Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
рабочая программа по психологии

Бондарева Ольга Сергеевна

Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни.

Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_professiy_5-6_klass.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.Тарко-Сале Пуровского района

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43, тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

          Рабочая программа внеурочной деятельности

                                "Азбука профессий"

для учащихся  5 и 6 классов,

срок реализации – один учебный год, 34 часа,

направление – общеинтеллектуальное

 

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни.

Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.

Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.

У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса  «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса «Мир профессий» являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

Цели, задачи и принципы программы

Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.

Основные задачи реализации Программы:

 формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;

 обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

 формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;

 приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:

- доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- психологическая комфортность.

На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.

Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности.

Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса «Мир профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Объем: Программа курса «Азбука профессий» рассчитана на 70 часов: 5 класс – 34 ч, 6 класс – 34 ч и предполагает проведение 1 занятия в неделю в каждом классе.

Срок реализации – 2 года.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Азбука профессий»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Азбука профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:

 овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.

Формы учета знаний, умений

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено:

 составление презентации;

 проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий» (5 кл.), КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус» (6 кл.).

Календарно-тематический план

5 класс

№ п/п

Темы

Кол.часов

Виды деятельности

1

Вводное занятие

1

Дискуссия

2

Многообразие мира профессий

1

Просмотр презентации, отгадывание загадок

3

Редкие профессии

1

Просмотр презентации, беседа

4

Мужские профессии

1

Круглый стол, беседа

5

Профессии моих родителей

1

Написание сочинения-рассуждения

6

Профессии нашей школы

1

Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью

7

Профессия «повар». Экскурсия в столовую

1

Знакомство с содержанием профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж.

8

 Профессии «учитель», «воспитатель»

1

Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель?

9

Профессии «психолог», «социальный педагог»

1

Встреча с работниками социально-психологической службы. Интервью, фоторепортаж

10

Профессия «библиотекарь»

1

Экскурсия в библиотеку, интервью, фоторепортаж

11

Профессия  «логопед»

1

Встреча с  логопедом

12

Редкие профессии

1

Круглый стол. Дискуссия.  Краткая характеристика профессий

13

«Что мы узнали»

1

Викторина, презентация

14

Профессии сферы услуг

1

Просмотр презентации, беседа

15

Экскурсия в музей Хлеба

1

Встреча с работниками музея, интервью, фоторепортаж

16

«Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный»

1

История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии

17

Экскурсия в пожарную часть

1

Фоторепортаж, интервью

18

Мир интересных профессий

1

Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа

19

«Почему  мне нравится эта профессия …»

1

Написание сочинения-рассуждения

20

Профессия «художник»

1

Встреча с художником.

21

Игротека «Угадай профессию»

1

Анаграммы, ребусы, викторина

22

Встреча с родителями

1

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна ваша профессия?»

23

Экскурсия в музей истории телефона

1

Люди каких специальностей  связаны с разработкой телефонов и т.п, чем они занимаются? Интервью, фоторепортаж.

24

Профессия «врач»

1

Пресс-конференция со школьной медсестрой. Профессионально-важные качества, риск профессии. Оказание I медицинской помощи

25

Экскурсия в магазин. Профессия «продавец»

1

Интервью. Краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества. Фоторепортаж.

26

Профессия «полицейский»

1

Встреча с полицейским; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии.

27, 28

Экскурсия в

«Кожгалантерейное предприятие „Бебеля“»

2

Знакомство с профессиями работников предприятия

29

Профессиональный турнир

1

Урок-игра

30, 31

«Кем я хочу стать?»

2

Беседа. Составление плана рассказа, презентации:

  1. История профессии
  2. Краткая характеристика профессии
  3. Профессионально-важные качества
  4. Риски профессии

32-33

«Экскурс в мир профессий»

2

Подготовка к занятию. Проведение игрового занятия

34

Заключительное занятие

1

Обобщение, систематизация знаний учащихся

Календарно-тематический план

6 класс

№ п/п

Темы

Кол.часов

Виды деятельности

1

Беседа «Мир профессий»

1

Дискуссия

2

«Смешанные» профессии

1

Просмотр презентации, отгадывание загадок

3

Профессия «кулинар»

1

Круглый стол, беседа

4

«Юный кулинар». Пробуем себя в роли кулинара

1

Профессиональная проба в роли кулинара

5

«Кем быть, каким быть?»

1

Написание сочинения-рассуждения

6

Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают»

1

Рисование

7

Викторина «Экскурсия в мир профессий»

1

Презентация. Ответы на вопросы викторины

8

Что такое сфера обслуживания? (парикмахер,визажист,маникюрщица, продавец)

1

Знакомство с содержанием профессий.

9

Экскурсия в парикмахерскую

1

Встреча с работниками сферы обслуживания. Интервью(профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж

10

 «Юный парикмахер»

1

Профессиональная проба в роли парикмахера

11

«Я – маникюрщица»

Профессиональная проба в роли маникюрщицы

12

Экскурсия в магазин

1

Экскурсия в магазин, интервью, фоторепортаж

13

Профессии моей семьи

1

Круглый стол. Дискуссия. Краткая характеристика профессий. Рассматривание фотографий с работы родителей

14

Профессии нашего метро.

1

Круглый стол, презентация

15,16

Выпускники нашей школы и их профессии.

2

Презентация, дискуссия

17

Музей телевидения. Профессии людей, работающих на телевидении.

1

экскурсия

18, 19

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)

2

История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии

20, 21

Морское путешествие: матрос, рулевой-моторист, судоводитель, электромеханик

2

История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии

22

Мир необычных профессий

1

Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа

23

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии

1

Презентация. Работа с книгой «Выбор профессии»

24

Рекламный бизнес

1

Работа с книгой «Выбор профессии», презентация

25

Логистик

1

Работа с книгой «Выбор профессии», презентация

26

Мерчендайзер

1

Работа с книгой «Выбор профессии», презентация

27

Промоутер

1

Работа с книгой «Выбор профессии», презентация

28

Урок-игра

1

Сюжетно-ролевые игры

29, 30

«Кем я хочу стать?

2

Беседа. Составление плана рассказа, презентации:

  1. История профессии
  2. Краткая характеристика профессии
  3. Профессионально-важные качества

Риски профессии

31

Профессиональный турнир

1

Урок-игра

32, 33,

КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус»

2

Подготовка к занятию. Проведение праздника

34

Заключительное занятие

1

Обобщение, систематизация знаний учащихся

Литература

  1. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально-важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
  3. Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
  4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса

Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса

Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»

Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...