Как не "сгореть " на работе?
презентация к уроку по психологии (11 класс)

Макарова Екатерина Анатольевна

"Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

  Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

•Эмоциональную истощенность.

•Деперсонализацию (цинизм).
 
•Редукцию профессиональных достижений.
 
Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
 
•Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное, малоэмоциональное  отношение к ученикам, родителям и коллегам. Успехи детей на различных конкурсах и олимпиадах не приносят положительных эмоции, вся деятельность выполняется механически.
 
•Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kak_ne_sgoret_na_rabote.ppt371.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как не «сгореть» на работе? Педагог – психолог г.Якутска МОБУ СОШ №27 : Макарова Е.А.

Слайд 3

"Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека. Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие: Эмоциональную истощенность. Деперсонализацию (цинизм). Редукцию профессиональных достижений.

Слайд 4

Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное, малоэмоциональное отношение к ученикам, родителям и коллегам. Успехи детей на различных конкурсах и олимпиадах не приносят положительных эмоции, вся деятельность выполняется механически. Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Слайд 5

Модель синдрома выгорания (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.). Первая стадия Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом". В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.

Слайд 6

Модель синдрома выгорания (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.). На второй стадии Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем педагог общается по роду деятельности (школьников,родителей, коллег), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «Сон без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия. Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.

Слайд 7

Модель синдрома выгорания (К. Маслач и С. Джексон 1981 г.). Третья стадия Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств,. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.

Слайд 8

Ресурсы Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию. Под ресурсами понимается способность к психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни. Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к творчеству.

Слайд 9

Экспресс оценка выгорания На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте. 1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления 3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры 4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. 5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6. Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной 8.О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям 10. За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое. Оценка результатов: 0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Слайд 10

Профилактика выгорания Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь» Человек усваивает: 10% того, что слышит 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает. «Что заказываешь, то и получаешь» Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…» За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина… » и так далее. Потом перечитал и задумался: – И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…

Слайд 11

Профилактика выгорания Варианты поиска других ресурсов, что можно делать, чтобы избежать выгорания. Упражнение «Дыхание» Цель: расслабление организма. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре —на задержку дыхания, четыре —на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Слайд 12

Профилактика выгорания Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! Тренировка по Джекобсону. Упражнение «Сосулька». Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе – разжать (ощущение легкого тепла) Упражнение « Тяни». Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе. Упражнение «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки – развести (бабочка расправила крылышки).

Слайд 13

Профилактика выгорания Упражнение «Черепаха». Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря). Упражнение «Пяточки». Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе – опустить. Упражнение «Носочки». Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе – расслабить ноги и опустить. Упражнение «Бяка-Бука». Наморщить лоб, нос, свести глаза в «кучу» на выдохе, на выдохе вернуться в обратное положение.

Слайд 14

Спасибо за внимание!