Занятие с элементами тренинга для вожатых "Развитие уверенности в себе"
методическая разработка по психологии

Гусева Светлана Александровна

Цели:

  • самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, то есть таких качеств, навыков, умений, которые дают чувство внутренней уверенности  и доверия к самому себе;
  • развить умение действовать адекватно и эффективно при различных психических состояниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uverennosti_v_sebe.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Развитие уверенности в себе»

Цели:

  • самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, то есть таких качеств, навыков, умений, которые дают чувство внутренней уверенности  и доверия к самому себе;
  • развить умение действовать адекватно и эффективно при различных психических состояниях.

Упражнение «Имя»

Цель: познакомить участников группы друг с другом.

Назовите свое имя и на первую букву своего имени придумайте характеристику - «я какой?».

Информационный блок

Когда мы думаем о том, где мы себя успешно проявили – это один из видов самоутверждения, который создает уверенность в себе и позволяет нам себя хорошо чувствовать.

Но в повседневной жизни, особенно, когда надо выполнить в срок очередное задание или решить какую-то проблему, мы об этом забываем, становимся неуверенными в себе.

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.

Анкета на определение уверенности  в себе

Педагог-психолог предлагает участникам проверить степень уверенности в себе и свою самооценку: «С этой целью продумайте предлагаемые утверждения, указав на отдельном листе в 4-балльной системе свое отношение к ним». Каждый балл означает следующее:

Я думаю об этом:

4 балла – очень часто

3 балла – часто

2 балла – иногда

1 балл – редко

0 баллов – никогда

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Я постоянно чувствую свою ответственность по работе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие мне завидуют.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое здоровье.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
  12. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.
  13. Я предпочитаю выполнять письменные работы, чем пройти через собеседование.
  14. Я стесняюсь возвращать товары, если обнаруживаю на них дефект.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  1.  Многие неправильного мнения обо мне.
  2.  Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  3.  Люди ждут от меня очень многого.
  4.  Люди не очень-то интересуются моими достижениями.
  5.  Я легко смущаюсь.
  6.  Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  7.  Я не чувствую себя в безопасности.
  8.  Во многих ситуациях я волнуюсь понапрасну.
  9.  Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  10.  Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  11.  Я чувствую себя скованным.
  12.  Я уверен, что люди переносят жизненные сложности легче, чем я.
  13.  Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  14.  Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  15.  Как жаль, что я необщителен.
  16.  Мне трудно отказать человеку в просьбе (сказать «нет»).
  17.  Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения из-за моей застенчивости.

Результаты:

Если вы набрали от 0 до 25 баллов, то это означает, что вы в основном уверены в своих действиях. Количество баллов от 26 до 45 означает средний уровень, а от 46 и выше – низкий уровень самооценки и неуверенность в себе (переживания но поводу критических замечаний в свой адрес, сомнения в правильности своих действий). Обратите внимание на сферу жизнедеятельности, в которой вы испытываете неуверенность в себе.

Упражнение «Скульптура»

Группа делится на две подгруппы. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (члены второй подгруппы) могут согласиться или не согласиться, внести свои коррективы.

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали в процессе «создания» скульптуры?
  • Что чувствовали сами «скульптуры»?

Упражнение «Пантомима»

Назначение: выработка  навыков   прочтения  состояния  другого   человека  по   невербальным проявлениям; формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами общения и т.д.

Ведущий задает тему, которую участники должны раскрыть пантомимически. Тема может быть дана одному человеку, паре, части группы или всей группе. Темы: для индивидуального показа – «Какой я есть?», «Каким я бы хотел быть»; для пары – «Внести бревно и распилить его». «Внести в комнату ковер и повесить его», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой доске через большую лужу». «Пройти по качающемуся мостику через пропасть», для группы – «Зоологический сад»: каждый изображает какое-то животное, причем выбор животного и взаимодействие с другими животными символически отражают некоторые качества и отношения участников: «Встреча друзей (одноклассников) после многих лет разлуки».

После разыгрывания соответствующих сценок все обобщают свои чувства и делятся впечатлениями.

 

Упражнение «Ералаш»

Ведущий называет четыре слова: плавание, волейбол, бокс, велосипед. На каждое их этих слов группа реагирует определенным жестом, соответствующим названному слову. При слове «плавание» участники должны делать движения руками как при плавании брассом. При произношении слова «бокс» - боксировать, «волейбол» - отбивать двумя руками воображаемый мячик, «велосипед» - двигать ногами, как бы вращая педали. Когда же ведущий произносит фразу «горшок на голове», участники подхватывают этот воображаемый горшок так, чтобы он не свалился с головы.

Игра заключается в том, что ведущий называет все четыре слова и фразу «горшок на голове» в случайном порядке, а участники группы стремятся безошибочно реагировать на это соответствующими жестами и движениями.

В игре может определиться победитель - самый внимательный и сосредоточенный.

Упражнение «Базар»

Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно.

Рефлексия – Как вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли вам что-нибудь изменить?

Упражнение «Волшебная цифра 3»

Цель: интеллектуальная разминка, мобилизация внимания участников, сплочение группы.

Описание: Участники располагаются по кругу и начинают считать, произнося числа поочерёдно. Тот, кому достаётся число, делящееся на 3 или в составе которого есть цифра 3, хлопает в ладоши. Кто ошибается – выбывает из игры. Упражнение выполняется в высоком темпе и продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 самых внимательных участника. Обсуждение. Сложно ли было выполнять это упражнение в команде?

Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники тренинга. Вы все работаете старшими вожатыми в  школьном лагере. Работа интересная, увлекательная и очень ответственная. И я знаю, что в работе вожатого, одной из главных трудностей является организация школьного самоуправления. «Даже индюков можно научить лазить по деревьям, но лучше для этих целей нанять белок» это высказывание К. Дайсона можно взять эпиграфом к нашей встрече.

Упражнение «Изменение»

Цель: самосознание и самореализация с помощью метафоричного способа.

Ход упражнения: участники сидят в кругу.

Часто встречаются люди, которые  не осознают, в чем их собственная сила. Н.Энкельманн и я предлагаю сейчас закончить предложения: «Если бы я была едой, то была бы …», «Если бы я была музыкой, то была бы …», «Если бы я была явлением природы, то была бы …», «Если бы я была книгой, то была бы …», «Если бы я была растением, то была бы …», «Если бы я была животным, то была бы …»,Если бы я был напитком, то каким? Почему? Если бы я был запахом, то каким? Почему? Если бы я был цветком, то каким? Почему? Если бы я был животным, то каким? Почему?

Рефлексия: что вы чувствовали, когда ассоциировали себя с различными предметами?

Обсуждение: это упражнение позволяет узнать скрытые черты характера участников упражнения – это может пригодиться при подборе команды помощников.

Упражнение «Да, нет, не знаю»

Каждому участнику предлагаются выразить свое отношение к следующим высказываниям /да, нет, не знаю/:

  • Вожатыми не рождаются, вожатыми становятся;
  • Став лидером, остаешься им навсегда;
  • У вожатых  нет часов работы;
  • Вожатый должен знать все;
  • Отряд должен быть разновозрастным;
  • Чтобы было красиво, лучше сделать за детей;

Педагог-психолог МБУ ДО ЦТРДиЮ им. А. Гайдара

Гусева Светлана Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»

Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков  «Уверенное поведение»...

Методическая разработка "Занятие с элементами тренинга "Познай себя изнутри"

Цели занятия: получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности; развивать дальнейшее саморасткрытие и самопоз...

Занятие с элементами тренинга ассертивности "Будь уверен в себе»

Ассертивность – это целый комплекс «мягких навыков», которые здорово помогают в личной и рабочей жизни. В широком смысле это умение чувствовать себя уверенно вне зависимости от мнени...

Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"

Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...