Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".

В статье представлены некоторые варианты работы по профилактике аддитивного поведения подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл addiktivnoe_povedenie.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Ленинградский областной институт развития образования»

(ГАОУ ДПО «ЛОИРО»)

Кафедра педагогики и психологии

Проектное задание

Тема: «Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков»

Слушатель группы 7.4.23

Бедова Наталья Александровна

Руководитель:

И.В. Васютенкова,

зав. кафедрой педагогики и психологии,

 канд.  пед. наук, доцент.

Санкт-Петербург

2020


Проблема аддиктивного поведения в современном мире является одной из самых актуальных и труднорешаемых. Что такое аддиктивное поведение? Аддиктивное поведение (зависимость) - стремление изменить ситуацию психологического дискомфорта искусственным образом: с помощью приема каких-либо веществ или осуществляя какой-либо вид деятельности. Этот процесс сильно затягивает человека, и он становится безвольным и беспомощным перед своим пристрастием. Человек, испытывающий трудности в адаптации к изменяющимся условиям жизни, чаще выбирает аддикцию. Такому индивидуму проще уйти от проблемы, чем начать принимать какие-либо действия по решению возникшей проблемы.

Аддиктивное поведение – одна из самых распространенных проблем в подростковой среде, с которой сталкиваются педагогические работники образовательных учреждений. Психика подростка ещё не полностью сформирована, он учится осознавать себя частью общества, общаться в социуме. Идет непрерывный процесс адаптации к взрослой жизни. В подростковом возрасте происходит гормональная перестройка всего организма, которая несомненно оказывает влияние на физиологические и психические процессы, проходящие в детском организме.

Известно, что подростки с низкой переносимостью психологических затруднений плохо адаптируются к быстрой смене жизненных обстоятельств и стремятся в связи с этим хотят наиболее легким способом достичь психологического и физического комфорта. Это становится стартовой «линией» для начала формирования аддикции у ребенка. С целью достижения «легкого» психологического комфорта начинается формирование зависимостей от различных объектов, которые создают иллюзию «душевного» комфорта и оторванности от проблем, возникающих в реальной жизни. Такими объектами могут выступать: компьютерные игры, употребление психически активных веществ, зависимость от социальных сетей и т.д.

Аддикция бывает двух видов:

  • химическая - употребление химических веществ, оказывающих влияние на психику (алкоголь, табак, курительные смеси, наркотики, нюхательные смеси);
  • нехимическая - всевозможные отклонения в поведении, приводящие к разрушению психики (компьютерная зависимость, азартные игры, пищевые нарушения, религиозный фанатизм, трудоголизм).

Наличие аддиктивного поведения подростка указывает на нарушенную адаптацию ребенка к изменяющимся условиям жизни. И если у ребенка наблюдается поведение, характеризующееся хотя бы одной из указанных выше зависимостей, это значит, что подросток нуждается в помощи.

Исходя из выше сказанного в каждой образовательной организации одним из приоритетных направлений в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика аддитивного поведения обучающихся: болезнь легче предупредить, чем лечить [1].

Профилактика - это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния [2]. Чем раньше начать принимать предупредительные меры, тем более эффективной будет профилактика. Профилактическая деятельность аддиктивного поведения направлена на работу с детьми, родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом образовательной организации.

Профилактическая работа с подростками включает в себя:

1. Диагностический этап.

2. Вовлечение в деятельность (волонтерский клуб).

3. Организация досуговой деятельности.

4. Просветительская деятельность.

Своевременная диагностика аддиктивного поведения позволяет на ранних этапах выявить детей склонных к зависимости. Полученные результаты диагностики являются основой для планирования последующей профилактической работы с подростком, и по окончании запланированных мероприятий позволяют сделать выводы о достижении поставленной цели и оценке результативности проделанной работы.

Диагностическая работа начинается в начале каждого учебного года с проведения социально-психологического тестирования детей в возрасте от 13 лет. Кроме этого, у подростков одновременно проводится диагностика зависимости от интернета, т. к. интернет за последнее десятилетие стал неотъемлемой частью жизни большинства людей во всем мире. Всемирная паутина характеризуется как положительным, так и отрицательным влиянием на человека. У многих пользователей компьютерных сетей возникает зависимость от интернета.

У детей 11-12 лет ежегодно проводится тестирование на определение тревожности. Тревожность может выступать как фактор риска аддиктивного поведения.

Совместно с классными руководителями проводится работа по сбору информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи подростка, об интересах детей в целях построения работы по оказанию психологической помощи ребенку в случае необходимости.

Одной из значимых мер профилактики является просветительская деятельность.

Очень важным этапом является вовлечение подростков в совместную деятельность под руководством педагогических работников. В нашей школе активно развивается волонтерский клуб «Вместе делаем добро».

Ребята, входящие в актив клуба, ведут просветительскую деятельность: сами рассказывают своим сверстникам о причинах и последствиях аддикции. Волонтеры призывают ценить и сохранять собственное здоровье, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Очень важным моментом является то, что сверстник просвещает сверстника. Именно в подростковом возрасте дети хотят выйти из-под опеки родителей и других взрослых, и для подростка становится более значимыми его ровесники, к мнению которых он больше прислушивается.

Положительное влияние оказывает данная деятельность и на ребят, занимающихся просветительством. Подростки, вовлеченные в волонтерство, чувствуют себя значимыми, у них повышается уровень самооценки, они зарабатывают авторитет и одобрение у сверстников. Дети настолько увлекаются волонтерством, что без стеснения сами предлагают новые идеи более интересные и яркие.

Помимо волонтеров, профилактические мероприятия провожу и я - педагог-психолог, и классные руководители. Главными целями для меня в профилактической работе являются:

  • подача правильной и полной информации про разного рода аддикции.
  • развитие самоконтроля и саморегуляции у подростков.

Подростки должны быть уверенными в себе, своих силах и возможностях. Умение вести себя правильно в стрессовых ситуациях, умение контролировать себя, уверенность в себе помогут подростку справляться со сложностями, которые могут привести его к аддикции.

Важно следить за тем, чтобы подростки не были предоставлены сами себе, и не были вовлечены в разного рода аддикции. Здесь особую роль играет правильная организация досуга. Для подростков досуг - это возможность показать себя с другой стороны, почувствовать себя независимым, свободным, и, конечно же, свобода самовыражения. В процессе досуга подростки более открыты для различных воздействий на них. Это позволяет влиять на мировоззрение и нравственность подростка.

Творческое самовыражение личности подростки реализуют при вовлечении их в организации общешкольных и классных праздников.

В начале учебного года для учащихся 7-9 классов проводился семинар «В контакте с собой», который дал возможность ребятам разобраться в себе, понять свои чувства, научиться контролировать свои эмоциями, поверить в себя и свои способности. Ребята учились правильно понимать других людей. Но самое главное, что на данном семинаре подросткам объяснили на сколько важно уметь говорить «нет» и как правильно это делать. Подростки, которые не умеют говорить «нет» легко поддаются манипуляциям и их проще склонить к аддиктивному поведению.

По результатам проведенной диагностики для подростков, которые попали в зону риска, был проведен трехчасовой тренинг «Мои возможности». Где дети в комфортной и дружественной обстановке учились ставить цели на ближайшее время и на длительный промежуток времени. Ребята разработали вариант правильного пути, который способствует достижению целей. Тренинг оказался очень актуальным для подростков. Как выяснилось в процессе тренинга, многие ребята даже не задумывались о своих целях, по их словам они просто плыли по течению. Именно такая категория подростков более склонна к аддикции, а ребята, которые знают, что они хотят в будущем, кем они хотят стать, когда вырастут, как всего этого добиться менее склонны к разного рода аддикциям. Результаты, с которыми дети подошли к окончанию тренинга, показали очень хороший уровень. Я думаю, что такую работу, по возможности, надо проводить чаще, не менее двух раз в год, охватывая 100% учащихся исследуемой возрастной категории.

Каждый год учащиеся 8-х классов в рамках внеурочной деятельности проводят «круглый стол». Во время заседания учащиеся составляют памятки для родителей подростков, помогающие предупредить возникновение аддиктивного поведения у детей. Ребята подходят к этому вопросу очень серьёзно. Здесь стимулирующим к работе фактором является нестандартная ситуация: не родители учат детей как себя правильно вести в предложенных жизненных обстоятельствах, а сами дети помогают родителям поступить правильно. Этот процесс проходит очень активно, в захватывающей дискуссии: ребята много спорят и рассуждают о проблемных ситуациях. Часто запланированного времени для решения проблемной ситуации не хватает, в этом случае ребятам дается дополнительное время (ни в коем случае не стоит прерывать детей). На таких «живых» занятиях дети раскрываются с разных сторон, рассказывают о каких-то своих ошибках и о том, как они поступили с сложившейся ситуации. Каждый год формулировка рекомендаций претерпевает изменения, вносятся коррективы, но содержание остается прежним. Распечатанные Памятки раздаются родителям на родительском собрании.

В целях  сформирования у учащихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и ответственному отношению к нему, ежегодно в учебном заведении проводится «неделя здоровья». Пропагандируя здоровый образ жизни, делается акцент на занятия спортом, здоровый режим труда и отдыха и активный досуг без вредных привычек.

Нельзя забывать и про работу с родителями (законными представителями). Проводимая работа должна быть активной и разнонаправленной. Многие понимают, что одной из причин, которая приводит подростка к аддиктивному поведению является неблагополучные факторы воспитания ребенка в семье. В целях реализации взаимодействия учебного заведения с родителями (законными представителями) в школе организован клуб родителей «Мы вместе», в рамках которого, не менее одного раза в четверть заинтересованные родители участвуют в конференции по решению актуальных проблем. В настоящее время, в связи с эпидемиологической ситуацией, работа проходит в онлайн режиме.

Эффективными в работе с родителями являются и беседы, проводимые на родительских собраниях. Со сведениями, которые размещены на сайте школы, в различных официальных социальных группах, информационных стендах в школе родители не всегда ознакамливаются, поэтому информация освещается и в рамках родительских собраний.

В процессе совместной деятельности родители ближе ознакамливаются со сферой деятельности педагога-психолога в школе, а некоторые и вовсе только узнают, что в школе есть педагог-психолог. Такие случаи не редкие в моей практике. На собраниях педагог-психолог освещает родителям научную информацию о психологических особенностях подростка, о возможных трудностях, с которыми ребенок может столкнуться в подростковом возрасте. Обсуждается роль родителей в жизни подростка, насколько важны эмоционально теплые отношения, когда подросток уже и не маленький ребенок, но и не взрослый человек. В ходе диспутов родители пробуют найти решение проблемы: как найти середину между гиперопекой и безразличием. Как стать другом своему ребенку, которому он будет доверять и делиться самым сокровенным.

Другой значимой составляющей работы педагога-психолога является работа с педагогическим коллективом. Контакт прежде всего начинается с установления доброжелательных и доверительных отношений. При позитивных отношениях между сотрудниками в коллективе, работа по профилактике аддиктивного поведения подростков будет более слаженная и эффективная.

Педагог-психолог на основе результатов диагностики дает рекомендации педагогическим работникам как правильно взаимодействовать с определенными подростками.

Также для учителей я провожу один раз в год семинар-практикум «Эффективное взаимодействие с подростками группы риска», способствующий развитию психологической компетенции педагога во взаимодействии с детьми группы риска и освоению стратегий взаимодействия.

В заключении хочу процитировать слова доктора Хаим Гинотта «Дети похожи на мокрый цемент. Все, что на него попадает, оставляет свой отпечаток».

Список источников:

  1. Юдкина А.А. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы // Сибирский Учитель. - Май-июнь 2003. - №3 (27).
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с. (626)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".

Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

Профилактика аддиктивного поведения подростков.

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных пси...

Работа по профилактике аддиктивного поведения обучающихся

Анализ работы по программе "Здоровым быть модно"....

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей

Эффективные формы и методы работы по профилактике аддиктивного поведения у приемных детей из замещающих семей...

Роль семьи в первичной профилактики аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматривается проблема распространения ПАВ;Разработаны правила-рекомендации и памятка родителям, позволяющие предотвратить употребление ПАВ. Ключевые слова: подростки, семья, аддикти...