Коррекционное занятие для подростков "Как избежать конфликтов"
план-конспект по психологии

Одно из занятий коррекционно-развивающей программы, направленной на работу с подростками, имеющими отклонения в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie_kak_izbezhat_konfliktov.docx73.64 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное  занятие «Как избежать конфликтов»

ФИ___________________________________Класс______

Общаясь друг с другом, люди не всегда находят общий язык. Бывают ситуации, в которых мы не согласны с мнением, отношением, позицией других и готовы отстаивать свою точку зрения, чего бы это ни стоило.

Так возникает конфликтная ситуация, которая почти всегда сопровождается отрицательными эмоциями, взаимными обидами, непониманием.

Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, острый спор, приводящий к борьбе.

Конфликты бывают внутренними (когда в самом человеке борются два противоположных мнения, взгляда на ситуацию, желания) и межличностными, т. е. возникающими в отношениях между людьми.

Любой конфликт, независимо от причины его возникновения, отрицательно влияет на человека. Очень часто люди конфликтуют не потому, что не совпадают их точки зрения, мнения, а потому, что они не умеют спорить и отстаивать свою позицию, не обижая при этом собеседника.

Задание 1

Вспомни и приведи примеры своих внутренних конфликтов. (Например, хочется идти гулять, но надо делать уроки.)

Часто ли у тебя бывают такие ситуации, когда трудно принять решение, сделать выбор?

Пример 1

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Какие доводы помогли тебе принять решение?

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Чему научил тебя этот случай?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Пример 2

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Почему тебе было трудно принять решение в этой ситуации?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Какое решение было принято? Считаешь ли ты, что оно было правильным?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание 2

Представь себе ситуацию: ты хочешь пойти погулять, но родители по какой-то причине не разрешают тебе. Тебе нужно добиться своего, но при этом избежать конфликта.

Как ты будешь себя вести?________________________________________

_____________________________________________________________________

Что скажешь родителям?__________________________________________

______________________________________________________________________

Как ты поступишь, если тебе не удастся убедить родителей?____________

______________________________________________________________________

Как будешь реагировать на слова взрослых?__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Придумай конфликтную ситуацию и предложи несколько вариантов разрешения конфликта.

Некоторые люди в силу своего характера постоянно оказываются в ситуации конфликта. Этим они значительно усложняют жизнь себе и окружающим. Чтобы жить в согласии с близкими и самим собой, необходимо научиться не доводить разногласия и споры до конфликта. Давай вместе подумаем, почему возникают конфликты.

Наиболее распространенные причины конфликтов:

  • неумение спокойно реагировать на то, что у людей может быть другое (отличное от твоего) мнение, точка зрения, позиция;
  • неумение слушать и принимать к сведению аргументы (доводы) «противника»;
  • неумение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • подмена обсуждения разногласий выяснением личных отношений;
  • некорректное поведение, неуважительное отношение (грубость, агрессивность, презрительность, показное безразличие).

Для того чтобы выйти из конфликта, надо:

  • привести все аргументы (доводы) «за» и «против»;
  • выбрать из них наиболее значимые (важные) для тебя;
  • взвесить собственные возможности;
  • продумать, что и в какой последовательности нужно сделать для достижения своей цели.

Приведем пример решения внутреннего конфликта. Ситуация: нужно прочитать книгу, но не хочется. Прочитай и отметь те доводы, которые ты считаешь главными.

Аргументы «за»:                    Аргументы «против»:

1)буду знать, о чем эта книга;                   1) раз книга не нравится, не стоит

тратить время;

  1. можно получить хорошую отметку;               2) ребята тоже читать не будут;
  2. плохая отметка огорчит родителей;       3) может быть, и не вызовут

отвечать;

4)может пригодиться в будущем.                   4) могу интереснее провести время.

Какое решение ты примешь в данной ситуации?

Объясни почему.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание 4

Прочитай отрывки из рассказа Ю. Сотника «На тебя вся надежда». Ответь на вопросы.

Очень часто дети и взрослые не могут найти общий язык. Главный герой рассказа Леша Тучков столкнулся с этой проблемой. Его родители уехали на отдых и попросили свою знакомую (тетю Соню) присмотреть за сыном. Тетя Соня решила организовать распорядок дня мальчика по своему усмотрению и требовала, чтобы он занимался только теми делами, которые ей казались «полезными».

Леше Тучкову такая жизнь не нравится.

...Я поведал, как «эта тетка» мне вздохнуть не дает, рассказал про распорядок дня, про занятия трудом...

  • А у тебя что, языка нет? — спросил Дудкин.
  • Какого языка?

—        А вот такого! Чтобы сказать: «Я вам не маленький, и нечего вам
командовать. Буду жить, как при родителях жил, и всё! И не привязывайтесь!»

...Я взбунтовался лишь на третий день после отъезда родителей. Тетя Соня... велела мне взять чистую тетрадку и надписать: «Дневник чтения».

...Я слез со стула и тихо сказал:

—        Не буду я записывать... И вообще я сейчас пойду гулять... И вообще буду делать, что хочу. Вот! И не привязывайтесь! Вот!

...Ребята во дворе одобрили мой бунт.

Настало время обедать... Ел я без аппетита. Прошло, наверное, минут десять, пока я одолел полтарелки. Все это время тетя Соня сидела, подперев подбородок руками, и не шевелилась. Но вот она негромко спросила:

  • Ты ничего не замечаешь?
  • Замечаю... что вы ничего не едите.

—        Так вот, Алексей: я никогда детей не наказывала и наказывать не
стану... Но имей в виду: я до тех пор ничего не буду есть, пока ты не извинишься передо мной и не начнешь вести себя, как мы уговорились. Дошло?

...Я вылез из-за стола и сказал:

—        Я тоже не буду есть...

Я представил себе три байдарки... а в одной из них — папу с мамой. Они плывут себе, переговариваясь с друзьями... Они там развлекаются в свое удовольствие, а мне вот мучайся из-за них.

Я всхлипнул... Мне захотелось выкинуть что-нибудь такое, что мама с папой надолго бы запомнили. Одним словом, мне захотелось проучить своих родителей и эту самую тетю Соню.

...Примерно еще через полчаса я вышел из подъезда. На мне было драповое пальто, зеленая вязаная шапка и шерстяные брюки... Под аркой ворот я встретил Аглаю.

—        Чего это ты? Как на Северный полюс...

Я остановился и, понизив голос, сказал загадочно...

—        Я из дома убежал...

Как ты думаешь, правильный ли способ решения конфликта выбрал Леша? Как на его месте поступил бы ты?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дочитай рассказ до конца, и ты узнаешь, чем закончилась эта история.

Задание 5

Конфликтность

Ответив на вопросы теста, ты узнаешь, умеешь ли ты выходить из конфликтных ситуаций.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1. Часто ли ты ссоришься с друзьями?

2. Любишь ли ты спорить по любому поводу?

3. Извиняешься ли ты, когда понимаешь, что неправ?

4. Часто ли ты ссоришься с родителями?

5. Часто ли ты высказываешь свое несогласие с мнением других?

6. Можешь ли простить человека, если даже знаешь, что прав?

Поставь себе по 3 балла за каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 4, 5; за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 6.

Поставь себе по 1 баллу за каждый ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5; за каждый ответ «да» на вопросы 3, 6.

Прочитай высказывания. Можешь ли ты согласиться с ними? Какое из этих выражений тебе нравится больше всего?

Началом спора бывает правдоподобие, его пищею — упрямство, концом — гнев.

А. Оксеншерна

В мире существует только один способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

Д. Карнеги

Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих.

Вольтер

        Завершение занятия. Рефлексия

Сегодня я узнал________________________________________________________________

Сегодня мне понравилось_______________________________________________________

Сегодня я понял, что___________________________________________________________

В будущем я постараюсь_______________________________________________________

Моё настроение_______________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать конфликтов

Существует ряд простых правил...

Классный час "Как избежать конфликтов?"

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в д...

Родителям - как избежать конфликтов в семье

Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит не­желание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним ...

Буклет для подростков "Как избежать конфликтов с родителями"

Буклет знакомит учащихся с основными правилами избегания конфликтов со взрослыми и интересными фактами из истории....

"Как избежать конфликтов в семье"

Полезные материалы к родительским собраниям и консультациям...

Как избежать конфликтов с ребенком?

Каждый из нас имеет свои пристрастия, вкусы, сужде­ния. И ваш ребенок, каким бы маленьким он ни был, — не исключение. Не ущемляйте его права, ведь он — лич­ность....

Как избежать конфликтов с подростками?

Советы родителям  во избежание конфликтов с детьми....