Психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.
статья по психологии

Крылова Тамара Викторовна

Аннотация: статья посвящена психолого- педагогическому сопровождению  обучающихся с ОВЗ в МКОУ Устьянцевской СОШ, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса и выступает как  комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. С каждым годом в школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с дислалией, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удерживания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а так же с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР и УО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Крылова Тамара Викторовна- педагог- психолог

МКОУ Устьянцевская СОШ

Новосибирская область

г. Барабинск

Психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Аннотация: статья посвящена психолого- педагогическому сопровождению  обучающихся с ОВЗ в МКОУ Устьянцевской СОШ, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса и выступает как  комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. С каждым годом в школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с дислалией, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удерживания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а так же с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР и УО).

Ключевые слова: психолого- педагогическое сопровождение; социализация; коррекционно- развивающие занятия; ранняя депривация; дезадаптация.

Annotation: the article is devoted to the psychological and pedagogical support of students with disabilities in the MKOU Ustyantsevskaya SOSH, which is an integral part of the educational process and acts as a complex technology, a special culture of support and assistance in solving problems of development, training, education, socialization. Every year more and more children come to school who have deviations from the conditional age norm; these are not only frequently ill children, but also children with dyslalia, dysgraphia, dis- lection, increased excitability, impairment of concentration and holding attention, poor memory, increased fatigue, as well as much more serious problems (CRA and EI).

Key words: psychological and pedagogical support; socialization; correctional and developmental activities; early deprivation; disadaptation.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать- значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

То есть под психолого- педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости – помощь и поддержка.

В основе работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов – логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций.

В системе работы следующие формы:

- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

- проведение педагогических советов, административных советов;

- посещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

- разработка методических рекомендаций учителю;

- анкетирование учащихся, диагностика;

Содержание и формы работы:

-наблюдение за учащимися во время учебной и внеурочной деятельности;

- поддержание постоянной связи с учителями- предметниками, школьным психологом, администрацией школы, родителями;

- составление психолого- педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, межличностных отношений с одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

- составление индивидуального образовательного маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

- формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

 Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- выявление существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно- развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. В первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты, форма первоклассников.

- изучение истории развития ребенка. Имеют значение наследственность, семья, среда, в которой проживает ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка;

- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки);

- обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом. Беседуют с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи;

- выработка рекомендаций по обучению и воспитанию;

- составление индивидуальных карт психолого- медико- педагогического сопровождения, составление ИОМ.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные знания по развитию моторики и др.

Все  больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Литература

  1. Теоретический анализ психолого- педагогической литературы (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум – ...