ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧИТЕЛЕЙ, АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
план-конспект по психологии

Самсонова Тамара Рафиковна

Цели и задачи тренинга.

  • Сплочение коллектива.
  • Поиск личных ресурсов.
  • Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.
  • Установка на качественный отдых и снятие вины за него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emots_vygoraniya.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧИТЕЛЕЙ, АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ВЫГОРАНИЯ.

Педагог-психолог :Самсонова Т.Р. (г.Саратов)

Цели и задачи тренинга.

  • Сплочение коллектива.
  • Поиск личных ресурсов.
  • Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.
  • Установка на качественный отдых и снятие вины за него.

Общее время: 1час15 минут.

Необходимые материалы.

- Ватман чистый – 2 шт.

- Карандаши и фломастеры.

- Музыка.

.

Разминка

1. Упражнение “Кто родился в мае…” (15 минут)

Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: “Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами”. Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром  съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: “Я не позволю себя заставлять!”;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: “Хватит!”.

2. ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ РАБОТНИК»

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

· Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

· Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

· Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

· Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

· Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

· Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

· Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

3. Упражнение “Дракон-принцесса-рыцарь” (10-15 минут)

(Упражнение взято с сайта Prazdnikisvami.ru. (Режим доступа: http://prazdnikisvami.ru/archives/310))

Группа делится на 2 команды. Затем учителям объясняются правила игры. Принцип игры напоминает детскую считалку “камень-ножницы-бумага”. Только вместо этого команда должна невербально (без слов) изобразить дракона, принцессу или рыцаря. Так, Дракон выпускает вперед когтистые лапы, обнажая оскал острых клыков и испуская устрашающий рык. Рыцарь резко атакует своим мечом, издавая воинственный клич. Принцесса маленькая, нежная, веселая. Ножки ее пляшут, ручки держат подол, а сама она напевает: "ля-ля-ля".

Правила просты: дракон побеждает принцессу (съедает), принцесса – рыцаря (очаровывает), а рыцарь - дракона.

Командам дается около 15-20 секунд перед каждым раундом для того, чтобы участники договорились, какого персонажа будут изображать. После чего команды выстраиваются в шеренгу друг напротив друга и по сигналу ведущего показывают персонажа.

За каждый тур победившая команда получает 1 очко – в случае победы. Игра ведется до 3х очков.

4. Рисунок «Образ выгоревшего педагога» (10 мин).

Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей и посмотреть на себя со стороны.

Материал: музыка для разминки, ватманы, цветные карандаши, фломастеры.

Группе необходимо разбиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие ничего не слышали. Каждой мини-группе выдается ватман, на котором нужно изобразить придуманный образ выгоревшего педагога. Это может быть все что угодно, единственное НО: словами описывать нельзя! К придуманному образу также придумывают название и пишут на обратной стороне ватмана. Затем мини-группы по очереди показывают свои творения, сами авторы при этом молчат. Остальные группы рассказывают все, что видят на рисунках. Наконец, авторы говорят название своего рисунка и рассказывают свой настоящий замысел на рисунке. Когда все расскажут, рисунки передаются по кругу соседней группе. Теперь задача каждой группы – переделать рисунок так, чтобы вместо выгорания там было что-то позитивное.

5. Упражнение “Я дарю себе…” (10-15 минут)

Для восстановления личных ресурсов учителям необходимо дать для ответа на вопрос: что я могу сделать для себя с целью поднятия настроения и душевных сил?

Для этого каждому участнику раздается открытка –ПРИЛОЖЕНИЕ2

 и дается следующая инструкция: “Скажите, кто летал когда-либо самолетом? Помните ли вы, какие правила пользования кислородной маской в случае поломки самолета? Правильно: сначала одеть маску себе, а затем – ребенку. Такая последовательность дана не случайно: если вы не спасете себя, возможно, уже будет некому спасать других. Так и в нашей работе: необходимо заботиться не только о своих подопечных, но и о себе. Сейчас у каждого из вас будет время подумать и ответить на следующие вопросы:

- Что в новом году вам бы хотелось?

- Что в вы обязательно…?

- Что вы пообещаете себе?

- Какие 3 главные цели у вас на грядущий год?

Возьмите те карандаши или фломастеры, которые вам нравятся, и письменно ответьте на эти вопросы. Эти открытки никому не нужно будет озвучивать, они останутся у вас. Время на работу - 10 минут.

6. Анкета обратной связи

Оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале:

1. Свой интерес к представленному материалу

совсем неинтересно         1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      очень интересно

2. Насколько полезным для себя Вы считаете участие в этом мероприятии?

никакой пользы        1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      очень полезно

3. Вероятность использования в своей работе методик, с которыми Вы познакомились на нашем мероприятии

не буду использовать     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    буду использовать

Комментарий

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы:

  1. Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М.А., Телегина Т.В.; под ред. Г.А.Архангельского, М.: Маркет ДС, 2008. 288 с.
  2. Юманова Н.О. Тренинг для молодых специалистов (Режим доступа: estival.1september.ru/articles/567396/)
  3.  Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
  4.  Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007. – 256 с.
  5. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007. – 224 с.: илл.
  6. Справочник педагога-психолога. Школа. (2012. №10) – изд. – ЗАО “МЦФЕР”, www.menobr.ru
  7.  Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. (2012, №6 (501)), psy.1september.ru 6. http://www.proshkolu.ru/

https://fs00.infourok.ru/images/doc/12/16488/hello_html_m308b564b.png

https://fs00.infourok.ru/images/doc/12/16488/hello_html_m308b564b.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Мини-тренинг с педагогами "Мои обязанности и ресурсы"

Данный материал может быть использован в работе с педагогами по личностному и профессиональному самосовершенствованию, по улучшению качества профессиональной деятельности по технологиям с высоким поте...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"

Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролиро­вать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тре­бует ...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"

Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...

Сценарий практического семинара- тренинга для педагогов ««Смысловые барьеры во взаимоотношениях учитель – старшеклассник. Профилактика смысловых барьеров».»

Семинар посвящен развитию навыка  конгруэнтной коммуникации при взаимодействии с учениками  у педагогов старшей школы....