОУ «Северомуйская СОШ».
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
- переход в среднее звено;
- подростковый кризис;
- адаптация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-Психолого-педагогическая диагностика,
-Коррекционно – развивающая работа,
-Психологическое просвещение и профилактика,
-Психологическое консультирование,
-Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика
включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательной деятельности (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
УУД делятся на четыре основные группы:
I.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся: целеполагание, планирование,прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция,оценка, волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго, модифицированные тесты Керна-Йирасека).
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этапдиагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этапдиагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), имеющих трудности в обучении; диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).
Коррекционно –развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. Сучащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптациик обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
4. С учащимися со статусом ОВЗв течение года проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительных установок в общении со сверстниками и взрослыми, на развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательной деятельности,в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формированиеустановок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ, направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов, направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах по актуальным вопросам; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
- Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
- Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
- Разработка, подготовка и проведение:
- родительских собраний,
- классных часов,
- занятий с классными руководителями, учителями.
- Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
- Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
- Подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
- Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
- Анализ научной и практической литературы.
- Работа над темой самообразования.
2. Оборудование:
- приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
3. Участие и выступление на педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение уроков, внеурочных мероприятий, РМО педагогов-психологов, районных стажировочных площадок, проведение открытых занятий, участие в неделе психологии.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с учащимися.
Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,
2.Работа по адаптации в 1, 5 , 10 классах, а также с новичками в школе,
3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
4.Работа с детьми с ОВЗ,
5.Подготовка к итоговой аттестации,
6.Работа с родителями,
7.Работа с неблагополучными семьями,
8.Работа с детьми «группы риска».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа
Младшее звено (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
НА 2019/20 УЧЕБНЫЙ ГОД
Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации
в 1 классе
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.
1.Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы (диагностический комплекс Семаго М.М. )
- Задание № 1 «Продолжи узор»;
-Задание № 2 «Сосчитай и сравни»;
-Задание № 3 «Шифровка»;
-Задание № 4 «Слова»;
-Задание № 5 «Нарисуй человека»
2.Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению:
Тест Керна-Йирасика;
- установление причинно-следственных связей;
- вербальное мышление;
- интеллектуальные умения-обобщение, классификация;
- мнемические процессы: память, внимание, переключение внимания, восприятие;
(Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона
1 класс
Сентябрь-октябрь
2.
Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант»
(Регулятивные (самоконтроль)).
Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец
1 класс
октябрь
3.
Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС
(Познавательные (осведомленность))
Ориентировочное обследование уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.
1 класс
октябрь
4.
Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе» (Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)). Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения
1 класс
октябрь
5.
5. Изучение самооценки младшего школьникапометодике Дембо-Рубинштейн
(Личностные (самооценка))
Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника
Ноябрь
6.
Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички» (Коммуникативные (кооперация))
Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества
1 класс
Ноябрь
7.
Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах
(Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные)
1 класс
ноябрь
Психолого – педагогическая диагностика 2 срез (апрель – май)
2.Консультационная и просветительская работа
1.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников
Родители первоклассников
По запросу
ноябрь -май-
2.
Родительское собрание «Адаптация первоклассников»
Родители первоклассников
По плану кл. рук.
3.Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации
(Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные)
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
1 класс
Ноябрь-аперель
4.Аналитическая работа
I этап
Ноябрь по результатам диагностики
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
II этап май по результатам диагностики
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
для 5-х классов
Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской.
(Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД)
Предполагаемый результат: создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска
Учащиеся
5 класса
I этап
Сентябрь – октябрь,
II этап
Апрель– май
2.
Тест школьной тревожности Филипса (Личностные УУД)
Предполагаемый результат: Определение уровня школьной тревожности.
Учащиеся
5 класса
Ноябрь
3.
Методика самооценки В.Н.Ковалева.
(Личностные УУД)
Предполагаемый результат: изучение самооценки.
Учащиеся
5 класса
Октябрь –апрель (мониторинг)
4.
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.(Личностные УУД)
Предполагаемый результат: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.
Учащиеся
5 класса
Октябрь
5.
«Прогрессивные матрицы» Равенна (Познавательные УУД)
Предполагаемый результат: определение темпа работоспособности.
Учащиеся
5 класса
Ноябрь -апрель (мониторинг)
6.
Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой
(Регулятивные УУД)
Учащиеся
5 класса
Ноябрь
Консультационная и просветительская работа
1.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.
Родители пятиклассников
По запросу ноябрь–май
2.
Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
по плану классного руководителя
3.
Групповые и индивидуальные консультации с педагогами
«Первый раз в новый класс»
«Трудности адаптационного периода»
«Психологические особенности младшего подросткового возраста».
Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе
Педагоги, работающие в
5-м классе
сентябрь-май.
Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации
(Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
ПознавательныеУУД)
Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны
Обучающиеся 5 класса испытывающие трудности в период адаптации
Ноябрь - апрель
Аналитическая работа
Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
В течение года
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса
Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.
Методика Кондаша «Шкалы социально-ситуационной тревоги»
(Выявить уровень ситуационной, межличностной, самооценочной тревожности)
10 класс
октябрь
2.
Методика изучения эмоционального напряжения.
(Выявить степень эмоционального напряжения десятиклассников в период адаптации)
10 класс
октябрь
3.
Диагностика 9-х классов «Готовность к переходу в 10-й класс».
9 класс
февраль
Консультационная и просветительская работа
1.
Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.
Родители
Педагоги 10 класса
Октябрь
ноябрь
2.
Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики.
10 класс
В течение года
3.
Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий
10 класс
Сентябрь - ноябрь
4.
Лекции и беседы с родителями
Родители 10 класса
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
1.
Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.
10 класс
В течение года (по запросу и результатам диагностики)
Аналитическая работа
Написание справок, заключений.
Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
В течение года
Сопровождение готовности учащихся 4 класса
при переходе среднее звено
Цель:профилактика проблем адаптации в среднем звене.
1.Психолого – педагогическая диагностика
Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено.
1.
Методика «Уровень школьной мотивации»
(Мотивация учебной деятельности)
4 класс
март
2.
Методика «Определения умственного развития»
(познавательная сфера)
4 класс
март
3.
Методика «Слова»(Познавательная сфера)
4 класс
март
4.
Методика «Умение считать в уме»
(Познавательная сфера)
4 класс
март
5.
Методика «Три оценки»
(Самооценка, уровень притязаний)
4 класс
март
6.
Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапе завершения обучения в начальной школе»
(Сформированность учебных действий и умений)
педагог 4 класса
март
Консультационная и просветительская работа
1.
Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.
Родители 4 класса
апрель
Коррекционно – развивающая работа
1.
Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс»
4 класс
апрель
Аналитическая работа
1.
Обработка полученных данных
2.
Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития
май
План работы педагога – психолога по взаимодействию
с тревожными обучающимися
Цель:выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.
Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы:
-Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»
1,2, 3, 4 классы
Октябрь - ноябрь
2.
Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);
5, 6, 7,8 классы
Октябрь - ноябрь
3.
Методика Кондаша «Шкалы тревожности»
9 – 11 классы
Октябрь - ноябрь
4.
Повторная диагностика:
Мониторинг уровня тревожности обучащихся школы:
1)Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»
2)методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);
3) Методика Кондаша «Шкала тревожности»
1, 2, 3, 4 классы
5, 6, 7, 8 классы
9, 10, 11 классы
апрель
2.Консультационная и просветительская работа
1.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися
Все участники образовательнойдеятельности
По запросу
сентябрь-май
2.
Беседа «Понятие «тревога» и «тревожность». Причины развития тревожности у детей. Как помочь тревожному ребенку».
Родители
3 четверть
2.
Рекомендации для родителей в форме буклетов
Родители обучающихся
1 четверть
3.Коррекционно – развивающая работа
1.
Коррекционно-развивающая программа для подростков (с высоким уровнем тревожности)
«Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»
6-9 классы
ноябрь
2.
Групповые и индивидуальные занятия с элементами арт-террапии по преодолению страхов с обучающимися имеющими высокий уровень тревожности
1, 3, 4 классы
ноябрь
4.Аналитическая работа
I этап Ноябрь по результатам диагностики
II этап май по результатам диагностики
План работы педагога – психолога по подготовке к итоговой аттестации
Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
Родители выпускников
(по плану кл. рук.)
3 четверть
3.
Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Все участники образовательной деятельности
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
Индивидуальная коррекционно- развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам.
Учащиеся имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность.
По необходимости
Аналитическая работа
Заключение по результатам психодиагностики
План работы педагога – психолога с родителями
Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.
Диагностика уровня потребности родителей в психолого-педагогических знаниях; уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей.
Методика Р. В. Овчаровой;
Методика И. А. Хоменко.
Родители 1-11 классов
1 четверть
Консультационная и просветительская работа
1.
Индивидуальные консультации
Родители
1-11 классов
В течение года по запросу
2.
Родительский лекторий (на классных родительских собраниях)
Родители 1-11 классов
В течение года по плану классного руководителя
3.
Общешкольное родительское собрание
Родители 1- 11 классов
По плану школы
4.
Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя»
Родители 5- 11 классов
2 четверть
5.
Беседа «Совместное проведение свободного времени»
Родители 5- 11 классов
3 четверть
6.
Беседа «Личный пример родителей»
Родители 5- 11 классов
4 четверть
Аналитическая работа
Заключение по результатам психодиагностики
План работы педагога – психолога с детьми «группы риска»
Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей, склонных к отклоняющемуся поведению.
Выявление и учет учащихся группы риска
Обучающиеся школы
Сентябрь - октябрь
2.
Изучение личных дел
Дети «группы риска»
В течение года
3.
Контроль над посещаемостью занятий детей «группы риска»
Дети «группы риска»
постоянно
Психолого – педагогическая диагностика
1.
Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных детей».
Дети «группы риска»
По мере необходимости
2.
Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения.
Дети «группы риска»
В течение года
3.
Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение
Дети «группы риска»
В течение года
4.
Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного и суицидального поведения.
Дети «группы риска»
Апрель
Консультационная и просветительская работа
1.
Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями.
Педагоги школы
В течение года
2.
Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам)
Все участники образовательного процесса
В течение года
3.
Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся.
родители
По мере необходимости
4.
Групповая консультация родителей по результатам диагностики «Трудный возраст»
Родители детей «группы риска»
2 четверть
5.
Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 1,2,5,10-х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся- дезадаптантов».
Педагоги дезадаптированных детей
2 четверть
6.
Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи».
Дети «группы риска»
1 четверть
7.
Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждениюслучаев детского суицида.
Дети «группы риска»
По мере необходимости
8.
Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма)
Дети «группы риска»
3 четверть
Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение)
Дети «группы риска»
В течение года
Информирование ребенка об его правах и обязанностях
Дети «группы риска»
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
1.
Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми».
по мере необходимости
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
Заполнение карты личности детей «группы риска»
План работы педагога – психолога
по профилактике здорового образа жизни
Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.
Консультация «Воспитание будущих родителей»
Для мальчиков
Для девочек
9 – 11 классы
1 четверть
2.
Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»
5-11 классы
2 четверть
3.
Беседа с созданием буклетов «Курить не модно»
9 класс
3 четверть
4.
Групповое профилактическое занятие «День отказа от курения»
5, 6, 8 классы
5.
Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике употребления ПАВ:
«Быть ответственным, значит…»,
«Не допустить беды»,
«Молодежь выбирает здоровый образ жизни»,
«Компьютер – мой помощник и друг»
5-11 классы
В течение года
Коррекционно – развивающая работа
Проведение коррекционных занятий по необходимости
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
План работы педагога – психолога с учащимися со статусом ОВЗ
Цель - формирование положительных установок в общении со сверстниками, взрослыми, развитие рефлексии, способности к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
Мониторинг воспитанности
Отношение воспитанников к учебе, труду, обществу, людям, к себе.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
2.
Мониторинг развития
Уровень развития учебно-организационных, учебно- информационных, санитарно- гигиенических навыков, школьной мотивации
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
3.
Мониторинг «Оценка социально – личностных результатов (жизненной компетенции) воспитанников».
Уровень развития жизненных компетенций
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
4.
Социометрия. Цветовой тест М.Люшера
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 классы
Сентябрь, январь, май
Консультационная и просветительская работа
1.
Беседа «Доброе отношение к окружающим»
воспитание нравственных качеств личности.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Октябрь
2.
Беседа «Старайся быть справедливым в словах и поступках»; правильное осознание своего поведения.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Ноябрь
3.
Беседа «Полезные и вредные привычки»; профилактика вредных привычек.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Февраль
4.
Беседа «Правила хорошего тона»;
воспитание нравственных качеств личности.
Учащиеся со статусом ОВЗ
8 класса
Апрель
Коррекционно – развивающая работа
Проведение коррекционных занятий по развитию познавательной сферы: память, внимание, мышление, воображение, переключение внимания
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 класса
В течение года
Аналитическая работа
Заключение по результатам диагностики
Учащиеся со статусом ОВЗ
8, 3 класса
План работы педагога – психолога по профилактике суицида и суицидального поведения среди школьников
Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску возникновения суицидального поведения.
«Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)».
Учащиеся 6-11 классы
Ноябрь
4.
Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности»
Учащиеся 6-11 классы
Декабрь
5.
Проективная методика «Незаконченные предложения»
Учащиеся 6-11 классы
Январь
6.
Методика «Шкала безнадёжности»
Учащиеся 6-11 классы
Февраль
7.
Методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей).
Учащиеся 6-11 классы
Февраль
8.
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона.
Учащиеся 6-11 классы
Март
9.
Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
Учащиеся 13-18 лет
Апрель
10.
Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество»
Учащиеся 6-11 классы
Май
Консультационная и просветительская работа
1.
Классные часы на тему «Жизнь прекрасна»
Уч. 6-11 кл.
В течение года
2.
Просмотр видеороликов «Суицид: его причины», анализ ситуаций, которые привели к гибели.
Уч. 8-11 кл.
Ноябрь
3.
Тренинг «Мы выбираем жизнь»
Уч. 8-11 кл.
Февраль
4.
Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида
Родители 1-11 классов
По плану школы.
Коррекционно – развивающая работа
1.
Проведение индивидуальных коррекционных занятий по необходимости
Учащиеся 6-11 классы
2.
Проведение групповых коррекционных занятий по необходимости
Учащиеся 6-11 классы
Аналитическая работа
1.
Анализ результатов социально-психологического обследования на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.
Учащиеся 13-18 лет
Сентябрь
2.
Заключение по результатам диагностик
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
- Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
- Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
- Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
- Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
- Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
- Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
- Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
- Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
- Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
- Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
- Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
- Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
- Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
- Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
- Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
- Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
- Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
- Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
- Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
- Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/17/picture-653804-1439801203.jpg)
рабочая программа педагога-психолога
программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/19/picture-274672-1374239130.png)
Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности
В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846264-1478617042.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-1001506-1517221071.jpg)
ДОКЛАД Методические рекомендации составления рабочей программы педагога психолога школы
бумажный вариант...
Рабочая программа педагога -психолога.
Рабочая программа специалиста - важный методический материал для работы....