Семинар для педагогов по теме «Исследование личностных УУД у учащихся основной школы».
методическая разработка по психологии

Семинар для педагогов по теме «Исследование личностных УУД у учащихся основной школы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_uud.docx15.3 КБ
Файл seminar_uud_2.pptx115.3 КБ

Предварительный просмотр:

18.11.2016 Выступление на семинаре по теме «Исследование личностных УУД у учащихся основной школы».

Каждый педагог, учитель-предметник, согласно требованиям ФГОС обязан формировать и отслеживать  предметные результаты и метапредметные и личностные УУД постоянно в течение всего периода обучения детей в основной школе. Чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка на пути формирования УУД и эффективности своей работы нужен мониторинг (слайд 2), т.е. единая стандартизированная процедура и продуманные методы сбора и анализа информации и анализа результатов. Могут быть использованы: анкеты, тесты, наблюдения, беседы.

Каждый педагог проводит исследования и ее результаты вносят в сводные итоговые бланки - технологические карты(сл3).

 (сл4)И так ежегодно пополняется банк  данных о каждом ученике и формируется банк методических материалов для проведения мониторинга УУД основной школы.

 Это комплексная работа всего коллектива и нам нужно выйти на систему. Мы сейчас не навязываем готовых схем и диагностик  наша задача: подбор апробирование тестового инструментария и системы работы с учащимися осн. школы, выделение  критериев, которые отслеживаем мы-психологи, а вы должны взять и использовать данные для работы, а что  необходимо исследовать педагогам, под руководством завучей по воспитательной работе, по учебной части и социального педагога.

(сл5)Я остановлюсь на личностных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования и личностных УУД.

Личностные УУД делятся на 3 основных блока: Самоопределение, Смыслообразование, Нравственно-этическая ориентация. Мы имеем многолетний опыт исследования таких критериев как самооценка и учебная мотивация. Можно также рассматривать исследование тревожности и профессионального самоопределения.  А вот нравственно-этическая ориентация  требует разработки. Но как я уже говорила,  это комплексная работа всего коллектива. Предлагаю использовать наблюдение, тесты, создать творческую группу по созданию мониторинга личностных  УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование личностных УУД учащихся основной школы Педагог-психолог Южанина С.Ю.

Слайд 2

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.

Слайд 3

№ Фамилия Имя учащегося Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Итог Итог Итог Итог 1 2 3 … ВЫСОКИЙ уровень СРЕДНИЙ уровень НИЗКИЙ уровень Сводная ведомость сформированности универсальных учебных действий учащихся класса 20.. -20.. уч.г

Слайд 4

Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов , способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов; Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образован

Слайд 5

универсальные действия Основные критерии оценивания Методы сбора информации 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс I . Личностные универсальные учебные действия 1 Самоопределение Самооценка 1.1. Высота самооценки личности, ее дифференцированность ; 1.2. Уровень притязаний личности, соотношение самооценки и уровня притязаний. 1.3. Рефлексивность самооценки, личностная рефлексия. Методика определения уровня самооценки и притязаний личности. Дембо - С.Я. Рубинштейна Модификация A . M .Прихожан Методика определения уровня самооценки и притязаний личности. Дембо - С.Я. Рубинштейна Модификация A . M .Прихожан Методика определения уровня самооценки и притязаний личности. Дембо - С.Я. Рубинштейна Модификация A . M .Прихожан Методика определения уровня самооценки и притязаний личности. Дембо - С.Я. Рубинштейна Модификация A . M .Прихожан тревожность 1.1Самочувствие 1.2 тревожность в адаптациоонный период 1.3 Школьная тревожность 1.4 переживания социального стресса 1.5фрустрация потребности в достижении успеха 1.6 страх самовыражения 1.7страх ситуации проверки знаний 1.8страх не соответствовать ожиданиям окружающих 1.9низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 1.10 проблемы и страхи в отношениях с учителями Анкета выявления тревожности пятиклассников в период адаптации Тест школьной тревожности ( Филлипс ) 9-14лет (по необходимости индивидуально) Тест школьной тревожности ( Филлипс ) 9-14лет (по необходимости индивидуально) Тест школьной тревожности ( Филлипс ) 9-14лет (по необходимости индивидуально) Тест школьной тревожности ( Филлипс ) 9-14лет (по необходимости индивидуально)

Слайд 6

универсальные действия Основные критерии оценивания Методы сбора информации 5 класс 6 ,7класс 8 класс 9 класс 2 Смыслообразование Мотивация учебной деятельности формирование ответственного отношения к учению 2.1 Отношение детей к школе и обучению. 2.2.Сформированность познавательных мотивов 2.3 Сформированность социальных мотивов 2.4.Сформированность учебных мотивов./ 2.5 Определение смысла учебной деятельности для школьника/ мотивационные предпочтения . 2.6 учебная активность Опросник «Учебная мотивация » (5-8 класс) Автор: Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика учебной мотивации» Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся. Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот )часть1.1;4 Опросник «Учебная мотивация» ( 5-8 класс) Автор: Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика учебной мотивации » Методика «Направленность на приобретение знаний»Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой . Опросник «Учебная мотивация» (5-8 класс) Автор: Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика учебной мотивации» Опросник «Учебная мотивация» (9-11класс ) Автор: Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика учебной мотивации» Профессиональное самоопределение направленность интересов профессиональные склонности, предпочтения Направленность интересов Савенькова Анкета интересов. Савенькова Модифиц.Анкета профессиональных предпочтений.( учебные предметы профессиональной области)

Слайд 7

3 Нравственно-этическая ориентация Д ифференциация конвенциональных и моральных норм Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/ следования моральной норме Сформированность моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) Э. М. Александровская, Ст. Громбах Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот )часть2.1;2.2;2.3 Решение моральной дилеммы на основе децентрации Принятие решений на основе соотнесения нескольких моральных норм Учет объективных последствий нарушения нормы, мотивов, чувств и эмоций нарушителя. Оценка действий с точки зрения нарушения/ соблюдения моральной нормы Адекватность оценки действий с точки зрения нарушения и соблюдения моральной нормы Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы Уровень развития моральных суждений гражданская идентичность, патриотизм Ценность здорового и безопасного образа жизни

Слайд 8

№ Критерии Бал-лы Поведенческие индикаторы сформированности критерия 1. Критерии эффективности учебной деятельности 1.1. Учебная активность 0 1 2 3 4 5 – активность отсутствует; – пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски; – активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает; – редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно; – стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы; – активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать . 4. Эмоциональное благополучие 0 1 2 3 4 5 – преобладает агрессия или депрессия; – выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками; – отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость); – эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении; – спокойное эмоциональное состояние; – находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.

Слайд 9

2. Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения 2.1. Нравственно-этическая готовность 0 1 2 3 4 5 – не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме); – ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь); – понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое; – учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы; – адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; – умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы. 2.2. Поведение на уроке 0 1 2 3 4 5 – не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет; – часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается; – на уроке скован, напряжен или часто отвлекается; – иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко; – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается; – сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя. 2.3. Поведение вне урока 0 1 2 3 4 5 – часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим; – пассивен, движения скованы , избегает общения вне урока; – не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой; – активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию; – активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.; – высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.

Слайд 10

Методика «Направленность на приобретение знаний» Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой . Инструкция Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. Обработка результатов За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. Ключ к опроснику О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12. Выводы Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотиваций на приоб­ретение знаний .

Слайд 11

Текст опросника 1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу садишься за уроки, повторяй и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая. что урок по этому предмету будет еще через пень. 3 . Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет. 4. Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие. 5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет. 6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да; б) нет. 8 . Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет. 9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет. 11 . Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть: а) учиться; б) болеть. 12. Что для тебя важнее — отметки или знания: а) отметки; б) знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"

Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...

Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения – путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»

Проект направлен на внедрение деятельностного подхода на уроках природоведения в целях развития познавательного интереса учащихся. В ходе работы над проектом изучаются теоретические аспекты деятельнос...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".

Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...

Семинар для педагогов на тему: " Влияние насилия на личностное развитие ребенка"

В ходе работы над семинаром было проведено анкетирование педагогов, из чего сделаны выводы, что тема насилия в детском коллективе злободневна и актуальна, т.к. каждый человек в своей житзни встречался...

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...

Диссертация на тему "Теория и практика обучения учащихся основной школы устной русской речи в условиях русско-башкирского двуязычия"

Диссертация на тему "Теория и практика обучения учащихся основной школы  устной русской речи в условиях русско-башкирского двуязычия"...