Тренинговое занятие для подростков "Конфликт"
учебно-методический материал по психологии (6, 7 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

  Тренинговое занятие направлено на профилактику конфликтов. Данное занятие было разработано и проводилось с обучающимися 6-7 классов. 

   Цель:

  • Познакомить  подростков  с  понятием  «конфликт»,  «конфликтоген»,  «экскалация  конфликта»
  • развивать  у  учащихся  способность  к  выработке  собственных  способов  эффективной  коммуникации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНФЛИКТЫ. (занятие-тренинг для подростков) Подготовил: Удовенко Л.В., педагог-психолог МБОУ СОШ№1

Слайд 2

Конфликт (лат. conflictus- столкновение) - столкновение противоположных взглядов, интересов.

Слайд 3

Интересы 1: я хочу карандаши! Интересы 2: я хочу карандаши! разные Конфликт Предмет - один

Слайд 4

Причиной конфликта было то, что...

Слайд 5

Стратегии поведения Соревнование Компромисс Сотрудни- чество Приспособле- ние Избегание

Слайд 6

Стадии прохождения конфликта: Возникновение (противоречие) Осознание конф.сит. Конфликтное поведение Исход конструк-тивный деструктив-ный заморажи-вание

Слайд 7

КОНФЛИКТОГЕНЫ Суть: Закономерность: Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Экскалация конфликтогенов: получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду.

Слайд 8

Типы конфликтогенов Стремление к превос-ходству Проявления агрессив-ности Проявления эгоизма Упр «Достойный ответ»

Слайд 9

Как избежать конфликтогенов??? "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побеждённым" (Будда) "То что начато в гневе, кончается в стыде" (Л.Н.Толстой) "Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви" (Аристотель)

Слайд 10

1. Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете.В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека. 2. Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой. 3. Не позволять себе раздражения, гневного состояния. 4. Не упрямиться, не позволять себе быть капризным. 5. Нельзя быть совершенством во всем всегда. Не ругать себя, если что-то не получается на высоком уровне. 6. Не предъявлять чрезмерных требований к окружающим, принимать людей такими, какие они есть. 7. В ссоре старайтесь говорить только о самом разногласии. Ни в чем не обвиняйте оппонента. 8. Не говорите друг другу обидных слов. Это поможет вам сохранить конфликт на деловом уровне, не “спуститься” на личностный уровень конфликта.

Слайд 11

“ Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”. Генри Тэйлор



Предварительный просмотр:

Тренинг  

(6-7 класс)

Цель:

  • Познакомить  подростков  с  понятием  «конфликт»,  «конфликтоген»,  «экскалация  конфликта»
  • развивать  у  учащихся  способность  к  выработке  собственных  способов  эффективной  коммуникации.

1.  Что  такое  конфликт?  Давайте  вспомним  то,  о  чём  мы  с  вами  говорили  на  занятии  в  младших  классах  (см слайд 2,3).

2.  Поднимите  руку  те,  кому  приходилось  участвовать  в  конфликтной  ситуации.  Давайте  вспомним,   отчего  возникла  ваша  конфликтная  ситуация?  Что  было  причиной  конкретного  конфликта?  Закончите  предложение  (слайд 4):  «Причиной  конфликта  было  то,  что…»  (опрос  с  мягкой  игрушкой)

3.  А  сейчас  поговорим  собственно  о  поведении  в  конфликтной  ситуации  и  о  стратегиях  поведения  в  них.  Сейчас  возьмите  лист  бумаги  и  нарисуйте  рисунок  «Я  в  конфликтной  ситуации»

    Рисунки  собираются  и  обсуждаются:  «Как вы  думаете,  как  этот  человек  поступает  в  конфликтной  ситуации?»

4.  А  сейчас  давайте  опять  вернёмся  к  занятию,  на  котором  мы  говорили  о  конфликтах.  Вспомним,  какие  стратегии  поведения  в  конфликтной  ситуации  выдвигает  Томас  (см. слайд 5)

5.  Каждая  ли  конфликтная  ситуация  перерастает  в  конфликт?

       

  Для  того,  чтобы  понять  это  рассмотрим  стадии  прохождения  конфликта  (см. слайд 6).

6. Главную  роль  в  возникновении  конфликтов  играют  конфликтогены.  Давайте  подробнее  поговорим  о  них.

    В  чём  заключается  их  суть  и  закономерности  (см. слайд 7).

  ПРИМЕР,  иллюстрирующий  экскалацию  конфликтогена:

  В  автобус  вошла  девушка  -  стройная  и  симпатичная.  Проходя  по  проходу,  она  случайно,  так  как  автобус  дёрнулся,  толкнула  мужчину  средних  лет.  «Ну  ты,  корова!» - отреагировал  тот.  В  ответ  девушка  предложила  ему  выйти  с  ней  на  следующей  остановке,  что  он  и  сделал.  Войдя,  она  достала  из  сумочки  баллончик  и  брызнула  ему  в  лицо.  Мужчина  упал,  а  девушка  вскочила  в  автобус  и  уехала.

   Подобных  примеров  можно  привести  очень  много.

   ИГНОРИРОВАНИЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ЭКСКАЛАЦИИ  КОНФЛИКТОГЕНОВ – это  прямая  дорога  к  конфликту.

7.  Как  же  научиться  распознавать  конфликтогены?  В  этом  нам  поможет  их  классификация.  Оказывается  большинство  конфликтогенов  можно  отнести  к  одному  из  трёх  типов (см. слайд 8):

   Стремление  к  превосходству:  приказание,  угроза,  критика,  обвинение,  насмешка,  снисходительное  отношение,  хвастовство,  навязывание  своих  советов,  перебивание  собеседника,  обман…

   Проявление  агрессивности:  природная  агрессивность  («Если  с  утра  не  поругается  с  кем-то,  то  не  может  целый  день  работать»,  но  это  бывает  крайне  редко),  ситуативная  агрессивность  (неприятности,  плохое  самочувствие  и  настроение)

  Проявления  эгоизма:  эгоист  добивается  чего-то  для  себя  (обычно  за  счёт  других),  и   эта  несправедливость  служит  почвой  для  конфликтов.  Другой  человек – это  объект  и  средство  достижения  своих  целей.

8.  Как  научиться  не реагировать  на  конфликтогены  конфликтогенами  и  не  поддаться  закономерности  экскалации?  Давайте  попробуем  потренироваться  в  этом.

   Упражнение  «Достойный  ответ»

Цель:  отработка  навыка  конструктивного  выхода  из  конфликтных  ситуаций.

Содержание:  Все  участники  сидят  в  кругу.  Каждый  получает  от  ведущего  карточку,  на  которой  содержится  какое-либо  замечание  по  поводу  внешности  или  поведения  одного  из  участников.

   Все  слушатели  по  кругу  (по  очереди)  произносят  записанную  на  карточку  фразу,  глядя  в  глаза  соседу  справа,  задача  которого – достойно  ответить  на  этот  «выпад».  Затем  ответивший  участник  поворачивается  к  своему  соседу  справа  и  зачитывает  фразу  со  своей  карточки.  Когда  каждый  выполнит  задание, т.е.  побывает  и  в  качестве  «нападающего»,  и  в  качестве  «жертвы»,  упражнение  заканчивается  и  группа  переходит  к  обсуждению.

  Обсуждение:  

  • Легко  ли  было  выполнять  задание,  принимали  ли  вы  близко  к  сердцу  нелестное  замечание  о  себе?

   Затем  попробовать  предложить  различные  варианты  конструктивного  поиска,  который  поможет  в  реальных  жизненных  условиях  так  же  воспринимать  негативную  информацию  от  партнёров  по  общению.

9.  Давайте  попробуем  обобщить:  как  избежать  конфликтогенов?  (слайд 9,10,11)

           Три  способа  снять  агрессивность:

  • Пассивный  (поплакаться  кому-то,  пожаловаться,  выговориться)
  • Активные  (разрушение  целого:  копать  землю,  работа  пилой; циклические  упражнения: бег,  плавание,  велосипед)
  • Логический (Некоторые  предпочитают  логику  всему  остальному: сосредоточиться  на  неприятностях,  пока  не  будет  найден  выход  из  сложившегося  положения)

10. Рефлексия:

  • Полезна  ли  была  сегодняшняя  встреча?  Чем?  Кто-то  задумался  о  чём-то?  Захотелось   ли   что-то  поменять?

Приложение  к  тренингу

Упражнение  «Достойный  ответ»

Ты  слишком  высокого  мнения  о  себе.  Ты  ведёшь  себя  так,  как  будто  ты  самый  главный (главная).

Ты  никогда  никому  не  помогаешь.

Ты  как  не  от  мира  сего.

С  тобой  бесполезно  договариваться  о  чём-либо.  Ты  всё  равно  всё   забудешь.

Посмотри  на  кого  ты  похож (похожа)!

Ты  слишком  много  болтаешь  ерунды!

Балбес,  ты  куда  кидаешь  мяч!

Ты - бестолковый (бестолковая),  не  можешь  решить  простую  задачу!

Из-за  тебя  мы  сегодня  проиграли!

Тебя  родители  плохо  воспитали!

С  тобой  бесполезно  говорить  о  чём-то!

Ну  ты  красавица  (красавец)!

А  ты  мыться  не  пробовал?

У  тебя  такие  противная  туалетная  вода!

Ты  совсем  не  умеешь  одеваться,  выглядишь  как  пугало!

Как  можно  не  знать,  что  Эменем  -  известный  рэпер?

И  как  можно  дружить  с  таким  трусом?

Ты  ничего  не  можешь  сделать  самостоятельно!

У  тебя  глазки,  как  у  поросёнка!

Ты  похож (а)  на  чучело!

Ты  только  и  умеешь,  что  умничать!

Если  не  дашь  списать – после  школы  получишь!

Я  считаю,  что  ты  не  заслужил (а)  пятёрки  по  английскому  языку!

Я  уверена,  что  когда  ты  вырастешь,  ты  будешь  никчемным  человеком!

Ну  ты  лох!

За  такие  слова  язык  мало  выдернуть!

Ты  такая  вредина!

Я  не  хочу  сидеть  с  тобой  за  одной  партой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тренинговое занятие "Общение"

Овладение навыками вербального и невербального общения помогают сделать общение друг с другом более приятным и глубоким, не просто избежать конфликтных ситуаций, но и открыть в людях другие гран...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...