Межличностное общение в подростковом возрасте. Упражнения для развития коммуникативных навыков.
статья по психологии (7, 8, 9 класс)

Нацибуллина Альбина Рустэмовна

В статье рассматривается роль межличностного общения в формировании личности подростка, трудности, с которыми сталкиваются подростки со слабо развитыми коммуникативными навыками.  Содержатся практические упражнения для повышения уровня межличностного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_v_obshchenii_v_podrostkovom_vozraste.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностное общение в подростковом возрасте.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Нацибуллина Альбина Рустэмовна, педагог-психолог

Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское училище Министерства обороны Российской Федерации»

В статье рассматривается роль межличностного общения в формировании личности подростка, трудности, с которыми сталкиваются подростки со слабо развитыми коммуникативными навыками.  Содержатся практические упражнения для повышения уровня межличностного взаимодействия.

Согласно возрастным изменениям, в подростковом плане, несмотря на значимость учебной деятельности, на первый план выступает общение со сверстниками и достижение независимости и самостоятельности. Доверительные, эмоциональные отношения с друзьями приобретают первостепенное значение, именно с ними подросток делится своими переживаниями, страхами, тревогами и планами. Подростку необходима компания, где его примут, особое пространство, где он чувствует себя защищенным и взрослым.

Если данная потребность в общении не будет удовлетворена, то это сказывается на всей жизни подростка: от поведения до успеваемости. Понимая с одной стороны сложности данного возрастного периода взрослые (родители, педагоги, воспитатели) начинают ужесточать контроль за учебной деятельностью, требовать быть ответственным, организованным. Все это создает дополнительный стресс-фактор и при отсутствии друзей возникает серьезное чувство одиночества. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма.   Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Л. И. Божович  отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстникам [1]. Л.С. Выготский в своих исследованиях сформулировал культурно-историческую теорию, согласно которой общение подростка со взрослыми и сверстниками способствует накоплению и усвоению общественно-исторического опыта. Именно этот фактор помогает формированию специфических для человека видов практической и психической деятельности. Подростковый возраст выступает в этом плане наиболее важным, так как происходит усиленное освоение социальных норм и ценностей, формируются жизненные позиции, нравственные критерии и качества развивающейся личности, которые обеспечивают адекватное субъектное поведение подростка [2].

Межличностные отношения подростков имеют сложную структуру, они пронизывают разные уровня организации личности, выступают в качестве основы ее жизнедеятельности. Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного протекания у человека психических процессов, оказывают влияние на успешность всех видов деятельности, способствуют полноценной социализации его личности, являются движущим фактором и обязательным условием развития психики ребенка.

Поскольку общение в подростковом возрасте является ведущим видом деятельности, данный возрастной этап сенситивен для развития компетентности в межличностном взаимодействии [5].  В некоторых случаях наличие таких индивидуально-психологических особенностей у подростков, как, например, застенчивость, агрессивность, низкая способность к установлению контакта, оказанию поддержки, пониманию невербальных средств общения, приводит к появлению нарушений коммуникативной сферы. Возможные нарушения определяют особенности коммуникативной сферы подростков, выражающиеся в трудностях с выбором адекватной реакции на несправедливую критику, обращении к провокационному поведению, наличии негласного запрета на моральную поддержку и проявление искренних чувств, приравнивании разговора о своих переживаниях к проявлению слабости.

При выборе коммуникативного поведения для подростка характерными вариантами выступают зависимое поведение, подчинение либо агрессивное провокационное поведение [3]. В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности [4].Таким образом, межличностные отношения являются именной той формой взаимодействие людей, в которой формируется взаимопонимание между ними, и устанавливаются те или иные взаимоотношения друг с другом для общения и совместного решения каких-либо задач. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками.

        Подведем итоги,  каковы психологические функции общества подростков?

1. Общение со сверстниками это канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит личные интересы с общественными.

3. Это специфический вид эмоционального контакта.  Он облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает привлекательность общения с родными.

Именно поэтому важно помочь подросткам сформировать коммуникативные навыки в данный период, научить их эффективным способам межличностного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций. Предлагаю несколько упражнений, которые легко можно использовать на любом занятии.

 Упражнение на знакомство и сплочение

  1. «Взаимные презентации».

               Инструкция:

––   Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Желательно говорить о том, что вы цените в самом себе, что умеете делать лучше всего, чем увлекаетесь и т.д.

  1. «Коллективный счет».

                 Инструкция:

––   По сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т.д. Правило такое: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Договариваться запрещается. Завершить упражнение лучше на удачной попытке.

Упражнения по теме «Межличностное пространство»

––   Чтобы общение было продуктивным, необходимо знать о психологической дистанции, межличностном пространстве.

       Расстояние между людьми в процессе общения может быть различным, оно зависит от цели общения, ситуации:

       Интимное расстояние –– до 0,5 м.   Возможно при интимных отношениях, в спорте.

       Межличностное расстояние –– 0,5–1,2 м.         

При разговоре друзей с соприкосновением или без соприкосновений друг с другом.

       Социальное расстояние –– 1,2–3,7 м.       При неформальных социальных и деловых отношениях, верхний предел при формальных отношениях.

       Публичное расстояние –– 3,7 м и больше.      

         О том, на какой дистанции хочет находиться собеседник, можно понять по тому, как он протягивает руку для рукопожатия. Он может вытянуть ее вперед или согнуть в локте. Дети и старики обычно держаться ближе к собеседнику. Женщины предпочитают более близкое расстояние, нежели мужчины. Уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, чем человек беспокойный, нервный.

          На психологическую дистанцию влияет также социальный статус человека — его положение в обществе. Чем выше статус, тем дальше мы от этого человека становимся. При равных статусах люди располагаются на близком расстоянии друг от друга. На психологическую дистанцию оказывает воздействие и фактор доминантности. Доминировать над собеседником можно по-разному: сев в кресло с высокими ножками, начальник окажется выше своего подчиненного. Можно «захватывать территорию» — сесть на один стул, а свои вещи положить на соседний. Некоторые люди пытаются воспользоваться чужими подлокотниками. Можно вытянуть свои ноги так, что собеседнику придется поджать свои. Люди, садящиеся на самый краешек, показывают собеседнику, что как будто не имеют права сесть на весь стул. Очень важным признаком того, как человек оценивает сам себя, является осанка. Прямая спина свидетельствует о наличии у собеседника чувства собственного достоинства. Несколько согнутая спина показывает склонность к подчинению. Уважайте дистанцию другого человека.

  1.  «Подойди поближе».    

                 Инструкция:

––   Два участника становятся друг против друга на расстоянии 3-4 метра. Один из них закрывает глаза и говорит партнеру: «Иди ко мне». Второй участник начинает медленно приближаться. Когда первый почувствует, что партнер достаточно близко подошел к нему, он говорит «Стоп». Потом они меняются местами.

Упражнение дает возможность почувствовать, насколько близко мы подпускаем к себе посторонних людей.

  1.  «Уходя, оглянись».

                 Инструкция:

––   Пара участников становится спиной друг к другу в центре комнаты. По команде ведущего они начинают медленно расходиться. Задача – не договариваясь, оглянуться одновременно. Затем меняется один из участников пары или игру продолжает другая пара.

Беседы о дружбе, что такое взаимопонимание, умение слышать и слушать другого человека.

Упражнения на межличностное взаимодействие

  1. «Дискуссия со скрытыми ролями»

                  Инструкция:

––   Нам  часто в жизни приходится спорить, дискутировать в различных ситуациях. Сейчас у вас будет возможность участвовать в дискуссии в непривычной для вас роли.

        Участникам предлагается объединиться в пары. Один из участников сидит и участвует в дискуссии, второй стоит за ним и держит табличку с надписью. Ни сидящий, ни стоящий участник пары не знают, что написано на табличке, но свободно могут видеть, что написано на чужих табличках. В дискуссии обычно принимают участие 5-6 пар, то есть 10 или 12 участников группы. Остальные становятся наблюдателями.

       Надписи на табличках — это инструкция другим участникам по поводу того, как вести себя по отношению к данному участнику, например:

––   Внимательно меня выслушивайте

––   Считайтесь со мной как с лидером.

––   Поддерживайте меня.

––   Спорьте со мной.

––   Игнорируйте меня

––   Обращайтесь со мной, как с ребенком

               Дискуссия длится обычно не более десяти минут, а затем каждой паре предлагается ответить на вопрос: «Что написано на вашей табличке?»

        Некоторые участники после игры могут испытывать негативные эмоции: ощущение приниженности от слишком снисходительного отношения («Балуйте меня»), обиду («Игнорируйте меня»), растерянность («Неправильно истолковывайте мои слова») и др. Необходимо провести деролизацию: «Я не надпись "Игнорируйте меня", я …» и т. д.

       Это упражнение позволяет осознать свое место в межличностном пространстве и динамику его изменения. Оно помогает активным, сильным людям осознать разрушительные возможности пренебрежения, непонимания, давления, которые они могут проявлять по отношению к другим...

  1. Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»               

                Инструкция:

––   Рассаживайтесь парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге). Ваша задача – за 30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание – 1 очко).

      Большинству пар придется бороться за каждое очко, но некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру.

       Обсуждение: почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?

       Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание – с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

        Как люди договариваются, кто будет решать, а кто – подчиняться решениям?

  1.  «Человек в автобусе»

Инструкция: представьте что вы стоите на остановке и вдруг перед вами остановился автобучс и вы видите в окну вашего лучшего друга. Вам нужно срочно ему рассказать новость, но окна в автобуче закрыты и вам придется пложиться только на жесты.

Ситуации

1. К вам в дом пробрался вор и все унес из квартиры

2. На выходные вы с друзьями ездили за город на шашлыки

3. Сегодня собираетесь в кино, посмотреть ужастик

4. Соседи сверху  затопили вашу квартиру

5. Вчера в магазине вы увидели шикарный диван и теперь хотите его купить

6. Вас укусила собака и теперь приходиться делать уколы

Список литературы:

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. –М.: Изд-во МПСИ, 2015. –390 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. –М.: Смысл, 2015. –512 с.
  3. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. –М.: Просвещение, 1999. –No 1. –С. 305-317.
  4. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. –М.: Просвещение, 2015. –336 с.
  5. Сафрошкина, Т. Г. Оптимизация межличностных отношений подростков в условиях образовательной среды : специальность 44.03.02 «Психология образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сафрошкина Татьяна Геннадьевна ; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». — Екатеринбург, 2019. —  c. — Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психологии "Развитие эффективных навыков общения в подростковом возрасте"

Дополнительная программа разработана по книге А. Г. Лидерса "Психологический тренинг с подростками". Упражения  способствуют полноценному, гармоничному развитию личности в подрастковом возрасте....

Научно-исследовательская работа "Влияние самооценки на развитие межличностных отношений в подростковом возрасте"

Влияние самооценки на развитие межличностные отношения в подростковом возрасте. В работе представлены результаты школьного исследования о том, как представления о своей внешности, качествах влияют на ...

Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".

Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....

Межличностное общение в подростковом возрасте. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

В статье рассматривается роль межличностного общения в формировании личности подростка, трудности, с которыми сталкиваются подростки со слабо развитыми коммуникативными навыками.  Содержатся прак...

мастер класс «Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников».

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...