Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников
материал по психологии

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_shkolnaya.doc794.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.

Г. Нижневартовск

Оглавление

Пояснительная записка        4

I.        Анализ современного состояния системы работы с одаренными  детьми  в школе        6

II.        Цели и задачи программы        7

III.        Виды одаренности, на развитие которых направлена программа «Одаренные дети»        9

IV.        Принципы выявления одаренных детей в школе        9

V.        Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми        10

VI.        Принципы обучения одаренных детей в программе «Одаренные дети»        11

VII.        Иерархия целей и задач в обучении одаренных        14

VIII.Формы и методы обучения        14

IX.        Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы  к образовательным потребностям одаренных детей        15

X.        Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми        15

XI.        Организационные риски, возможные при реализации программы «Одаренные дети»        18

XII.        Этапы  и план реализации программы «Одаренные дети»        18

XIII.Планируемый результат  реализации программы        22

XIV.Показатели эффективности реализации  программы работы с одаренными детьми «Одаренные дети»        23

XV.        Средства контроля        23

XVI.Тезаурус        23

XVII.Список литературы        26

Приложение 1        29


Руководитель проекта:

Туренко Елена Валерьевна, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «средней общеобразовательной школы № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля».

Ответственные за реализацию программы:

  1. Мохова Лилия Рашидовна, заместитель директора школы по учебной работе;
  2. Лейсли Нелли Геннадьевна, заместитель директора школы по учебной работе;
  3. Рудько Галина Григорьевна, заместитель директора школы по учебной работе;
  4. Хащина Валентина Владиславовна, заместитель директора по воспитательной работе;
  5. Сафина Гузель Абдулловна, психолог школы;
  6. Южанина Светлана Юрьевна, психолог школы;
  7. Губарева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
  8. Творческая группа учителей по работе с одаренными обучающимися:
  • Юркина Светлана Владимировна, учитель начальных классов;
  • Соколова Галина Михайловна, учитель начальных классов;
  • Зиязова Татьяна Александровна, учитель начальных классов;
  • Снегирева Ольга Романовна,  учитель биологии;
  • Зюзякина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания:
  • Филиппов Валерий Павлович, учитель музыки;
  • Крючкова Татьяна Александровна, учитель изобразительного искусства;
  • Набокова Людмила Александровна, учитель изобразительного искусства;
  • Краковская Валентина Ивановна, учитель изобразительного искусства;
  • Савельева Марина Владимировна, учитель музыки

 


Пояснительная записка

В XXI веке остро встает проблема поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи должен стать одним из основных направлений программы деятельности управления образования.

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает прежде всего особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одаренность – причина динамики развития природных задатков в различных возрастных периодах.

На вооружение необходимо взять слова к.п.н., профессора Н.И. Ильичевой: «Все дети … одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его; на развитие одаренности влияет много факторов, основные из них: биогенетический, социально-экономический, педагогический и их диалектическое единство. Причем, доминирующим фактором считается педагогическийпри прочих равных условиях.» Исходя из данных положений, можно руководствоваться определением понятия одаренности, данным психологом К.К. Платоновым: «Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».

ВЫВОД: для развития природных задатков, «дара» необходимо педагогам, родителям использовать ранние сензитивные периоды. При разработке программы «Одаренные дети» мы исходили из вышеизложенных положений и обозначили круг проблем по управлению развитием одаренных школьников в рамках обучения, развития и воспитания в общеобразовательном учреждении и семейного воспитания.

Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми  через совершенствованиеи  развитие основ образовательного пространства школы.

 Программа«Одаренные дети»охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.

Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы  педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

  • овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;
  • психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;
  • зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

  • единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;
  • изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы  перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности обучающихся.


  1. Анализ современного состояния системы работы с одаренными  детьми  в школе

 Анализ проблем современных концепций работы с одаренными детьми, а также   переоценка основных положений программы школы  «Одаренные дети» (2005-2010 г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы  с одаренными детьми. Эти факторы привели к написанию  данной программы, которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. За это время школа стала научно-методической творческой лабораторией, активно разрабатывающей научные и практические аспекты данной проблемы. Сейчас школа   - это школа 4-х ступеней, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей:

  1. «Школа будущего первоклассника»: развитие природных задатков детей, наблюдение за «скоростью» развития интеллекта, подготовка детей к обучению в начальной школе.
  2. Начальная школа (1-4 классы) : всестороннее развитие личности ребенка в рамках нового ФГОСа, где наряду с общеобразовательными предметами изучаются  информатика, шахматы, проводятся занятия в хореографических,  вокальных, художественных  студиях.
  3.    Ступень основного общего образования - 5-9 классы, обучение в которых призвано  выявлять одаренных детей, их таланты, способности, подготовить учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения.
  4.  Ступень среднего общего (основного) образования – 10 -11 классы профильные: физико-математический, филологический, социально – экономический профиль, обучение в которых призвано развивать индивидуальность личности одаренных детей в соответствии с данными психолого-педагогических исследований в классах и подготовить их к дальнейшему обучению в ВУЗах.

Существенное значение для специфики школы с углубленным изучением предметов ХЭП имеет обучение учащихся  в профильных классах: художественных, музыкальных, хореографических.

Программа работы с одаренными детьми включает в себя ряд подпрограмм, мероприятий, призванных всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей:

  1. Программа работы НОУ «Эврика»;
  2. Программа «Школы  гуманитарного образования»;
  3. Программа «Образовательное событие в школе»;
  4. Программа работы Института интеллектуального развития»;
  5. Программа работы клуба младших школьников «Югорские эрудиты»;
  6. Программа интеллектуального  клуба «Что? Где? Когда?»;
  7. Программа клуба «Старшеклассник»;
  8. Программа клуба «Югорский Арбат»:
  9. Программа «Малая олимпиада»;
  10. Программа «Здоровье»;
  11. Программа ВИА «Гармония»;
  12. Программа «Школьный хор»;
  13. Программы танцевальных студий «Созвездие» , «Сияние», «Жемчужинки»;
  14. Программа кружка изобразительного искусства «Доминанта»;
  15. Программа «Шахматы»;
  16. Программа «Театр»;
  17. Конкурс «Портфолио ученика» для 2-11 классов»;
  18. Конкурс «Лучший ученик школы».

Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Преподаются   10 элективных курсов, работают 8 кружков, 5 секций. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.

  1. Цели и задачи программы

Стратегическая цель программы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей аттрактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель –расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель -развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи Программы:

  1. Развивать   одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
  2. Внедрять   в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
  3. Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей:

-обеспечить  участия одаренных детей в предметных олимпиадах, конкурсах  всех уровней, в том числе и дистанционных;

- развивать  и поддерживать классы специализированного  обучения, призванных работать с одаренными детьми; участие их в различных конкурсах;

- осуществлять эффективную подготовку к предметным олимпиадам в рамках программы «Школа гуманитарного образования» ;

-осуществлять тьюторское  сопровождение одаренных детей;

  1. Создать условия для подготовки  и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
  2. Осуществить  необходимые мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.

Основные задачи методического обеспечения Программы:

  • Внедрить  в практику  ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
  • обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую  поддержку одаренных детей;
  • совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;  
  • организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
  • создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.

  1. Виды одаренности, на развитие которых направлена программа «Одаренные дети»

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

  • Общая интеллектуальная  (академическая) одаренность;
  • Информационно- коммуникативная одаренность;
  • Творческая одаренность;
  • Социальная одаренность;
  • Спортивная одаренность.

Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель  школы. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию. Система работы по развитию данных видов одаренности представлена в Приложении № 1.

  1. Принципы выявления одаренных детей в школе
  • Опора на валидные и экологичные методы психодиагностики;
  • Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;
  • Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления  так называемой «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития обучающихся, осуществляемое  психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой  работы психолога с учащимися. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

Мы считаем, что режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

  1. Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.

С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей - как реализацию их  индивидуальности. Принцип педагогики индивидуализации стал концептуальным обоснованием нашей программы. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:

  • общие или специальные способности выше среднего,
  • высокий уровень включенности в задачу,
  • высокий уровень креативности.

Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Трактовка одаренности в концепции «обогащенного обучения» Д. Рензулли соответствует  специфическим условиям функционирования образовательной модели школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля,  поэтому выделенные им факторы одаренности, легли в основу данной программы. Использование при составлении учебных программ для одаренных детей трактовки одаренности Д.Рензулли, позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес. Основная задача учителя при этом  состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. Д. Рензулли охарактеризовал занятия, построенные в соответствии с принципами концепции «обогащенного обучения», как «выходящие за рамки установленной учебной программы и опережающие ее».

Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация, оно в значительной мере становиться возможным лишь благодаря самовоспитанию.  Принципы концепции  свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута). Программа «Одаренные дети» открывает обучающимся перспективу перехода от индивидуального образовательного маршрута к индивидуальному образованию, через реализацию индивидуального учебного плана.

  1. Принципы обучения одаренных детей в программе «Одаренные дети»

Основные направления научно - методического сопровождения  деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей обучающихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

  1. применение междисциплинарного подхода (образовательные события);
  2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
  4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
  7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
  8.  установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
  9.  установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

 В конечном итоге, Программа предусматривает обеспечение  баланса между когнитивным и аффективным развитием личности одаренного ребенка, формирование у него интегративного мышления и общей картины мира.

Программа работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение.

Реализация Программы «Одаренные дети» предполагает несколько организационных форм ускорения:

  1. ускорение в обычном классе;
  2. профильные классы;
  3. радикальное ускорение (возможность заниматься по индивидуальной  программе).

Оптимальный результат достигается при одновременно соответствующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании двух основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.б

Стратегии ускорения обучения одаренных детей  через обогащение содержания образования

Рис.1

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления  и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.  Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия ориентированные на развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию.

 Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.

         Учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с одаренными детьми,  соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразии точек зрения.

Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным глобальным формам творческой коммуникации.

  1. Иерархия целей и задач в обучении одаренных

Рис.2

  1. Формы и методы обучения

При выборе инновационных форм и методов обучения мы опирались на основные положения:

  • технологии модульного-развивающего обучения (МРО);
  • технологии саморазвития личности Г.К. Селевко;
  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо и др.

Формы, педагогические методы и приемы, коммуникативный компонент сопровождения урока в рамках МРО, рассматриваются нами в качестве наиболее приемлемых для решения задач развития индивидуальности личности одаренных детей. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Именно поэтому в качестве интегрального показателя развития ребенка мы выбрали не  только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях научных проектов), но и показатели развития индивидуальности личности. К таковым относятся:

  • Потребности и мотивы самосовершенствования личности (нравственно-волевая мотивация);
  • Я – концепция;
  • Способности личности.

Рассматривая личность учащегося и педагога как самоуправляемую систему, мы выделили именно эти три интегральных, психогенных фактора развития, которые и составляют (используя модель личности К.К. Платонова) саморегулирующийся механизм индивидуальности личности, «запускающий» ее развитие.

  1. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы  к образовательным потребностям одаренных детей
  1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.
  2. Разнообразные виды поддержки обучающихся:
  • психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость),
  •  правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),
  • социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении),
  • валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).
  1. Право свободного выбора:
  • профиля,
  • специализации,
  • уровня,
  • вида творческого труда.
  1. Комфортность  и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний  вид всех субъектов образовательного процесса).
  1. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

Успешный учитель для одаренных детей — прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

  • Он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
  • Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной, социальной.
  • Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально - личностные качества, по меньшей мере, тремя путями:
  • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

 Для определения компетентности педагогов школы проводилось изучение направленности на работу с одаренными детьми. Использовались метод наблюдения, анализ посещенных уроков, тестирование. Определялись качества, которые по нашему мнению необходимы учителю для работы с одаренными детьми.

По результатам данного анализа из 52 учителей 50% готовы работать (и работают) с детьми с признаками одаренности. Большая часть данных педагогов характеризуются наличием  теоретических  знаний  и  многолетнего  практического  опыта работы с детьми с признаками одаренности; позитивную «Я - концепцию»; способность к индивидуализации обучения.

Педагоги школы (Губарева И.Н., ,  Дмитриева И.Е., Лейсли Н.Г., Рунова Т.А. - учителя  русского языка и литературы, Снегирева О.Р., учитель биологии, Шавхалова Ш.В., учитель физики., Жабина О.В., Зюзякина И.Н. – учителя истории и обществознания, Телегина Е.Н., учитель английского языка, Силкина Г.Н., учитель физической культуры, Пирогова М.В., Головин О.Д. -  учителя технологии, МоховС.А., Мохова Л.Р. – учителя информатики, Юркина С.В., Рудько Г.Г., Алешина Ю.М., Зиязова Т.А., Соколова Г.М.- учителя начальных классов) принимают участие в работе жюри муниципальных конкурсов и олимпиад.Губарева И.Н., Снегирева О.Р., Савельева М.В., Зюзякина И.Н., Силкина Г.Н.  готовили обучающихся города к региональному этапу Всероссийской олимпиады в рамках сессии для старшеклассников.

Рис.3

Инициативной группой преподавателей осваивается технология «Образовательное событие».Сущность образовательного события заключается в том, что  организуются  специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем)  ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

В каникулярное время для одаренных ребят работает «Школа  гуманитарного образования» в рамках которого педагоги школы проводят с обучающимися интенсивный курс подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников (приложение 2)

Однако, следует отметить, что специальную курсовую подготовку по работе с одаренными детьми большая часть педагогов школы за последние 5 лет не проходила.

Школьная социально-психологическая служба представлена 2 педагогами-психологами (Сафина Г. А.  и Южанина С. Ю.). Все работники социально-психологической службы имеет необходимую методологическую подготовку для работы с данной категорией учащихся.

Организационные риски, возможные при реализации программы «Одаренные дети»

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  • появление «звёздности» у обучающихся;
  •  рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не нарушение взаимоотношений с одноклассниками и учителями;
  • возможность перегрузки ребёнка;
  • нарушение здоровья ребёнка.
  • Несоответствие потребности одаренного ученика и возможностью педагога.

  1. Этапы  и план реализации программы «Одаренные дети»

2011-2012 учебный год – диагностико - прогностический, организационный этап

2012-2013учебный год – практический  этап

2013-2014 учебный год – обобщающий  этап

  1. Диагностико - прогностический этап, 2011-2012  учебный год

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ современных концепций работы с одаренными детьми

семинар

Администрация

Анализ основных результатов программы школы «Одаренные дети» (2005- 2010г.г.)

Сборник электронных материалов из опыта работы

НМС

Отбор образовательных технологий, позволяющих реализовать потенциальные способности одаренных детей

Рекомендации для проведения педагогического совета

Зам. директора по УВР, психологи

Планирование психологического сопровождения

Пакет диагностик

Психологическая служба

Определение  и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы

Круглый стол

Администрация

Разработка управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Модель управления

НМС, творческая группа педагогов

Разработка системы мотивации педагогов и обучающихся

Мониторинг учителя

Администрация, Управляющий совет

Формирование организационных структур: тьюторских команд по работе с одаренными детьми, объединений дополнительного образования

Модель

Зам. директора по УР, зам. директора по ВР

Разработка и реализация системы  методических семинаров

Программа подготовки кадров

Руководители МО, психолог

Разработка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения

Зам. директора по УР

Организация работы метапредметных проблемных групп педагогов

Методические разработки

Руководители МО

Адаптация воспитательной системы школы к условиям работы с одаренными детьми

Программы работы объединений дополнительного образования

Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного  образования

Консультативная и просветительская работа среди родителей

Программа родительского лектория и  клуба родителей одаренных детей

Классные руководители,

Зам. директора по УР

Создание банка данных педагогических технологий по развитию одаренности

электронный Методический сборник

Зам. директора по работе с одаренными детьми

Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных

Аналитические справки, отчеты

Зам. директора по работе с одаренными детьми

Создание банка «Одаренные дети»

Мониторинг достижений одаренных детей

Кураторы, зам. директора

  1. Практический  этап – 2012-2013 учебные года

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Внедрение управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Аналитические отчеты педагогов

Администрация

Психологическое сопровождение

Спецкурс для учителей «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми»

Психологи

Корректировка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения

Зам. директора по работе с одаренными детьми

Апробация методической базы для реализации Программы

Комплект аналитических материалов

Заместители директора

Апробация новых форм работы с одаренными детьми

Программы объединений дополнительного образования, интегративные курсы

Заместители директора

Реализация системы  методических семинаров

Программа подготовки кадров, обмен опытом

Руководители МО заместитель директора по УР

Обобщение инновационного опыта педагогов в работе с одаренными детьми

Методическая копилка

НМС

Работа метапредметных проблемных групп педагогов

Методические разработки

Руководители  МО

Внедрение системы мотивации педагогов и обучающихся

НСОТ, программа поддержки одаренных

Управляющий совет, администрация

Участие обучающихся в олимпиадах, научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных

Аналитические справки, отчеты

Зам. директора по работе с одаренными детьми

Психологическое сопровождение: отслеживание динамики  развития одаренности, уровня комфортности субъектов образовательного процесса

Рекомендации, программы, тренинги

Психологи, классные руководители

Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов

Консультации, педагогические чтения, открытые заседания клуба родителей одаренных детей, «Телефон доверия»

Классные руководители,

Зам. директора по работе с одаренными детьми

                4. Обобщающий  этап – 2013-2014  учебный год

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Анализ и оформление результатов реализации Программы

Конференция «Программа работы с одаренными детьми: итоги и перспективы»,

сборник материалов

Администрация

Завершение разработки рабочего комплекта нормативных документов, учебных программ

Сборник нормативно-правовых документов

Администрация

Совершенствование форм работы с одаренными детьми

Методическая панорама, выпуск серии исследовательских и творческих работ «Первые шаги»

Заместители директора

Создание пакета описаний форм работы с одаренными детьми на ступенях дошкольного образования, начальной, основной, средней школы

Альманах «Одаренные  дети» с электронным приложением

Заместители директора,  Пресс- центр

Обобщение опыта психологического сопровождения программы

Выводы и рекомендации

Психологи

Разработка технологии работы в разных моделях тьюторского сопровождения    

Описание методических приемов и техник деятельности тьютора

 Школьная команда тьюторов

Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

Совместные меропрятия

Администрация

  1. Планируемый результат  реализации программы

Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения  в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся  условия социума:

  • разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;
  • Формирование  и совершенствование системы работы с одаренными обучающимися.
  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их психологических и социальных характеристик
  • создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;                 
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;
  • налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями  города Нижневартовска и ХМАО, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, межрегиональных контактов, способствующих социализации одаренных детей;
  • Обеспечение оптимального взаимодействия педагогов школы, родителей с одаренными детьми.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  1. Показатели эффективности реализации  программы работы с одаренными детьми «Одаренные дети»
  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышения уровня владения детьми общепредметными  и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

  1. Поощрение и стимулирование одаренных детей
  • Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных, городских СМИ.
  • Функционирование стенда «Наши звезды».
  • Школьный конкурс «Ученик года».
  • Конкурс «Портфолио ученика».
  • Информирование о достижениях ребенка через классные собрания, сайт школы, школьную газету.
  • Премирование.
  • Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне  школы и муниципалитета.
  1. Средства контроля

Проверка хода процесса, сбор и учет данных о качестве образования,  обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление педагогом и учащимся нового опыта жизненной деятельности.

Ведение педагогом – тьютором мониторинга достижений учащегося.

  1. Тезаурус

АТТРАКЦИЯ – конечное, устойчивое состояние системы, которое притягивает к себе всё множество траекторий движений системных объектов.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ -          процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Понятие индивидуализации занимает в аналитической психологии центральное место.

ОДАРЕННОСТЬ - 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.

При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

 Одаренность ранняя сопровождается выраженной увлеченностью некоими занятиями и склонностью проявлять фантазию.

Результаты тестовых испытаний не позволяют судить о наличии либо отсутствии одаренности - в силу того, что тесты стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений.

СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ – способность к автономному нонконформистскому существованию, способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биолгическую социальную заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный выбор. Именно свободоспособность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.

СИСТЕМА – совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно- следственных связей, единство отношений и связей отдельных частей, обуславливающих выполнение определенной сложной функции, которая возможна благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете, обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

  1. Список литературы
  1. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3
  3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995,  №4
  4. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая
  5. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993
  6. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
  7. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003
  8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.М.: 2000
  9.  Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3
  10. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6
  11. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999
  13. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
  14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
  15. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
  16. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
  17. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
  18. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.


Приложение 1

Система работы по развитию одаренности в рамках программы «Одаренные дети»

Интеллектуальная одаренность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1.Организация работы проектов по программе развития школы «Одаренные дети»:

- «Югорский арбат»;

–«Институт развития интеллекта»;

- клуб «Что? Где? Когда?»;

- клуб «Эврика».

2.Определение тем проектной, исследовательской деятельности учащихся.

3. Заседание секций НОУ: Ведение дневника проектной деятельности, предназначенного для организации индивидуальных и групповых проектов.

  1. Диагностика личностного, интеллектуального развития и творческих способностей одаренных учащихся (5-9 кл.).

2. Школьные предметные олимпиады (1,2 туры).

3.Организационно-установочное собрание НОУ.

4.Тематическикй семинар для членов НОУ.

5.Заседание секций НОУ.

1.Учебно-деятельностная игра педагогов с одаренными учащимися

2. Подготовка и участие в городских предметных олимпиадах.

3. Учебно- практические  занятия НОУ.

1.Групповые развивающие занятия с одаренными учащимися.

2.Заседание секций НОУ

3.Промежуточная защита этапов исследовательской работы учащихся в секциях НОУ.

4. Учебно- практическое занятие НОУ.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Организация занятий и интеллектуальных игр с участниками клубов «Институт развития интеллекта», «Что? Где? Когда?», «Эврика» в рамках подготовки к городским мероприятиям.

2. Сессия НОУ: промежуточные результаты проектной и исследовательской деятельности.

1. Учебная  сессия одаренных учащихся 2-9 классов

2. Школьная лаборатория: День открытых дверей по презентации достижений школьного НОУ.

3.Заседание секций НОУ.

1.Подготовка и участие во Всероссийской предметной дистанционной олимпиаде .

2. Школьная научно-практическая конференция учащихся «Эврика».

1.Подготовка и участие в городской предметной олимпиаде «Юниор».

2. Участие в городском Слете НОУ среди образовательных учреждений города.

3. Подведение итогов работы НОУ: Фестиваль лучших ученических и педагогических проектных и исследовательских работ года.

1.Школьный конкурс портфолио «Лучший учащийся школы – года».

2.Участие в городском конкурсе портфолио «Ученик года». Отв. Мохова Л.Р.

Групповые развивающие занятия  с одаренными учащимися.

Творческая одаренность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 Организация творческих кружков.

Участие учащихся музыкальных и хореографических классов  в празднике «Первое сентября».

  • Определение обучающихся 9 «г» класса тем дипломных исследовательских работ.
  • Подготовка учащихся музыкальных и хореографических классов  к конкурсам.
  • Участие художественных классов в конкурсах (очных и дистанционных).
  • Участие в праздниках «День пожилых людей» (1 октября), «День учителя»: концерт, конкурсы рисунков.

  • Конкурс рисунков ко «Дню народного единства».
  • Работа над исследовательской работой уч-ся 9 «г» класса.
  • Участие художественных классов в конкурсах (очных и дистанционных).
  • Участие в образовательном событии школы
  • Участие обучающихся в конкурсе «Мастерская Деда Мороза»
  • Театральное представление к Новому году.
  • Конкурс рисунков к Новому году.
  • Участие в концерте к Новому году.
  • Работа над исследовательской работой уч-ся 9 «г» класса. Создание форэскизов.
  • Участие художественных классов в конкурсах (очных и дистанционных).

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа над исследовательской работой уч-ся 9 «г» класса. Создание форэскизов

Участие в концертах, конкурсах рисунков и поделок к 23 февраля.

  • Участие в концертах, конкурсах рисунков и поделок к 8 марта.
  • Театральное представление к 8 марта.
  • Участие в образовательном событии школы
  • Участие обучающихся художественных классов в фестивалях «Грани познания», «Открытие мира» и др.
  • Участие учащихся в школьном конкурсе «Радуга творчества».
  • Защита дипломных работ учащимися 9 «г» класса;

Экзамен в художественных, музыкальных классах

Участие обучающихся художественных классов Городском Слете НОУ.

Участие музыкальных классов в концерте, посвященному Дню Победы», отчетных родительских собраниях.

Участие уч-ся в празднике «Последний звонок»

Участие в очных и дистанционных творческих конкурсах различного уровня

Спортивная одаренность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Участие в кроссе «Осенний марафон»

Участие в городских конкурсах по теннису.

Участие в ШЭВОШ.

Участие в школьном соревновании по баскетболу

Участие в МЭВОШ

Участие в школьном соревновании по волейболу

Участие в городских президентских состязаниях Участие в школьном соревновании по стрельбе

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Участие в школьном соревновании по теннису

Школьная Игра »Богатырские забавы»

Участие в региональных президентских состязаниях

Участие в конкурсе по лыжам

Участие в региональных соревнованиях по баскетболу «КЭС-баскет»

 Участие в городском соревновании по стрельбе

Участие в городском конкурсе «Зарница»

Участие в школьном соревновании по футболу

Участие в дружественных мачтах по баскетболу

Участие в соревнованиях различного уровня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей МКОУ Новотроицкой СОШ № 12

Актуальность программы: На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях, не проходя ступень школ...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в Тазовском районном Доме творчества на 2021-2022 учебный год

Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога и педагогов дополнительного образования, направленное на оказание психолого-педагогической помощи ода...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей...