Занятие "Конфликт в общении"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Зарубина Мария Викторовна

Занятие направлено на формирование понятия конфликт, анализ собственного поведения в разногласиях и выбор способов выхода из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕНИИ»

 

Цель: Формирование представлений о конфликте, конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

  1. Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей.
  2. Сформировать понятие «конфликт».
  3. Проследить динамику развития конфликта.
  4. Дать представление о тактиках поведения в конфликтных ситуациях и анализе собственного стиля поведения в ситуациях разногласия.
  5. Познакомить с алгоритмом и конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.      

Методическое оснащение: листы А 4, маркеры, песочные часы, кнопки (магниты), бланки с ответами на тест Томаса, наглядный материал: «Конфликты в общении», определение конфликта, формула конфликта, рисунок гриба, рисунок денег, фраза для «Аукциона идей», алгоритм разрешения конфликтов, схема нарастания конфликта, список тактик поведения в конфликте.

Ход занятия:

 Мы продолжаем с вами изучать тему общения с позиций современной психологии. На прошлых занятиях мы постигали азбуку общения, учились строить отношения с окружающими людьми. Однако важно не только построить, но и сохранить. И вот сегодня  мы будем с вами искать пути к сохранению отношений.

 Тема сегодняшнего занятия: «Конфликты в общении».    *

Поднимите руку те, у кого в жизни никогда не было конфликтов. Верно, не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Жизнь невозможно прожить без конфликтов. Конфликты неизбежны даже при самых хороших отношениях.

Чтобы понять - почему, попробуем  дать чёткое  определение понятию конфликт. Предлагаю работать в  группах. 

Первое задание для групп будет следующее: «Представьте себе, что вы встретили инопланетянина. Выяснилось, что он говорит и понимает по-русски. Объясните ему, что такое конфликт». Свой вариант продумайте, обсудите и напишите на листе. Время на выполнение – 3 минуты.              (Выполнение задания № 1. Листы вывешиваются.  Варианты озвучиваются.)

В науке КОНФЛИКТОМ называют столкновение противоположно

 направленных целей, интересов, позиций, мнений или   взглядов;  серьёзное  разногласие, острый спор.   *   Определение какой из групп является более точным – посмотрим…

Конфликты неизбежны, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на жизнь, своё мнение, отличающееся от мнения другого.

В любом конфликтном взаимодействии выделяют как минимум  две стороны – участника  и предмет конфликта, на который направлены интересы сторон.            * ( см. рис. 1 )

Представим ситуацию:

Два человека идут по лесной тропинке и вдруг одновременно замечают на равном

расстоянии от себя белый гриб…           * ( рис. 1 + рис. 2 )

Задание для групп: «Как поведут себя в этой проблемной ситуации стороны? Ваши варианты». Время на выполнение задания – 3 минуты.           ( Выполнение задания  № 2. Листы вывешиваются. Варианты озвучиваются.)             

Вы представили различные тактики поведения в конфликтной ситуации.

Всего таковых выделяют пять:

  1. Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. Сотрудничество – стремление разрешить противоречие посредством активного взаимодействия со своим партнёром, когда ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
  3. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
  4. Избегание – уход от всякого обострения отношений, споров и разбирательств.
  5. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. *(список №1)

Приведите примеры проявления этих тактик в предложенной конфликтной ситуации.

(Тактика «приспособление» - уступить гриб; «компромисс» - поделить его; тактика «соперничество» - взять гриб, настоять на своём; «сотрудничество» - обсудить ситуацию с партнёром с целью максимального удовлетворения интересов обеих сторон)

В каких случаях возникшая проблемная – конфликтная – ситуация перейдёт в конфликт – в открытое столкновение сторон?      (если к достижению соглашения стремиться лишь одна сторона; если никто не готов идти на уступки, и используется тактика «соперничество»)

Как правило, в этой ситуации один из участников соглашается уступить гриб. И конфликтная ситуация не переходит в конфликт. А вот если предметом конфликта будет не гриб, а деньги?     * (рис. 1 + рис. 3)

В различных конфликтных ситуациях каждый человек использует и различные тактики конфликтного взаимодействия. Хотя это не исключает наличия излюбленных, предпочитаемых, доминирующих тактик. Их сочетание характеризует индивидуальный стиль поведения в конфликтных ситуациях.

Вы отвечали на вопросы теста, с помощью которого можно определить собственный стиль поведения в ситуации разногласия. Ваши ответы на тест лежат у вас на столах, можете ознакомиться.      * Если сумма ваших ответов в колонке больше 7 баллов, то  тактика является доминирующей; если 5 – 6 баллов – предпочитаемой.

Сочетание предпочитаемых и доминирующих тактик будет характеризовать  индивидуальный стиль вашего поведения в конфликтных ситуациях.

Если вы в равной степени владеете всеми, то ваш стиль универсален, позволяет гибко реагировать в зависимости от обстоятельств.

Очень важно при выборе способа разрешения конфликтной ситуации уметь прогнозировать будущие отношения с другим. Отношения перейдут на новый уровень развития, если конфликт разрешается конструктивным способом (плодотворным). Это произойдёт, если каждый участник сопоставит свои интересы с интересами другой стороны.

Рассмотрим конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций на конкретном примере.

Представьте ситуацию: Учитель поставил ученику низкую оценку. Ученик с оценкой не согласен.

Задание для групп: «Как можно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию конструктивным (плодотворным) способом?». Время на выполнение задания – 3 минуты.

( Выполнение задания № 3. Варианты озвучиваются.)

Определим, к какому стилю – способу регулирования конфликтов (из знакомого вам списка) относиться каждый вариант.

Какой из предложенных  вариантов будет наиболее эффективным в данной ситуации?

В ходе выполнения заданий, заметьте, вы использовали определённый алгоритм разрешения спорных ситуаций. Полный вариант этого алгоритма лежит у вас на столах, можете ознакомиться.     * (список № 2)

Итак, беспроигрышный метод решения конфликтов:

  1. Выясни, чья это проблема и в чём конкретно дело.
  2. Ищи как можно больше решений.
  3. Оцени различные решения.
  4. Вместе с партнёром подумай, какое решение самое удачное.
  5. Обязательно следуй достигнутым договорённостям.
  6. Договорись с партнёром, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Пора подводить итог классному часу. И последним заданием для команд сегодня будет следующее:

Продолжите фразу: «Чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо …».    *

Итак, конфликты неизбежны. Поэтому нужно учиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии. Сотрудничество и разумный компромисс, стремление к  скорейшему и наименее болезненному разрешению противоречий и достижению общих целей – вот к решению какой задачи стоит и надо стремиться.

На следующем занятии мы продолжим с вами изучать тему «Конфликты в общении»: познакомимся с правилами поведения в конфликтном взаимодействии, с технологиями управления конфликтом. Для того, чтобы наше обсуждение не было чисто теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в вашем коллективе и пути их решения, обсуждение которых мы продолжим в следующий раз. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....