Психологические особенности детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал по психологии

Антропова Елена Константиновна

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. В это период начинается обучение в школе время, когда малыш проходит обучение в начальных классах.

 В этот момент происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг – включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такие физиологические изменения требуют от организма ребенка большого напряжения для активизации всех резервов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. В это период начинается обучение в школе время, когда малыш проходит обучение в начальных классах.

 В этот момент происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг – включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такие физиологические изменения требуют от организма ребенка большого напряжения для активизации всех резервов. Характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость можно объяснить тем, что в это время повышается подвижность нервных процессов и преобладают процессы возбуждения. Именно в этот период происходит достаточно заметное формирование личности.

Для этого периода характерны новые контакты и отношения со взрослыми сверстниками, вступление в целую систему коллективов, а еще переход к новому виду деятельности – учению. В это время закрепляется и формируется новая система отношений к людям. У детей формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются другие способности.

Начинает закладываться фундамент нравственно поведения и происходит усвоение норм и правил морального поведения. В это время формируется общественная нравственность личности.

         Дети в младшем школьном возрасте импульсивны и эмоциональны. Они способны действовать под влиянием импульсов. Они не думают и не взвешивают все импульсы и обстоятельства. Причиной является потребность во внешней разрядке.

Одной из возрастных особенностей является их общая недостаточность воли: младшие школьники ещё не обладают большим опытом преодоления трудностей и препятствий и длительной борьбы за намеченную цель.

Они могут потерять веру в свои силы и возможности, опустить руки при неудаче. Нередко можно наблюдать капризность и упрямство Недостатки семейного воспитания обычно являются основной причиной этого. Дети привыкли к тому, что все их требования и желания удовлетворялись полностью, они ни в чём не видели отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма детского протеста против жестких требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Школьники в это время сверх эмоциональны, т.к. их психическая деятельность окрашена чувствами и эмоциями. Окружающий мир вызывает у них эмоционально окрашенные отношения. Дети еще не научились контролю своих эмоций и чувств. Они очень честны в выражении радости или печали, счастья или страха, блаженства или грусти. У детей еще нет эмоциональной устойчивости, поэтому и происходят частые смены настроения например, могут наблюдаться всплески радости или гнева. Позже развивается способность контроля чувств. Дети учатся контролировать и сдерживать их негативные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные новообразования: память, воля, мышление, воспитание.

Дети младшего школьного возраста, чаще всего имеют низкую концентрацию внимания, они предпочитают изучать целое, а не частное. Дети быстро запоминают информацию и с той же скоростью забывают ее, они не могут концентрировать свое внимание на долгий период времени. Так же у них механическая память развита лучше, чем логическая.

        Очень важное преимущество дошкольного и младшего школьного возраста заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, которая в дошкольном возрасте у детей является ведущим видом деятельности. С переходом в начальную школу игры остаются, но уже имеют новые совершенные формы, они превращаются в развивающие. В это время большое значение имеет игровая мотивация, она позволяет естественно и эффективно организовать обучение иностранным языкам как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. «Это становится возможным, поскольку с помощью специальным образом организованной игры в учебном процессе можно сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. И тогда эффективность формирования у младших школьников способности к общению на новом языке повышается за счет взаимодействия игровой мотивации и интереса к обучению чтению» (Гальскова, Никитенко, 2004).

Игровая мотивация со временем переходит в учебную. Все действия начинают выполняться для достижения определенных знаний и умений. Это дает возможность детям получить одобрение взрослых и признание сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....

«Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Этот материал будет полезен родителям учащихся начальной школы, посколько дает возможность понять особенности развития ребенка в этом периоде....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологи связывают решение проблемы психологической готовности к школьному обучению с кризисом семи лет.Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период ...

"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

В консультации даются рекомендации психолога педагогам и родителям работающим с детьми младшего школьного возраста....