Рабочая программа по профориентации школьников"Твои профессиональные намерения" для 9 класса
рабочая программа по психологии

Программа по профориентации школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_proforientatsii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «средняя общеобразовательная школа № 31

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

«Согласовано»:  

Зам. директора по  учебной работе

……З.Ф.Мурзагараева

…………….2020 г.                                                                                                                                                                                              

Рассмотрено

на заседании экспертной  группы

Протокол №___от…………2020 г.

Председатель экспертной группы________

Утверждаю

Директор школы

… …..Е.В.Туренко

                                                                 

Рабочая программа

  курса по выбору по предпрофильной подготовки

«Твои профессиональные намерения»

для 9 классов. 

                                                         

Составитель рабочей  программы:

Южанина Светлана  Юрьевна

г. Нижневартовск

2020

Содержание

1. Введение.

   1.1Актуальность проблемы профессионального самоопределения.

   1.2 Цели и задачи программы.

   1.3 Методы обучения.

   1.4 Условия реализации курса.

   1.5  Оценка эффективности профориентационной работы.

   1.6  Темы проектных работ.

    1. 7 Адресат.

    1.8 Требования к уровню подготовки учащихся.

2. Тематическое планирование.

3. Список используемой литературы.

1. Введение

  1. Актуальность проблемы профессионального самоопределения.

     Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшие подростки, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться,  сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.      

     Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

       Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!

    Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка  как в эмоциональном, так и в личностном планах.

    Программа  по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

1.2.  Цели и задачи программы

Цели:

-  оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;

- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;

-  помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

-  формирование актуального для подростков «информационного поля»;

- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

-  формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

1.3.Методы обучения.

Данная программа является комплексной по своему содержанию, т.к. ее проведение связано с применением различных методов профориентационной работы: элементами активного профконсультирования и профинформирования; профдиагностики; разработка рекомендаций по развитию навыков моделирования профессиональной перспективы.

Комплексный характер организационной формы программы проявляется в том, что в ней отражены различные активные методы:

 - использования диагностических методик,

 - метод словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение),

          - метод моделирования,

          -  метод групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей»   («мозговой  штурм»);

           - просмотр видеофильмов о рабочих профессиях и профессиях служащих;

           -  просмотр видеоинтервью с известными и успешными представителями профессий.

1.4.Условия реализации программы.

Программа рассчитана на 7 занятий  в форме групповой психокоррекционной работы.

 1.5 Оценка эффективности профориентационной работы.

Оценка эффективности проводится следующими методами:

1. Использование опросника по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП), когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту ЛПП) в начале и в конце курса.  

2.  В конце курса необходимо учащимся написать: что понравилось, что не понравилось, а также дать свои предложения по улучшению данной методики, занятия или всего курса.

1.6. Темы проектных работ.

Результатом проведения данной программы является обязательное написание каждым обучающимся зачетной работы в виде мультимедийной презентации своей будущей профессии.

Для обучающихся, желающих заниматься по данной программе, в течение всего учебного года, предполагается работа над проектом, исследовательская деятельность. Тематика может быть разнообразной, например  «Самые популярные профессии сегодня», «Имя и профессия», «Профессиональная родословная» и т.д.

1.7 Адресат.

Программа реализуется с обучающимися 9-ых классов, испытывающих затруднения в профессиональном самоопределении,  в выборе профиля обучения. Как правило, это хорошо успевающие школьники, имеющие развитую систему разносторонних интересов и затрудняющихся в выборе профиля обучения именно из-за их разнообразия. Группа формируется из учащихся разных классов параллели 9 классов.

1.8  Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- определение понятия «личный профессиональный план»;

- роль профессионального самоопределения в жизни человека.

          Учащиеся должны уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- составлять личный профессиональный план;

-  выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии;

- формировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

          Учащиеся должны иметь представление:

  - о важности решения проблемы выбора профессии;

- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

2. Тематическое планирование. 9 класс.

№п/п 

Тема занятий

Цель

Кол-во  часов

Фактическая дата проведения

1

Чет-верть

2

Чет-

верть

3

Чет-

верть

4

Чет-

верть

1

Ориентировочное

Получение ведущим необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации.

1 час

15.09.14

14.11.14

02.04.15

2.

Классификация профессий

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; активизация умственной активности.

1 час

22.09.14

17.11.14

09.04.15

3

Особенности и характеристики профессий.

Рассмотреть историю, основное содержание труда и связь  с другими профессиями, средства труда, необходимый уровень образования, требования профессии к индивидуальным особенностям и личностным качествам человека (через просмотр видеофильмов о профессиях).

1 час

29.09.14

24.11.14

16.04.15

4

Интересы и выбор профессии.

Изучение собственных интересов, развитие навыков рефлексии; формирование установки на преемственность в работе, системности мышления.

1 час

06.10.14

01.12.14

23.04.15

5

Склонности и профессио-

нальная направлен-ность.

Изучение собственных склонностей, совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием; поддержание атмосферы творческого поиска.

1 час

13.10.14

08.12.14

6

Деловая игра «Кадровый вопрос». 

Знакомство с новыми профессиями, развитие навыков целеполагания и планирования, формирование информационного пространства.

1 час

20.10.14

15.12.14

7

Как достичь успеха в профессии 

Поддержка друзей. 

Формирование информационного пространства, развитие мотивов самоактуализации.

Стимулирование самовоспитания позитивных личностных качеств, развитие позитивного мышления; развитие навыков конструктивного взаимодействия. Публичная презентация зачетной работы.

1 час

27.10.14

22.12.14

Итого:

7 часов

3.  Описание литературных источников, используемых  при составлении программы.

При составлении программы использовались следующие литературные источники:

  1. Махаева  О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.:  УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Учебно-методический комплекс для организации профориентационной работы на 12 дисках, ИП Татаринов М.В., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа курса для 9класса " Твоя профессиональная карьера"

Программа содержит пояснительную записку,описание каждого урока, календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа по профориентации школьников

Рабочая программа по профориентации школьников...

Рабочая программа по профориентации для обучающихся 9-ых классов

Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся "В поисках своего призвания" Кудряшовой С.В. Расчитана на один год обучения для детей  9-ых клас...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...