Семинар для педагогов и классных руководителей "Профилактика и разрешение конфликтов с детьми и подростками"
методическая разработка по психологии

Микрюкова Марианна Васильевна

Правильно реагируя на конфликтное поведение ребенка учитель берёт ситуацию под контроль, сохраняет отношения с детьми и восстанавливает порядок!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов и классных руководителей "Профилактика и разрешение конфликтов с детьми и подростками"

1. Конфликт – это хорошо или плохо?

Вы все знаете отрицательные последствия и минусы конфликта, но в современное время отношение к конфликтам изменилось. Конфликт – это нормально, это может быть хорошо. Выполнение и обсуждение.

В таблице даны примеры:

Минусы:

Плюсы:

формируется чувство обиды, плохое настроение

разрядка напряженности

ухудшение отношений между людьми

решение ситуации с учетом разных точек зрения

затрата времени, сил, эмоциональные затраты и ухудшение самочувствия

развитие отношений

снижение дисциплины

выяснение и удовлетворение целей участников конфликта

подростку хочется «отомстить»

начало совместной деятельности.

3. Особенности подросткового возраста

Каждой микрогруппе выдается особенность подросткового возраста, он должен зарисовать символически эту особенность и рассказать другим группам.

Подростковый возраст — очень сложный. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Готовый совершать взрослые поступки, но не готовый нести за них ответственность.

Большинство конфликтов с подростками можно было бы избежать, помня об особенностях этого возраста.

Как пример, можно использовать следующее:

1. Уважайте пространство, границы подростка

Подростки остро ощущают потребность в личном пространстве.

Они очень болезненно реагируют на нарушение личных границ. Например, когда педагог прикасается к нему, к его вещам.

2. Не давите! Не кричите!

Слушать внимательно учителя, задавать правильные вопросы, делать уроки, готовиться к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ — так видит правильный настрой у тинейджера учитель. Версия второй стороны часто предельно лаконична: не делать вообще ничего.

Помните, как только вы срываетесь на крик, оскорбления, подросток поймёт, что с ситуацией вы не справились, ваши эмоции вышли из-под контроля. Это подорвет уважение к вам и других подростков в классе, снизит ваш авторитет.

И если давить, настаивать, требовать, ругаться — вы подтолкнете подростка к ещё большему негативизму (он «закроется» или затаит обиду). Воевать с подростком — глупо и неэффективно.

3. Представьте себя на месте подростка (подумайте, что с ним происходит)

Думаете, это нам, педагогам, родителям, тяжело, мы устали и не можем больше справляться? Да у нас не жизнь, а сказочный Бали!

Но посмотрите: им гораздо хуже. У нас Бали, у них — Гана. Всё, что имеет подросток — проблемы и обязанности. У него нет прав, нет денег, нет статуса. Он ненавидит свою внешность и происходящие с ней изменения. Как известная субстанция в проруби, он болтается между взрослыми, чью фальшь воспринимает обострённо, и сверстниками, среди которых необходимо утверждать своё место. Подростка не надо жалеть.

Происходящее с ним — нормально и неизбежно. Просто ставьте себя на его место, хотя бы иногда.

4. Попробуйте справиться с ситуацией самостоятельно

Если конфликт с подростком всё-таки разгорелся, попробуйте справиться самостоятельно. Если вы обратитесь к родителям подростка, администрации школы, к классному руководителю, подросток решит, что сами вы с ситуацией не справляетесь.

Представьте себя в образе этакого супермена по разрешению сложных ситуаций. Отнеситесь к ней, как труднейшей головоломке, на которую у вас скоро будет решение. Всё-таки ваш IQ выше, чем IQ подростка.

5. Сделайте поправку на свободный доступ к разной информации

Чего только они не знают?! Современные тинейджеры прекрасно информированы о многом. Сейчас подросток, знающий больше педагога – это нормально. Некоторые будут пытаться поддеть вас этим, задавать ненужные вопросы, помогать в проведении урока по своему сценарию.

Не бойтесь выглядеть глупо и не знать ответ на какой-то вопрос подростка.

Будьте готовы к тому, что современные дети могут задать на уроке совсем недетские вопросы. Их может интересовать и ваша личная жизнь (какой бы урок вы не преподавали: физику, химию….)

 Ваша задача – быть благодарным за помощь и полезную информацию.

6. Не критикуйте подростка!

Старайтесь не критиковать подростка. Вместо этого — объясняйте и обсуждайте то, как вы видите проблему и как её можно решить. Переходный возраст обостряет чувствительность к критике, поэтому не оскорбляйте «подростка».

Взрослые люди не ругают друг друга. Они выясняют отношения, ищут точки соприкосновения, иногда бьют посуду, но один взрослый человек не отчитывает другого из позиции «сверху». ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ НА СОВЕЩАНИИ. Как бы вы себя чувствовали, если заместители или другой педагог начали отчитывать вас при всех.

Гораздо эффективнее: поговорить с подростком обо всем, что вы думаете, оставшись с ним наедине. Он будет совсем по-другому себя вести (без публики) и у вас будет время подумать над разговором и успокоиться.

4. Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности по его разрешению отражены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение фаз и этапов конфликта

Фазы конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации

92%

Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие скрытого конфликта

Менее 5 %

Фаза спада

Около 20 %

Емельянов С.С. говорит о том, что вероятность разрешения конфликта на начальной стадии очень высока.

Здесь педагогам предлагается задание – заполнить третью графу таблицы, а затем сравнить с оригиналом, обсудить. Обратить внимание на начальную стадию (92 %). Педагог может разрешить конфликт быстро, пока он не разгорелся.

5. Два вида утверждений.

Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен...”, “Это твоя обязанность...”, “С тобой невозможно разговаривать...”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Зачастую именно эти фразы приводят к разворачиванию конфликта.

- Задание – разобраться в том, что такое «я-высказывания» и «ты-высказывания». Преобразовать фразы.

1. «Я-утверждение» - один из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Используя «я-утверждение», мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации. Излагая свои взгляды, чтобы не провоцировать оппонента, старайтесь больше говорить о себе, а не о нем.

Ты - высказывание: "Ты никогда меня не слушаешь!".

Я - высказывание: "Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю".

Ты - высказывание: "Ты всегда плохо себя ведешь! ".

Я - высказывание: "В этот раз ты вел (а) себя некрасиво, может быть ты устал(а). Меня раздражает такое поведение, я злюсь. Ты можешь вести себя иначе, поэтому, пожалуйста, в следующий раз не кричи, а скажи."

«Ты-утверждение» ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей

«Ты-утверждение»

«Я-утверждение»

ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей

один из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему собеседнику (сопернику). Используя «я-утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации. Излагая свои взгляды, чтобы не провоцировать оппонента, старайтесь больше говорить о себе, а не о нем.

Ты никогда не слушаешь меня на уроках, всё время отвлекаешься

"Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю"

Немедленно убери телефон в рюкзак, а то позвоню родителям

Сколько можно? Ты опять не выполнил домашнее задание?

Вы почему сегодня сбежали с уроков?

Как ты сегодня выглядишь? Почему ты в джинсах и спортивной кофте?

Иванова, хватит болтать с Петровой

Ты просто обнаглел, сегодня ужасно себя ведёшь

Ты – упрямый и глупый осёл

Использованная литература:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2016;

2. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992;

3. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005;

4. Леонов Н.И. Конфликтология. Хрестоматия. Издательство: МПСИ, МОДЭК, 2002;

5. https://mel.fm – особенности подросткового возраста;

6. Будущее детства: понимание 2.0. Форсайт-проект «Детство 2030». ММАСС, ноябрь 2011 г. https://www.slideshare.net/plaburkina/20-2011-60922364;

7. https://urok.1sept.ru – конструктивные установки в общении;

8. https://downsideup.org - конструктивные установки в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...

Родительская гостиная. Способы разрешения конфликтов с подростками (8 классы).

Презентация для родителей 8-классников по способам решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со своими подростками....

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"

Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфлик...

семинар тренинг Формула разрешения конфликтов

Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования; развитие способности толерантного поведения в конфликтной ситуации....