Технологическая карта психологического занятия с элементами тренинга
план-конспект урока по психологии

Крылова Тамара Викторовна

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта психологического занятия с элементами тренинга

«Самое ценное, что есть у меня …»

Ф.И.О.

Педагога-психолога

Крылова Тамара Викторовна

Класс

8 класс.

Тип урока

Занятие с элементами тренинга

Тема занятия

«Самое ценное, что есть у меня …»

Цель

создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним,  умения различать истинные и мнимые ценности.

Задачи

образовательные:

познакомить с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением моральных жизненных ценностей;

развивающие:

развивать морально -нравственные качества  через представления о собственных ценностях и праве на выбор своего жизненного пути;

воспитательные:

формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

  1. коррекционные:
  2. формировать умение согласовывать слова в предложении, отрабатывать навык построения ответа на вопрос, развивать переключаемость внимания, наглядно-образное мышление, память, воображение, умение проявлять положительные эмоции.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Использовать   полученную информацию для решения образовательных задач. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (ценностях разных групп). Признавать общепринятые моральные нормы. Самооценка,  получение опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков. 

Регулятивные УУД:

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

Вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации , устанавливать  соответствие поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям.

Средства ИКТ, ресурсы

Мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Жизненные ценности»

Ватман, маркеры, ручки, карандаши, конверты с заданиями, карточки с наглядным материалом, магниты, пустая емкость, наглядный материал.

Технологии и формы работы.

Арт- терапия, элементы тренинга, рассказ учителя,  психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор ситуаций  и наглядных пособий, изобразительная деятельность, здоровьесберегающая, информационные технологии, технология сотрудничества, групповая форма.

Методы

Словесные, наглядные, игровые, практические.

Предполагаемые результаты

Получат  представления школьников о жизненных ценностях,

-осознают свои внутренних ценностей и  научатся выставлять приоритеты,

-научатся сотрудничать, контролировать собственные действия, прислушиваться к мнению окружающих.

-научатся  работать с проблемой,  умения аргументировано выстраивать речевое высказывание.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия педагога – психолога

Этапы занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

(воспитанников)

Планируемые результаты личностного развития

Мотивационно-целевой этап

-создать благоприятную

психологическую атмосферу урока;

-включить всех обучающихся в работу;

-создать условия для мотивации

каждого учащегося к работе на уроке;

-совместно с учениками поставить задачи урока.

Создание проблемной ситуации сомнения.

Приветствует учеников. Создание позитивного настроя на занятие.

-Добрый день ребята! Мне хочется поделиться своим хорошим настроением с вами. Откройте конверты, которые лежат перед каждым из вас.

Делит на 3 группы

Дети раскрывают конверты с сюрпризом.

Предварительно разделены  на группы

Познавательные УУД:

-внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех;

Коммуникативные УУД: 

-установить эмоциональный

доверительный контакт с учителем и друг другом;

Личностные УУД:
-настроится на работу;

Ориентировочный этап

-оценить уровень подготовленности учащихся;

- скорректировать их знания,

-смотивировать на активное восприятие новой информации.

Беседа,

индивидуальная, фронтальная

Читает притчу.

- Ребята как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)

- Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово? Дает определение слову ценности и кратко рассказывает о каждом их виде.

- мы с вами остановимся на двух основных видах- это материальные и моральные.

-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы, чтобы у него была дорогая машина? (поднимают руку, получают картинку). 

А красивую одежду?

А роскошный дом?

О каких ценностях мы сейчас говорим? (ответы детей)

А теперь давайте поговорим о моральных ценностях.

Ребята какие моральные ценности вы знаете: (ответы детей).

-Сейчас каждая группа получит задание. Обсудив его в группе вы должны сделать выбор, какие ценности важней моральные или материальные в данной ситуации. На обсуждение вам дается три минуты.

Прослушивают притчу, определяют тему занятия.

Озвучивают свои версии и приходят к единому мнению.

Ответ учащихся –

о материальных.

Дети перечисляют моральные ценности. (совесть, честь долг, милосердие, преданность, патриотизм).

Регулятивные:

-в ходе беседы сформулировать

понятие ценности;

Коммуникативные: 

- обучение навыкам позитивного общения;

- научиться с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: 

-развитие познавательной активности и интереса к восприятию новой информации;

Проблемно- Поисковый этап

-организовать поиск решения проблемы.

-через организацию групповой

поисковой работы познакомить

учащихся с классификациями

ценностей;

-представление результатов работы групп;

Исследование (анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов)

 групповая

- Группы готовы. Мы готовы заслушать ваши варианты ответов.

Какой вывод можно сделать по данному этапу нашей работы?

Подводит к общему выводу

- Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина, дружба, честность  - были и будут всегда.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

Обсуждение предложенных каждой группе ситуаций.

Ответ детей, что в

во вех трех случаях моральные ценности должны быть приоритетней материальных.

Познавательные УУД:

-искать и выделять необходимую информацию;

-строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

-формулировать выводы;

-умение найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Коммуникативные: 

- формирование навыков разрешения   проблем;

- преодолевать тревожность и страхи.

Регулятивные:

-саморегуляция как способность к мобилизации к волевому усилию (к выбору в ситуации правильного ответа) и преодолению препятствий.

 Минутка отдыха

«Карандаши»

Описание упражнения:  разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии  и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Присесть, встать.

3. Развести максимально руки.

Дети выполняют упражнение.

Практический этап

(составление проектов)

-обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов доказательства своей точки зрения

-в процессе включения учащихся в активную проектную деятельность для закрепления новой полученной информации;

-развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой работы.

Решение творческой задачи

групповая

- Исходя из выводов, которые мы сегодня сделали в ходе занятия, я предлагаю вам выполнить проект  «Мой  герб»

У каждой группы лежат пустые шаблоны герба. Перед вами стоит следующая  задача: вам нужно попытаться отобразить на гербе свои важные жизненные ценности. Кроме того, надо подобрать надпись для ленты под гербом, отражающую в очень краткой форме ценности, принципы, позицию и ваш девиз. Это может быть слово или фраза — на русском или другом языке

Группы готовы. Пожалуйста, представьте, что у вас получилось.

Ребята, давайте сравним три проекта и сделаем вывод.

Мы еще раз убедились в том, что истинные ценности связаны с моральными обликом человека. Поэтому важно  каждому выстроить собственную иерархию ценностей.

Выполняют групповой проект.

Представление проектов, защита. 

Ответы детей.

Познавательные УУД: 

-адекватно использовать речевые средства для аргументаций своей позиции;

Коммуникативные УУД: 

-умения договариваться и представлять результаты работы групп.

- умение развивать навыки взаимодействия в группе;

-развивать навыки вербального и невербального общения.

Личностные:

-развитие умения самопрезентации, творческих способностей;

-оптимизировать самооценку.

 - выполняя творческое задание,

расширить знания по данному вопросу, научиться выражать своё мнение;

Регулятивные:

– развить навыки умения выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Рефлексивно-оценочный этап

-осмысление процесса и результатов деятельности

-подвести итоги урока.

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Ну и подводя итог нашего занятия, я хочу продемонстрировать для вас небольшую жизненную мудрость.

Банка - наша жизнь.

Ребята представьте, что банка это наша жизнь. (большие камни)

- Как вы думаете,  Полная ли банка?

Отвечают (если нет, то говорю, правильно сюда еще вместятся еще камни, но уже какие? Отвечают- более мелкие)

(мелкие камни)

_ А теперь?

Отвечают.

Досыпаю песка.

- Полная ли теперь банка?

Отвечают «Да»

- На этом примере я хотела вам показать, что  

Большие камни - это важнейшие вещи в жизни: семья, дружба, любовь, здоровье, забота о близких и т.д.

Фасоль - это те вещи, которые важны лично для каждого из нас: имидж, общественное положение, образование и т.д.

Песок - это все мелочи жизни отдых на море, куча денег, яхты, дорогие машины, украшения и т .д.

- Как вы думаете, что было бы, если бы мы сначала засыпали банку песком? 

Молодцы! Конечно, у нас для камней и фасоли не осталось бы места. Так же и в нашей жизни - растрачивая свое время на пустяки и мелочи, у нас не останется места для самого важного: семьи, любви и дружбы.

-Ребята для меня очень важно ваше мнение о том насколько интересно и комфортно вам было на сегодняшнем занятии. Для того чтобы это определить, я предлагаю вам выполнить упражнение

«Дерево чувств» 

     Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет - зелёного.

Закончить свое занятие я хочу словами Сократа

Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – моральные ценности. 

На этом наше занятие окончено. Огромное Спасибо за сотрудничество!!! Мне было очень приятно с вами работать.  До свидания!

Ответы детей.

У нас для камней и фасоли не осталось бы места.

Дети выбирают яблоки соответствующего цвета и приклеивают их на дерево.

Дети прощаются с педагогом.

Регулятивные УУД:

- умение дать оценку результатам своей и чужой деятельности.

Коммуникативные УУД:

-в ходе проведения рефлексии

определить уровень собственных достижений и затруднений.

Личностные: 

-развить навыки личностного, жизненного самоопределения;

- умение расставлять приоритеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Психологическое занятие с элементами тренинга "Подготовка к ЕГЭ"

Разработанное мною психологическое занятие с элементами тренинга позволяет старшеклассникам отработать стратегии поведения в период подготовки к егэ, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...