Статья "Юноши и девушки «группы риска»"
статья по психологии

В данной  статье речь пойдет о тех трудностях, которыми может сопровождаться личностное и психическое развитие в ранней юности. Объектом  внимания  являются юноши и девушки, которые взрослея,  значительно отклоняются от нормального развития, чем вызывают беспокойство окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunoshi_i_devushki_gruppy_riska.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Грибановская СОШ № 2

Педагог-психолог:

Васина Екатерина Владимировна

Юноши и девушки «группы риска»

 

В данной  статье речь пойдет о тех трудностях, которыми может сопровождаться личностное и психическое развитие в ранней юности. Объектом  внимания  являются юноши и девушки, которые взрослея,  значительно отклоняются от нормального развития, чем вызывают беспокойство окружающих.

В период ранней юности возможны следующие отклонения от  конструктивного развития:

– неспособность выработать свои ценности, цели и идеалы;  не состоятельность в психосоциальном самоопределении,  когда девушки и юноши избегают для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития (ведут себя как  младшие школьники);

–нарушение чувства времени, когда человек чувствует себя одновременно и очень молодым, и старым; часто с этим связаны страх или желание смерти;

–нарушение естественной работоспособности, молодые люди либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту задачах, либо  формируют чрезмерно инфантильные цели и фантазии;

–отрицание всех свойств и ролей (семейные роли, профессиональные и полоролевые и т. д.); молодые люди выбирают образцы, роли или свойства, которые окружающими расцениваются как нежелательные или опасные.

Несмотря на то, что  вышеописанные отклонения выглядят очень угрожающе, они  часто оказываются  нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но,  в крайних случаях, могут быть чреваты либо психическими заболеваниями, либо выраженными формами асоциального  и антисоциального поведения.  К  часто встречающемуся, отклонению в юности относится аддиктивное поведение.

Понятие «аддиктивное поведение» (от англ, addiction – пагубная привычка) описывает поведение, включающее употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя  пока, не имеющее физической зависимости.

Отклоняющееся поведение в подростковом и юношеском возрастах часто сопровождается алкоголизацией и употреблением токсикоманических веществ. Возраст начала употребления алкоголя и токсикоманических веществ имеет тенденцию к снижению.

Исследования показали, что прием психоактивных веществ подростками и юношами представляет собой попытку «самолечения» психологического неблагополучия,  но в результате это подрывает психическое здоровье молодого человека. Происходит задержка развития социальных и трудовых навыков. Представления  молодых людей  о моральных нормах остаются недоразвитыми, укрепляется инфантильное отношение к себе как к особому существу, на которое не распространяются общие законы.

Для того чтобы помочь такому подростку или юноше,  нужно понять суть того психологического неблагополучия, от которого хочет уйти подросток или юноша. Исследования  выделяют  некоторые  семейные  закономерности развития личности, ведущие к формированию аддиктивного поведения.

Психолог С. А. Кулаков специально исследовал две большие группы юношей в возрасте 14–18 лет, в первую из которых вошли преимущественно употребляющие токсикоманические вещества, а во вторую – алкоголь.

Среди  факторов он выделил следующие:

во-первых, наследственную отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями;

во-вторых, большую частоту перенесенных детских инфекций;

в-третьих, распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики).

Для юношей характерны случаи задержек психического развития в детстве, что  послужило почвой для возникновения инфантилизма.

Причинами возникновения нарушений поведения стали:

·         отставание в учебе,

·         негативная оценка способностей учителями и учениками,

·         пренебрежительное отношение товарищей по классу,

·       требования родителей соответствовать их представлениям – молодые люди встречают негативные эмоции родителей и пытаются снять свое эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходов из дома и т. п.

Прием алкоголя одним облегчает общение, помогает преодолеть замкнутость, придает чувство уверенности в своих возможностях; другим – дает возможность продемонстрировать свои способности, блеснуть «сексуальными подвигами».

    Неспособность планировать свое будущее приводит к возникновению дефицита  мотивации, а это влечет за собой ощущение скуки, снижает устойчивость к стрессу, что компенсируется созданием иллюзорного мира с помощью психоактивных веществ.

 У молодых людей блокирована потребность в достижении, что свидетельствует о значительном эмоциональном неблагополучии, в первую очередь – в семье.

В таких семьях не реализуются  самые важные функции -  потребность в любви и внимании. Имеет место эмоциональное отвержение, проявляющееся в  «неразвитости родительских чувств», «проекции на подростка собственных нежелаемых качеств», «проекции женских качеств», игнорирование потребностей подростков.

Таким образом, длительное  отсутствие родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному развитию, способствует развитию инфантильного поведения,  блокирует чувство ответственности за свое поведение,  и способность строить планы на будущее.

С целью коррекции аддиктивного поведения успешным оказывается применение групповой психотерапии в сочетании с работой с родителями, которая должна проводится специально обученными специалистами (психологами и психотерапевтами специализированных центров).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...

Дневник индивидуальной работы с обучающимся "группы риска"

Дневник  поможет отразить изменения, происходящие с обучащимся, а также зафиксировать работу, проведённую специалистами и кл. руководителем....

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Программа социально-педагогического сопровождения детей группы "группы риска" из неблагополучных семей

Программа направлена на оказание комплексной помощи учащимся из неблагополучных семей: в формировании личностных нравственных кчеств, а также навыков организации здорового образа жизни, социальная защ...