Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
статья по психологии

Новикова Александра Павловна

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта  

работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних  по профилактике коррекции

 агрессивного поведения подростков

Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это эмоциональная безопасность. Если у ребенка достаточно эмоциональных связей         в первые годы жизни, то он растет счастливым.  Одними из самых главных потребностей для ребенка являются безопасность и уверенность, что его любят.

В нашем центре проходят курс реабилитации ребята, которые часто находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной депривации и фрустрации, высоким уровнем тревоги и страхов, высоким уровнем агрессии и самоагрессии, высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда неадекватная самооценка, негативное самоотношение, недоверие и негативизм по отношению ко взрослым и другим ребятам, рассогласованность образов «Я».

Поэтому с нашими детьми так сложно работать,  и иногда у взрослых возникает ощущение, что ничего не меняется или меняется ситуативно. На самом деле, без снятия острого эмоционального состояния, преодоления фрустрированности и реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения.

Коррекционно-развивающая программа «Прогони гнев» рассчитана на подростков 13-17 лет. Занятия по программе помогают детям научиться ощущать радость жизни, способствуют созданию атмосферы доверия,  принятия и признания, развитию чувства принадлежности коллективу. Также тренируются навыки саморегуляции эмоциональных состояний  и поведенческих проявлений, развиваются жизненная стойкость, внутренняя мотивация.

Направления  работы по программе отражают её основное содержание:

 · диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования воспитанников, мониторинг их  психо-эмоционального состояния, оказание им индивидуальной (точечной) психологогической помощи в условиях центра, а также отслеживание результата работы;

 · коррекционно-развивающая работа предполагает групповую (1 раз в неделю – всего 12 занятий) и индивидуальную работу с подростками;

 ·  консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, создание психологических условий для адекватного восприятия информации, связанной с проблемами ребенка; создание готовности к длительной работе по развитию, коррекции и воспитанию; преодоление стрессового состояния.

         Условно можно разделить занятия по блокам:

  • Развивающие навыки сотрудничества

(игры, упражнения и тренинги взаимодействия);

  • Медитативное рисование

(спокойная деятельность, требующая концентрации и одновременно позволяющая отдохнуть);

  • Креативное письмо

(дает возможность развивать речевые навыки, укрепляет уверенность в себе, развивает творческий потенциал);

  • Расслабление

(развивает навыки борьбы со стрессом, агрессией, учит расслабляющему дыханию, простым техникам релаксации);

  • Путешествия в мир фантазий

(учат образному мышлению, развивают воображение, укрепляют оптимизм, веру в собственные силы, а также создают «островки тишины», способствуют созданию атмосферы раскрепощающего спокойствия).

На занятиях активно используются методы арт-терапии: сказкотерапия, музыкотерапия, кинотерапия, цветотерапия и др.

Об эффективности социально-психологической реабилитации свидетельствуют данные мониторинга.

Возрастная категория воспитанников

13 – 17 лет

Повышенная  тревожность

Нарушения  межличностного взаимодействия со сверстниками

Проявления  агрессии

Нарушены  детско-родительские отношения

Проблемы  в эмоционально-личностной сфере

На начало

63%

32%

87%

65%

93%

К концу прохождения программы

25%

19%

26%

29%

27%

В результате занятий подростки научились распознавать свои эмоции и чувства, анализировать их;

- получили  опыт положительного взаимодействия в группе, конструктивного решения спорных и конфликтных ситуаций;

- научились приемлемым способам выплеска негативных эмоций;  

- научились приемам саморегуляции: визуализации, релаксации;

- применяют психотехнические упражнения, медитативное рисование для снятия напряжения и усталости.

Наблюдается повышение уровня социального иммунитета, актуализация и осознание внутренних ресурсов;

- снижение проявлений физической агрессии, уровня тревожности, развитие адекватной самооценки, формирование позитивного образа «Я», положительного отношения к другим людям;

- преобладает положительный эмоциональный фон.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в психопрофилактической, коррекционно-развивающей работе данной программы помогает  снизить агрессивность подростков через развитие коммуникативных навыков, социальной компетентности, рефлексии и позитивных способов действия в различных конфликтных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы педагога-психолога

Обобщение опыта работы педагога-психолога по работе в районном кабинете диагностики и консультирования...

Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".

Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...

Из опыта работы педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты о профилактике суицида в ОУ

Выступление педагога-психолога МБОУ СОШ №25 г.Шахты ОГАНОВОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ на МО педагогов-психологов о профилактике суицида в ОУ...