Программа "Мир общения"
рабочая программа по психологии (7 класс)

Макарова Екатерина Анатольевна

MCj03978380000[1]Пояснительная записка

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении  внеучебной деятельности.

      Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. В подростковом возрасте общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. В общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя не расчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков, не сформулированных предложений. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале. Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение.

Направленность программы

Программа имеет психологическую  направленность:

Предлагаемая программа психологических занятий для учеников 7-х классов направлена на формирование эмоциональной устойчивости подростков к коммуникативному стрессу, а также развитие адекватного поведения в конфликтных ситуациях. Конфликты – настолько привычная, неотъемлемая часть наших взаимоотношений с окружающими, что обычно мы их не анализируем, не обдумываем, не замечаем.

               Цели и задачи программы:

Цель программы: формирование це­лостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отноше­ний с другими людьми, мира.

Задачи:
развивающие

  1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.…………………………………………………………………………………………………………….
  2. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
  3. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……………………………………..
  4. Развитие положительной «Я-концепции» подростка.

воспитательные

  1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
    Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
  3. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
  4. Формирование жизнеспособной личности для успешного взаимодействия в социуме.
  5. Формирование понимания собственного коммуникативного стиля, умения распознать стиль партнера по общению, адекватного восприятия себя и других в трудных ситуациях.
  6. Формирование собственной стратегии поведения, позволяющей сохранять эмоциональную устойчивость.

 

   Используются следующие формы работы:

              Формы: групповая, индивидуальная и фронтальная. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в   неделю.

               Методы ведения занятий по программе:

  1. Дискуссионные и проблемно-диалогические методы: «Незаконченные предложения», «Чужие проблемы».
  2. Ролевые методы. Для формирования зрелой личности необходимо примерить к себе различные модели поведения, чтобы найти свои.
  3. «Мозговой штурм».
  4. Методы предъявления и обыгрывания психологической информации. Используются, чтобы дать возможность учащимся через обсуждение типичных проблем других подростков примерить их проблемы на себя.
  5. Психологические упражнения снятия напряжения. Разминка, упражнения на внимание, релаксационные упражнения.
  6. «Рабочие листы». Метод представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу.
  7. «Алгоритм-лабиринт». Участникам предоставляются письменное описание ситуации и список возможных действий. Задача участников – выбрать наилучшее решение проблемы.
  8. Каждое занятие содержит лекционную и практическую часть, с выполнением психологических тестов, игровых упражнений, тренинговых заданий, рисуночных тестов. В проведении некоторых занятий будет использоваться и демонстрационный материал - фильмы по общению подростков.

 Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения курса выступают:

  • осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
  • развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
  • умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
  • понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
  • проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
  • принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
  •  учащиеся получат опыт общения со сверстниками, модели поведения в жизненных ситуациях; знания о психологии общения. Психология – наука о людях, и, как таковая, занимается изучением всех аспектов человеческого поведения, мыслей и чувств. Разумеется, этот курс не даст ответов на все вопросы учеников, но, надеюсь, что полученные знания помогут семиклассникам расширить понимание себя и других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_obshcheniya_dlya_7_klassa.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27 городского округа «Город Якутск»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК».

Республика Саха (Якутия), г. Якутск ул. Семена -Данилова, 34 тел-факс: 33-21-71

Согласовано:

Зам. директора по ВР

Охлопкова И.Н._______________

        Рабочая программа

Психологический кружок

«Мир общения»

для учащихся 7 -х классов

на 2019-2020

Руководитель:

Макарова Екатерина Анатольевна

                                                                                                                                                         

г. Якутск

2019

Пояснительная записка

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении  внеучебной деятельности.

      Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. В подростковом возрасте общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. В общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя не расчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков, не сформулированных предложений. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале. Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение.

Направленность программы

Программа имеет психологическую  направленность:

Предлагаемая программа психологических занятий для учеников 7-х классов направлена на формирование эмоциональной устойчивости подростков к коммуникативному стрессу, а также развитие адекватного поведения в конфликтных ситуациях. Конфликты – настолько привычная, неотъемлемая часть наших взаимоотношений с окружающими, что обычно мы их не анализируем, не обдумываем, не замечаем.

                       Цели и задачи программы:

Цель программы: формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.

Задачи:
развивающие

  1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.…………………………………………………………………………………………………………….
  2. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
  3. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……………………………………..
  4. Развитие положительной «Я-концепции» подростка.

воспитательные

  1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
    Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
  3. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
  4. Формирование жизнеспособной личности для успешного взаимодействия в социуме.
  5. Формирование понимания собственного коммуникативного стиля, умения распознать стиль партнера по общению, адекватного восприятия себя и других в трудных ситуациях.
  6. Формирование собственной стратегии поведения, позволяющей сохранять эмоциональную устойчивость.

   Используются следующие формы работы:

              Формы: групповая, индивидуальная и фронтальная. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в   неделю.

               Методы ведения занятий по программе:

  1. Дискуссионные и проблемно-диалогические методы: «Незаконченные предложения», «Чужие проблемы».
  2. Ролевые методы. Для формирования зрелой личности необходимо примерить к себе различные модели поведения, чтобы найти свои.
  3. «Мозговой штурм».
  4. Методы предъявления и обыгрывания психологической информации. Используются, чтобы дать возможность учащимся через обсуждение типичных проблем других подростков примерить их проблемы на себя.
  5. Психологические упражнения снятия напряжения. Разминка, упражнения на внимание, релаксационные упражнения.
  6. «Рабочие листы». Метод представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу.
  7. «Алгоритм-лабиринт». Участникам предоставляются письменное описание ситуации и список возможных действий. Задача участников – выбрать наилучшее решение проблемы.
  8. Каждое занятие содержит лекционную и практическую часть, с выполнением психологических тестов, игровых упражнений, тренинговых заданий, рисуночных тестов. В проведении некоторых занятий будет использоваться и демонстрационный материал - фильмы по общению подростков.

 Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения курса выступают:

  • осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
  • развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
  • умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
  • понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
  • проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
  • принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
  •  учащиеся получат опыт общения со сверстниками, модели поведения в жизненных ситуациях; знания о психологии общения. Психология – наука о людях, и, как таковая, занимается изучением всех аспектов человеческого поведения, мыслей и чувств. Разумеется, этот курс не даст ответов на все вопросы учеников, но, надеюсь, что полученные знания помогут семиклассникам расширить понимание себя и других.

 Учебный план

Календарно-тематическое планирование 7  класс

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

Форма проведения

Самопознание 11 ч

1

Вот и стали мы на год взрослее.

1

Беседа

2

Что такое «Я»

1

Беседа

3

Путь к себе.

1

Тренинг . Анкетирование

4

Каким мне быть?

1

Анкетирование, тренинг

5

Я оцениваю, меня оценивают.

1

Беседа. Подготовительная работа.

6

Мои качества.

1

 Беседа

7

Совесть.

1

Беседа, игра

8

Как победить неуверенность в себе.

1

Беседа, игра

9

Каждый человек уникален и ценен

1

Беседа

10

Я, ты, он, она – вместе дружная семь.

1

Беседа, игра, защита проекта

11

«Я» как части общего «Мы».

1

Дискуссия, защита проекта

       Позитивное общение 9 ч

12

В мире общения.

2

Беседа

13

Слушаю, говорю, понимаю.

2

Тренинг

14

Как мы говорим?

1

Беседа, игра

15

Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

1

Беседа, игра

16

Роскошь человеческого общения.

1

Беседа

17

Плюсы и минусы виртуального общения.

1

Беседа, игра

18

Поговорим о дружбе, о друзьях.

1

Беседа, игра

Проблемы общения 9 ч

19

Умеем ли мы общаться друг с другом?

1

Беседа, игра, защита проекта

20

Человеческая бестактность.

1

Беседа

21

Равнодушие – болезнь 21 века.

1

Беседа

22

Умеем ли мы прощать?

1

Беседа

23

Умей сказать нет.

1

Беседа

24

Ссоры и как их избежать?

1

Беседа

25

Кого называют конфликтным человеком?

1

Беседа

26

Как я веду себя в конфликтной ситуации?

2

круглый стол, анкетирование

Культура поведения 6 ч

27

Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть.

1

Беседа

28

Культура поведения на переменах.

1

Беседа, игра

29

 Нравственность и культура поведения личности. Чужая боль.

1

Беседа, игра

30

Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек.

2

Беседа

31

Итоговое занятие.

1

Беседа, анкетирование

4. Список используемой литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Грейс К. Психология развития. СПб. 2000 г.

2.Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно – двигательный тренинг. Ярославль 2006

3. Подросток на перекрестке эпох /Под ред. С.В. Кривцовой. М. Генезис. 1997 г.

4.Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю.Хрящеевой. СПб. 2001 г.

5.Родионов В.А., Ступницкая М.А., Карадашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков для учащихся 1 – 11 классов. Ярославль. 2001 г.

6.Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред.И.В. Дубровиной. М.2007 г.

7.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.1995 г.

8.Смолкин А.М. Методы активного обучения. М. 2001 г.

9.Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М. Генезис. 2006 г.

10.Шейнов В.П. Искусство убеждать. М. 2004 г.

11.Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 19995 г.

12.Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью. М. 2003 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». М. 1997г.

2.Вачков И.В. Путешествие во внутренний мир. М. Академия. 1998г.

3.Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погружению в общение. М. 1997г.

4.Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Н.Новгород, 1992 г.

5. Рогов Е.И. Я познаю себя. Психология общения с друзьями. М.- Р-Д. 2006 г.

6.Родионов В.А. Я и все – все – все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 – 9 классов. Ярославль. 2002 г.

7.Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. М. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....