Методические рекомендации по деструктивному поведению
методическая разработка по психологии

Попова Татьяна Андреевна

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается одним из основных направлений борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. Роль школы в организации профилактической деятельности трудно переоценить. Особенно остро проблема профилактики стоит в наши дни, когда специалисты отмечают серьёзные проблемы в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Она, в свою очередь, обуславливает такие факты поведения, как уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является, безусловно, поиск путей снижения числа преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Республиканский центр образования»

Республиканская психолого-педагогическая, медицинская

и социальная служба

Методические рекомендации

педагогическим работникам

по профилактике деструктивного поведения

среди несовершеннолетних

Составители:

Сафонова О. А.         –  руководитель РППМСС

Бадмаева Н.Ц. –  кандидат психологических наук,

педагог- психолог РППМСС

Алагуев М. В.        –         старший методистРППМСС

Гунсурунова Р. В. –         старший методистРППМСС

г. Улан-Удэ

2019 г.

Содержание

1. Введение        4

2. Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности        7

3. Личностные особенности подростка, способствующие риску вовлечения

 в неформальные молодежные группы деструктивной направленности        9

4. Роль семьи  в профилактике   деструктивного поведения среди несовершеннолетних        10

5. Диагностические методики для выявления детей с нарушениями

 поведения        11

6. Карта структурированной оценки социальной ситуации развития несовершеннолетнего в работе педагогов-психологов общеобразовательных организаций        29

7. Алгоритм действий педагогического работника в случае выявления

 детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию.        53

8. Алгоритм действий для родителей по выявлению детей, подвергающихся воздействию в группах и сообществах в сети «Интернет» деструктивной направленности, пропагандирующих асоциальное поведение, антигуманные принципы, поощряющие суицид, экстремистские проявления        55

9. Памятка для родителей, разъясняющая вопросы блокировки сайтов, пропагандирующих смерть, асоциальное поведение и разместивших другую запрещённую информацию в сети Интернет        59

10. Список используемой литературы        63

Введение

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается одним из основных направлений борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. Роль школы в организации профилактической деятельности трудно переоценить. Особенно остро проблема профилактики стоит в наши дни, когда специалисты отмечают серьёзные проблемы в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Она, в свою очередь, обуславливает такие факты поведения, как уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является, безусловно, поиск путей снижения числа преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Нельзя забывать о том, что криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с правильнымии твердыми жизненными установками.

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «групп риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков. Произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

К причинам увеличения числа правонарушений и общественно опасных деяний среди несовершеннолетних можно отнести следующие:

  • ориентацию несовершеннолетних на новые, плохо осознаваемые идеалы;
  • рост безработицы;
  • ухудшение условий жизни всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;
  • падение престижа образования, культуры, влекущее снижение культурного уровня, уровня образованности молодых людей;
  • разрушение института семьи, рост числа разводов;
  • высокий уровень употребления психоактивных веществ в обществе (особенно алкогольной и никотиносодержащей продукции);
  • разрушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национального экстремизма.

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей разных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе, профилактики правонарушений.


2. Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности

  1. Деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);
  2. Недостатки в учебно-воспитательной работе общеобразовательных организаций, других учебных заведений.
  3. Нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений.
  4. Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, и в связи с этим, увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
  5. Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).
  6. Педагогические ошибки как фактор деструктивного поведения несовершеннолетних:

- профессиональная непригодность (грубость учителя, унижение ученика, «наклеивание ярлыков», публичная компрометация обучающихся, прямой диктат, месть ли косвенное сведение счетов, запугивание);

- демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, лицемерие, игнорирование обучающегося.


3. Личностные особенности подростка, способствующие риску вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности

Личность в подростковом возрасте активно развивается под воздействием различных факторов. Эти факторы могут негативно сказываться на развитии личности и детерминировать развитие личностных особенностей, ведущих к дезадаптации несовершеннолетнего.

Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками (Д.Б.Эльклнин), в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей и формируется самосознание как основное новообразование психики. В случае дезадаптации подросток вовлекается в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности, где он удовлетворяет свою потребность в общении и признании, однако же данные группы могут иметь негативные последствия для самого подростка.

Ввиду описанных особенностей подросткового возраста педагогам и родителям необходимо обращать пристальное внимание на такие личностные особенности несовершеннолетних, как:

  • Трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
  • Переживание собственной неуспешности;
  • Трудности самопонимания, неадекватная самооценка;
  • Отсутствие позитивных жизненных целей;
  • Неумение взаимодействовать с окружающими;
  • Неустойчивость эмоциональной сферы;
  • Предрасположенность к психическим заболеваниям;
  • Склонность к депрессиям;
  • Склонность к девиантному поведению;
  • Акцентуированные и психопатические черты личности.


4. Рекомендации к проведению родительских собраний по  профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних

4.1. Роль семьи в профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков

С самого рождения человека на его развитие оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с подростками общение должно строиться по-другому, не так , как с маленькими детьми. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Решающая роль в профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем, уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека зависит будущая жизнь подростка.

Не менее важным в формировании подростка является воздействие макросреды – школы, колледжа, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену образовательного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.

Агрессивность (или готовность к агрессии) как приобретенное личное качество, формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности. Сведения об агрессии подросток получает также из общения со сверстниками. Он учится вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков. Это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации, реклама, социальные сети и компьютерные игры.  И поэтому семье, как  никому другому, необходимо  быть рядом с ребенком, какие бы изменения в нашем  обществе не происходили!

4.2. Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец поведения - это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый характер, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, – она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому являются случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

4.3. Как не совершать ошибки родителям при воспитании своих детей

 «Активное слушание». Давайте вспомним, как мы разговаривали и разговариваем с нашими детьми – в детском возрасте, в основном, было «повелительное наклонение» и, если дети не слушались, то мы угрожали. Или ребенок говорит, а мы делаем вид, что мы его слышим или сделали вид, что участвуем в разговоре с ним. В подростковом же возрасте повелительное наклонение вызывает у ребенка агрессию, обиду и, если мы только делаем вид, что слушаем, то ребенок уже понимает, что мы его не слышим. Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать!», «Некогда» и тому подобными фразами, в то время как несколько минут внимательного активного слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка.

При «активном слушании» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Если родители действительно будут стараться помнить об «активном слушании», результат обязательно будет.

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд, переданная взглядом информация может так же отпечататься в сознании ребенка, как и сказанные слова. Даже если Вы прибегаете к какому-либо наказанию, в Ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребность в контакте глаз удовлетворена, то ребенок спокоен, он не отворачивает голову в сторону при контакте с другими людьми.

Также очень важен ребенку физический контакт. Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день. Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают.  

Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение.

   Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты.


5. Диагностические методики для выявления детей с нарушениями поведения

Пакет диагностических методик для выявления детей с нарушениями поведения включает основной и дополнительный блоки.

Основной пакет. Данный пакет является базовым (основным) при обследовании несовершеннолетних с нарушениями поведения. В случае, если в обследовании требуются уточнения, специалисты могут воспользоваться методиками из дополнительного пакета, который предназначен для уточнения специфики индивидуально-психологических и поведенческих особенностей несовершеннолетних.

Все блоки методик для деятельности педагога-психолога, включенные в базовый пакет, ориентированы на оценку как специфики развития познавательной деятельности, так и эмоционального реагирования ребенка, специфики коммуникации со взрослым.

При этом критериями выделения качественно-уровневой оценки являются:

  1. Качество и особенности выполнения соответствующих заданий (приведено в описаниях для каждой методики);
  2. Стратегия выполнения несовершеннолетним заданий;
  3. Особенности поведения и аффективно-эмоционального реагирования в процессе обследования;
  4. Объем и характер необходимой помощи со стороны специалиста для выполнения задания, в том числе, особенности взаимодействия с несовершеннолетним.

Каждый психолог может выбрать из широкого набора приведенного примерного пакета диагностических методик именно те методические средства, которые необходимы для проведения обследования конкретного ребенка и оценки его особенностей развития и поведения.

Примерный перечень методик, предназначенных для обследования несовершеннолетних подросткового возраста (от 11 до 15 лет)

  1. Метод наблюдения за поведением подростка и взаимодействием его со взрослыми в ситуации обследования
  2. Беседа
  3. Анализ материалов личного дела
  4. Таблицы Шульте
  5. Отсчитывание по Крепелину
  6. Исследование мнестической деятельности (методика «10 слов»)
  7. Методика «Пиктограмма»
  8. Запоминание короткого рассказа
  9. Исследование предметов («Четвертый лишний»)
  10. Стандартные прогрессивные матрицы Равена
  11. Классификация предметов (взрослый вариант от 9 лет)
  12. Сравнение понятий
  13. Объяснение смысла пословиц
  14. Последовательность картинок
  15. Простые аналогии
  16. Методика «Шкала ценностей»
  17. «РАТ» – рисованный апперцептивный тест
  18. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
  19. Цветовой тест отношений
  20. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
  21. Рисуночные тесты
  22.  Методика «Hand-test» (Тест руки)

Примерный перечень методик, предназначенных для обследования несовершеннолетних юношеского возраста (от 15 до 18 лет)

  1. Метод наблюдения за поведением несовершеннолетнего и его взаимодействием со взрослыми
  2. Беседа
  3. Анализ материалов личного дела
  4. Таблицы Шульте
  5. Методика «Корректурная проба»
  6. Отсчитывание по Крепелину
  7. Методика «10 слов»
  8. Методика пиктограмм
  9. Запоминание короткого рассказа
  10. Методика «исключение предметов» («четвертый лишний»)
  11. Методика «Классификация предметов»
  12. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор», а также модификация методики – «отнесение фраз к пословицам» (Зейгарник Б. В.)
  13. Методика «Сюжетные картинки»
  14. Последовательность картинок
  15. Простые и сложные аналогии
  16. Выделение существенных признаков
  17. Методика для выявления нарушений критичности мышления
  18. Выделение закономерности
  19. Подбор слов-антонимов
  20. Ценностные ориентации М.Рокича
  21. «РАТ» – рисованный апперцептивный тест
  22. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
  23. Методика «Аутоидентификации акцентуаций характера» (Автор Э. Г. Эйдемиллер)
  24. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
  25. Методика «Hand-test» (Тест руки)
  26. Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
  27. Методика «Цветовой тест отношений»
  28. Вербальный фрустрационный тест Собчик Л. Н. (детский)
  29. Рисуночные тесты

Дополнительный пакет. Данный пакет диагностических методик включает в себя тестовые методики и предназначен для уточнения специфики индивидуально-психологических и поведенческих особенностей несовершеннолетних, позволяющих дифференцировать с учетом результатов обследования цели и инструменты коррекционного воздействия. Педагоги-психологи в процессе обследования несовершеннолетних из данного пакета могут выбрать те тестовые методики, которые наиболее четко отвечают контексту диагностической ситуации и необходимы для проведения обследования конкретного ребенка и оценки его особенностей развития и поведения.

Данный пакет содержит тестовые методики, позволяющие оценить склонность к отклоняющемуся поведению, индивидуально-психологические особенности, специфику копинг-механизмов, тревожности, агрессивности, враждебности и иные показатели.

Диагностический инструментарий, входящий в настоящий пакет, может быть рекомендован для использования психологами общеобразовательных организаций, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа в процессе практической работы с несовершеннолетними.

Методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению «СОП»

Краткая аннотация. Автор А. Н. Орел. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизованным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательную и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально желательные ответы. Система оценки представлена в балльной шкале.

Цель: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.

Особенности методики: тест включает в себя мужской и женский вариант. Мужской вариант включает в себя 98 вопросов, женский вариант – 108 вопросов. Ряд вопросов является маскировочным и содержательно не интерпретируется. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал. В тесте производится подсчет первичных («сырых») баллов и их перевод в стандартные Т-баллы. Шкалы теста:

  1. Шкала установки на социально желательные ответы
  2. Шкала склонности к нарушениям норм и правил
  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию
  6. Шкала волевого  контроля эмоциональных реакций
  7. Шкала склонности к делинквентному поведению
  8. Шкала принятия женской социальной роли (включена только в женский вариант теста)

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений

Краткая аннотация. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению. Тест предназначен для школьников 14-17 лет и содержит 48 вопросов (утверждений). В процессе обработке результатов тестирования «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности.

Цель: опросник «ДАП-П» направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения.

Тест «Склонность к девиантному поведению»

Краткая аннотация. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э. В. Леус, САФУ им. М. В. Ломоносова; А. Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации. Тест состоит из 75 вопросов, и определяет показатели выраженности зависимого поведения, самоповреждающего поведения, агрессивного поведения, делинквентного поведения, социально обусловленного поведения по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.

Цель: методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения и измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Индивидуально-типологический детский опросник

Краткая аннотация. В основе опросника лежит авторская теория ведущих тенденций. Методика представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств, включает в себя 8 шкал оценки ведущих тенденций, 2 шкалы достоверности (ложь и аггравация), и состоит из 61 вопроса. Система оценки представлена в балльной шкале. Детский вариант используется в возрастном диапазоне от 10 до 15 лет. В процессе анализа результатов ответы испытуемого подсчитываются в соответствии с ключами. Методика включает в себя такие шкалы как:

  1. Ложь,
  2. Аггравация,
  3. Экстраверсия,
  4. Спонтанность,
  5. Агрессивность,
  6. Ригидность,
  7. Интроверсия,
  8. Сензитивность,
  9. Тревожность,
  10. Лабильность.

Интерпретация результатов позволяет оценить 4 уровня: невыраженность тенденции (низкое самопонимание или неоткровенность при обследовании), норма, акцентуированные черты, дезадаптивный уровень. Также оцениваются избыточно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами. Также методика позволяет оценить социально-психологические аспекты (Лидерство, Неконформность, Конфликтность, Индивидуализм, Зависимость, Конформность, Компромиссность, Коммуникативность), образуемые при высоких показателях по соседствующим типологическим свойствам. Подростки 15 лет и старше справляются с вариантом ИТО для взрослых.

Цель: оценка преобладающих индивидуально-личностных свойств (ведущих тенденций).

Индивидуально-типологический опросник

(взрослый вариант) – ИТО

Краткая аннотация. Методика представляет собой 91 вопрос. Система оценки представлена в балльной шкале. Предъявляется в виде бланка и регистрационного листа. В процессе анализа результатов ответы испытуемого подсчитываются в соответствии с ключами. Методика включает в себя такие шкалы как:

  1. Ложь,
  2. Аггравация,
  3. Экстраверсия,
  4. Спонтанность,
  5. Агрессивность,
  6. Ригидность,
  7. Интроверсия,
  8. Сензитивность,
  9. Тревожность,
  10. Лабильность.

Интерпретация результатов позволяет оценить 4 уровня: невыраженность тенденции (низкое самопонимание или неоткровенность при обследовании), норма, акцентуированные черты, дезадаптивный уровень. Также оцениваются избыточно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами. Также методика позволяет оценить социально-психологические аспекты (Лидерство, Неконформность, Конфликтность, Индивидуализм, Зависимость, Конформность, Компромиссность, Коммуникативность), образуемые при высоких показателях по соседствующим типологическим свойствам.

Цель: оценка преобладающих индивидуально-личностных свойств (ведущих тенденций).

Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков

Краткая аннотация. Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

Цель: опросник направлен на диагностику типов акцентуаций характера у подростков.

Метод диагностики межличностных отношений (модификация теста Лири)

Краткая аннотация. Методика диагностики межличностных отношений Собчик Л. Н. (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. В неё входит набор лаконичных характеристик (128 характеристик), по которым испытуемый оценивает себя,свое актуальное «Я» на момент исследования. Предъявляется в виде бланка и регистрационного листа.

Цель. Метод диагностики индивидуального стиля межличностных отношений.

Методика «Диагностика самочувствия, активности и настроения»

Краткая аннотация. Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Методика представляет собой набор из 30 утверждений. Предъявляется на бланке. Система оценки представлена в балльной шкале.

Цель: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Методика «Опросник тревожности»

Краткая аннотация. Адаптация Зелинского С. М. и Когана В. Е. Методика предназначена для изучения личностной тревожности. Методика представляет собой набор из 40 утверждений. Система оценки представлена в балльной шкале.

Цель: диагностика тревожности.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой

Краткая аннотация. Опросник представляет из себя многошкальную методику, позволяющую диагностировать степень развития осознанной саморегуляции  и ее индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы.

Предъявляется в виде бланка и регистрационного листа.

Цель: изучение индивидуальных особенностей саморегуляции.

Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина

Краткая аннотация. Опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений. Эти утверждения объединяются в пять субшкал (понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии), которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка (межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями).

Цель: тест предназначен для измерения эмоционального интеллекта (EQ).

Тест смысложизненных ориентаций

Краткая аннотация. Адаптация Д. А. Леонтьева. Методика направлена на изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Система оценки представляет собой качественный анализ процесса градации понятий.

Цель: исследование «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс), либо прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Многомерный опросник исследования самоотношения - МИС

Краткая аннотация. Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.

Цель: углубленное изучение сферы самосознания личности.

Методика «Индикатор копинг-стратегий»

Краткая аннотация. Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским. Включает в себя такие шкалы, как: шкала «разрешение проблем», шкала «поиск социальной поддержки», шкала «избегание проблем».

Цель: диагностика копинг-стратегий.

Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд

Краткая аннотация.Стимульный материал личностного опросника представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. Такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрены 6 интегральных показателей:

  1. «Адаптация»;
  2. «Приятие других»;
  3. «Интернальность»;
  4. «Самовосприятие»;
  5. «Эмоциональная комфортность»;
  6. «Стремление к доминированию».

Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

Цель: тест предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Методика для психологической диагностики копинг-механизмов

Краткая аннотация.Методика позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы.

Цель: диагностика копинг-механизмов.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Краткая аннотация. Тест включает в себя 80 вопросов и включает в себя оценку по следующим шкалам: вспыльчивость, напористость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, а также позволяет выявить особенности по таким интегральным показателям как «показатель позитивной агрессивности субъекта», «показатель негативной агрессивности субъекта», «показатель конфликтности».

Цель: методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Тест правового и гражданского сознания

Краткая аннотация. Тест состоит из 13 вопросов, к каждому из которых предложено 3 варианта ответа. Позволяет оценить три относительно самостоятельных сферы функционирования правосознания: бытовую, профессионально-деловую и социально-гражданскую, методикой замеряется также уровень правовых знаний учащихся. Предусмотрено выявление уровней правосознания: правовой нигилизм (слабый уровень), основы правосознания заложены (средний уровень), правосознание в основном сформировано (хороший уровень), правосознание сформировано полностью (высокий уровень). Система оценки представлена в балльной шкале. Предъявляется в виде бланка и регистрационного листа.

Цель: исследование правового и гражданского сознания. методика позволяет оценить сформированность правового сознания, а также готовность придерживаться правовых норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, гражданскую зрелость.

Диагностика агрессии и враждебности

(Опросник А. Басса и М. Перри)

Краткая аннотация. Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Агрессивное поведение рассматривается как противоположное адаптивному. Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности. В агрессивных проявлениях можно выделить три основных компонента:

  • Поведенческий компонент – физическая агрессия – самоотчет о склонности к физической агрессии в поведении.
  • Эмоциональный компонент – гнев – самоотчет о склонности к раздражительности.
  • Когнитивный компонент – враждебность – включает в себя подозрительность и обидчивость.

Цель: диагностики агрессии и враждебности

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения

Краткая аннотация. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу-Крауна – опросник, предназначенный для оценки искренности ответов испытуемых. Тест содержит 20 вопросов и позволяет оценить такие показатели как: низкая мотивация к одобрению, средняя мотивация к одобрению, высокая мотивация к одобрению.

Цель: диагностика мотивации одобрения.

Методика многомерной оценки детской тревожности

Краткая аннотация. Методика представляет собой клинически апробированный опросник, предназначенный как для экспресс, так и для структурной диагностики расстройств тревожного спектра у детей и подростков. Разработан в 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева Е. Е. Малковой (Ромицыной) под руководством Л. И. Вассермана. Разработанная психодиагностическая структура многомерной оценки включала 10 параметров-шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности у детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. На основании результатов, полученных по этим 10-ти шкалам представляется возможным получение информации о структурных особенностях тревожности конкретного ребенка или подростка по четырем основным направлениям психологического анализа: оценке уровней тревожности, имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка; оценке особенностей психофизиологического и психовегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях; оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка особенностей его социальных контактов (в частности – со сверстниками, учителями и родителями); оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка ситуаций, связанных со школьным обучением.

Цель: диагностика тревожности.

Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (детский вариант)

Краткая аннотация. Методика представляет собой модифицированный для детей 8-12 лет опросник личности Кэттелла. В России адаптация была выполнена Э. М. Александровской. Содержит в себе следующие шкалы:

  1. Фактор A (общительность),
  2. Фактор B (вербальный интеллект),
  3. Фактор C (уверенность в себе),
  4. Фактор D (возбудимость),
  5. Фактор E (склонность к самоутверждению),
  6. Фактор F (склонность к риску),
  7. Фактор G (ответственность),
  8. Фактор H (социальная смелость),
  9. Фактор I (чувствительность),
  10. Фактор O (тревожность),
  11. Фактор Q3 (самоконтроль),
  12. Фактор Q4 (нервное напряжение).

Цель: многофакторное исследование личности.

Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант)

Краткая аннотация. Методика представляет собой адаптацию опросника Кэттелла для подростков 12-18 лет. Содержит в себе следующие шкалы:

  1. Фактор А (шизотимия-аффектомия),
  2. Фактор C (степень эмоциональной устойчивости),
  3. Фактор D (флегматичность-возбудимость),
  4. Фактор Е (пассивность-доминантность),
  5. Фактор F (осторожность-легкомыслие),
  6. Фактор G (степень принятия моральных норм),
  7. Фактор H (робость, застенчивость – смелость, авантюризм),
  8. Фактор I (реализм – сензитивность),
  9. Фактор J (неврастения, фактор Гамлета),
  10. Фактор O (самоуверенность – склонность к чувству вины),
  11. Фактор Q2 (степень групповой зависимости),
  12. Фактор Q3 (степень самоконтроля),
  13. Фактор Q4 (степень внутреннего напряжения).

Цель: многофакторное исследование личности.


6. Карта структурированной оценки социальной ситуации развития несовершеннолетнего в работе педагогов-психологов общеобразовательных организаций

Рассматривая отклоняющееся поведение как феномен, который функционирует в рамках психологического, социального, биологического контекстов и, безусловно, в рамках включающего все перечисленные правового контекста, любой специалист, работающий с категорией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, должен учитывать и анализировать особенности всех контекстов в конкретном случае.

В общем виде, отклоняющееся поведение понимается как устойчивое поведение личности, противоречащее наиболее важным социальным нормам, включая нормы административного (девиантное поведение) и уголовного (делинквентное поведение) права, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией.

Объединяясь в единую систему и взаимодействуя между собой, все контекста образуют особую социальную ситуацию развития, в которой находится несовершеннолетний на данном этапе своей жизни.

В связи с необходимостью анализа правовых и биопсихосоциальных факторов отклоняющегося поведения в 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации направило в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, методические рекомендации, разработанные ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Рекомендации содержат анкету «Структурированная оценка социальной ситуации развития», подлежащую использованию специалистами, работающими с категорией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (Приложения 1,2).

7. Алгоритм действий педагогического работника в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию.

В целях выявления детей, попавших под влияние секты или неформальных молодежных объединений, учитель (преподаватель) должен обращать внимание на следующие факты:

  1. Изменение интересов у ребенка. Он меньше интересуется школьными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к учебе, вообще к привычным развлечениям, увлечениям, читает нацистскую литературу.
  2. Изменения в поведении. Обучающийся неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.
  3. Изменение речи. Ребенок использует новые для него нехарактерные выражения, слова, термины (1488, бон, афа, киты, фа, фаши), в грубой форме выражает неодобрение к людям другой национальности либо религии (называетих различными кличками — киты, серпоносцы, азеры). Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей.
  4. Изменение стиля одежды, внешнего вида.

При обнаружении подобных признаков педагогический работник обязан:

  • Сообщить по факту  ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательной организации лицу, либо руководителю учреждения, а также родителям обучающегося.
  • директор образовательной организации должен проинформировать руководителя муниципального органа управления образованием, муниципальную Комиссию по делам несовершеннолетних и территориальное подразделение по делам несовершеннолетних.

10. Список рекомендованной литературы

  1. Влияние молодежной субкультуры на подростков //Доп. Образование и воспитание. – 2007. – №5
  2. Воронова В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. – 2001. – №5.
  3. Куликов В. Б., Злоказов К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №3.
  4. Елена Большакова «Ваш ребёнок – неформал»// Семья и школа.- 2009 . – №


Приложение 1

Структурированная оценка социальной ситуации развития несовершеннолетнего

Часть I. Блок анализа правовых факторов

Совершённые в прошлом и текущие правонарушения

Источники информации

Совершение правонарушений, не повлекших привлечения к ответственности

Совершение общественно опасных деяний, подлежащих уголовной ответственности, но не повлекших её по различным законным обстоятельствам (ч. 1, ч. 3 ст. 20 УК РФ, ст. 76 УК РФ)

Несовершеннолетний привлекался к уголовной, гражданской, административной ответственности, и в отношении него был вынесен приговор либо судебное решение

Несовершеннолетний был осужден к лишению свободы либо неоднократно привлекался к уголовной или иной ответственности

Проявление физического / сексуального насилия в прошлом по отношению к другим

иное

Часть II. Блок оценки психофизических, в том числе психопатологических, факторов

Проблемы физического и психического здоровья

Источники информации

Проблемы со здоровьем

Проблемы сексуального развития и поведения

Физическая инвалидность

Наличие психического расстройства

Когнитивные нарушения

Сниженный эмоциональный тонус: у подростка часто наблюдаются сниженное настроение, апатия, пессимизм

Жертва физического / сексуального преступления

Попытки самоубийства

иное

Употребление наркотиков, алкоголя, иных психоактивных веществ

Источники информации

Редкое употребление наркотиков, ингалянтов, а также алкоголя

Систематическое употребление наркотиков или ингалянтов

Систематическое употребление алкоголя

иное

Часть III. Блок оценки макро- и микросоциальных факторов

Семейные обстоятельства / выполнение родительских обязанностей

Источники информации

Отсутствие должного контроля со стороны родителей

Трудности в осуществлении контроля над поведением ребенка

Применение неприемлемых и неадекватных дисциплинарных методов в воспитании

Непоследовательное воспитание

Отсутствие сотрудничества со стороны родителей: один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении

Жестокое обращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи

Жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи

Побеги из дома, учреждений закрытого типа в прошлом

Находится в поле зрения административных и правоохранительных органов, опеки, социальных служб

иное

Образование / Трудовая занятость

Источники информации

Плохое поведение в школе

Низкая успеваемость

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

Проблемы во взаимоотношениях с учителями

Прогулы

Не учится, не занимается никакой общественно полезной деятельностью

Социально-педагогическая запущенность

иное

Досуг / Свободное время

Источники информации

Недостаточно организованный досуг

Непродуктивное использование времени

Отсутствие личных интересов

иное

Взаимоотношения со сверстниками

Источники информации

Есть приятели с асоциальными взглядами и установками

Есть друзья с асоциальными взглядами и установками

Нет или мало социально адаптированных приятелей

Нет или мало социально адаптированных друзей

Круг общения не соответствует возрасту

иное

Часть IV. Блок оценки психологических факторов

Личностные особенности (общие)

Источники информации

Завышенная, низкая или неустойчивая самооценка

Низкая переносимость неудач

Чувство вины (отсутствие / чрезмерно высокий уровень)

Уровень социальных навыков

Недостаток / отсутствие у несовершеннолетнего коммуникативных навыков

Уровень развития навыков разрешения конфликтов

Особенности самоотношения

Уровень притязаний

иное

Когнитивные особенности

Источники информации

Особенности памяти (нарушения)

Особенности речи (нарушения)

Особенности внимания (нарушения)

Особенности мышления и интеллекта (нарушения)

Особенности праксиса (нарушения)

Отсутствие критической оценки собственных действий

Недостаточная критичность в оценке своего состояния

иное

Аффективные особенности

Источники информации

Высокий уровень физической / вербальной агрессии

Вспышки неконтролируемого гнева

Способность распознавать свои и чужие эмоции и чувства

Способность контролировать свои эмоции и чувства

Повышенная тревожность

иное

Поведенческие особенности

Источники информации

Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций

Однотипный импульсивный характер реагирования на фрустрацию

Побеги из дома

Бродяжничество

Ведомость

Неустойчивые, часто социально неприемлемые мотивы поведения

иное

Жизненные установки / социальная ориентация

Источники информации

Антисоциальные / криминальные установки

Не обращается за помощью

Активно отвергает помощь

Не признает просоциальные авторитеты

Не склонен к сочувствию, сопереживанию, проявлению заботы

иное


Приложение 2

Руководство по заполнению анкеты «Структурированная оценка

социальной ситуации развития несовершеннолетнего»

Анкета «Структурированная оценка социальной ситуации развития» (далее – Анкета) заполняется научным стилем речи. Используемые в Анкете речевые обороты должны быть нейтральными, безоценочными. Педагогу-психологу необходимо помнить, что несовершеннолетний и его родитель (законный представитель) имеет право затребовать данную Анкету для ознакомления, однако не для передачи иным лицам или копирования.

В Анкету следует вносить только достоверные или полученные из благонадёжных источников факты. В столбце «Источники информации» во всех случаях описывается источник полученной информации. Приоритет при указании источников информации имеют результаты специальной диагностики и зафиксированные документально факты. К информации, полученной со слов следует относиться с большой осторожностью.

В любом случае, информацию не следует вносить в Анкету в случае наличия сомнений в её достоверности.

В некоторых случаях, изложенных ниже, информация подлежит передаче администрации образовательной организации. Подробности изложены далее в Руководстве, и зависят от конкретного случая, требующего оповещения администрации образовательной организации. Общим правилом, однако, является требование при передаче информации администрации образовательной организации оповещать о факте передаче информации самого несовершеннолетнего и/или его родителей (законных представителе).

Во всём блоке анализа правовых факторов необходимо учитывать тяжесть преступления, совершённого несовершеннолетним.

1. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое <…> установлена административная ответственность (ст. 2.1 КРФоАП).

2. Преступлениями небольшой тяжести  признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК РФ).

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим  Кодексом, превышает три года лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК РФ).

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ).

5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ).

Кроме того, необходимо помнить, что до 14 лет ребёнок не является субъектом преступлений, и в таком случае противоправные поступки, обладающие признаками преступлений, необходимо называть общественно опасными деяниями.

Часть I. Блок анализа правовых факторов

  1. Совершение правонарушений, не повлекших привлечения к ответственности. Данный пункт заполняется только в случае наличия решений компетентных органов.
  2. Совершение общественно опасных деяний, подлежащих уголовной ответственности, но не повлекших её по различным законным обстоятельствам (ч. 1, ч. 3 ст. 20 УК РФ, ст. 76 УК РФ). Данный пункт заполняется только в случае наличия решений компетентных органов.
  3. Несовершеннолетний привлекался к уголовной, гражданской, административной ответственности, и в отношении него был вынесен приговор либо судебное решение. Данный пункт заполняется только в случае вынесения приговора либо судебного решения.
  4. Несовершеннолетний был осужден к лишению свободы либо неоднократно привлекался к уголовной или иной ответственности. Данный пункт заполняется только в случае наличия решений компетентных органов.
  5. Проявление физического / сексуального насилия в прошлом по отношению к другим. Данный пункт заполняется в случае наличия решений компетентных органов. В случае, если педагогу-психологу становится известно о подобных фактах поведения несовершеннолетнего в ходе психолого-педагогического сопровождения, необходимо уточнить, повлекло ли проявление насилия по отношению к другим правовые последствия для несовершеннолетнего.

В случае, если педагог-психолог является первым, кому становится известно о проявлении несовершеннолетним физического / сексуального насилия в прошлом по отношению к другим, а также в случае, если педагог-психолог не может установить, повлекло ли проявление насилия по отношению к другим правовые последствия для несовершеннолетнего, данная информация подлежит немедленной передаче администрации образовательной организации. В данных случаях принцип конфиденциальности работы психолога не запрещает передавать информацию администрации образовательной организации, о чём педагог-психолог предупреждает родителей (законных представителей) несовершеннолетнего заранее, в согласии на психолого-педагогическое сопровождение.

  1. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о различных правовых факторах, подлежащей анализу. Допустимо включать в данный пункт информацию, полученную напрямую из психологической диагностики.

Часть II. Блок оценки психофизических, в том числе психопатологических, факторов.

  1. Проблемы со здоровьем. Данный пункт заполняется в случае наличия проблем со здоровьем, не классифицированных в отдельный пункт из перечисленных ниже в данном блоке. Особенное значение имеют данные об общем самочувствии («дурно», «плохо»), о головной боли, головокружении и переутомлении. При наличии жалоб на соматическое здоровье указывается также информация о продолжительности негативного воздействия.
  2. Проблемы сексуального развития и поведения.
  3. Физическая инвалидность. Данный пункт заполняется только в случае наличия инвалидности, подтверждённой медико-социальной экспертизой.
  4. Наличие психического расстройства. Данный пункт заполняется только в случае наличия психического расстройства, подтверждённого в учреждении здравоохранения.
  5. Когнитивные нарушения. Данный пункт заполняется по данным медицинской документации и по данным психологической диагностики когнитивных процессов.
  6. Сниженный эмоциональный тонус: у подростка часто наблюдаются сниженное настроение, апатия, пессимизм.
  7. Жертва физического / сексуального преступления. Данный пункт заполняется в случае наличия решений компетентных органов. В случае, если педагогу-психологу становится известно о подобных фактах из жизни несовершеннолетнего в ходе психолого-педагогического сопровождения, необходимо уточнить, повлекло ли физическое / сексуальное преступление правовые последствия для агрессора.

В случае, если педагог-психолог является первым, кому становится известно о применению к несовершеннолетнему физического / сексуального насилия, а также в случае, если педагог-психолог не может установить, повлекло ли физическое / сексуальное преступление правовые последствия для агрессора, данная информация подлежит немедленной передаче администрации образовательной организации. В данных случаях принцип конфиденциальности работы психолога не запрещает передавать информацию администрации образовательной организации, о чём педагог-психолог предупреждает родителей (законных представителей) несовершеннолетнего заранее, в согласии на психолого-педагогическое сопровождение.

  1. Попытки самоубийства. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего. Необходимо уточнить, кто из окружения несовершеннолетнего был осведомлён о предпринятых им попытках самоубийства.

В случае, если попытка самоубийства предпринята менее полугода назад, и педагог-психолог является первым, кому становится известно о предпринятой несовершеннолетним попытке суицида, данная информация подлежит немедленной передаче администрации образовательной организации. В данных случаях принцип конфиденциальности работы психолога не запрещает передавать информацию администрации образовательной организации, о чём педагог-психолог предупреждает родителей (законных представителей) несовершеннолетнего заранее, в согласии на психолого-педагогическое сопровождение.

  1. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о различных психофизических факторах, подлежащей анализу. Допустимо включать в данный пункт информацию, полученную напрямую из психологической диагностики, а также информацию о фактах самоповреждающего поведения, не относящегося к суицидальному.
  2. Употребление наркотиков, алкоголя, иных психоактивных веществ. Данный раздел заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.

Часть III. Блок оценки макро- и микросоциальных факторов

  1. Отсутствие должного контроля со стороны родителей. Данный пункт заполняется при наличии замечаний к поведению несовершеннолетнего и дисциплинарных взысканий со стороны администрации школы.
  2. Трудности в осуществлении контроля над поведением ребенка. Данный пункт заполняется при наличии замечаний к поведению несовершеннолетнего со стороны родителей, педагогов и педагога-психолога и по данным психологической диагностики самоконтроля и волевых качеств личности.
  3. Применение неприемлемых и неадекватных дисциплинарных методов в воспитании. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего и по данным психологической диагностики семейных взаимоотношений.
  4. Непоследовательное воспитание. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего и родителя.
  5. Отсутствие сотрудничества со стороны родителей: один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего и родителя.
  6. Жестокое обращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего и родителя. В случае, если педагогу-психологу становится известно о фактах жестокого обращения в ходе психолого-педагогического сопровождения, необходимо уточнить, повлекло ли физическое / сексуальное преступление правовые последствия для агрессора.

В случае, если педагог-психолог является первым, кому становится известно о применению к несовершеннолетнему физического / сексуального насилия, а также в случае, если педагог-психолог не может установить, повлекло ли физическое / сексуальное преступление правовые последствия для агрессора, данная информация подлежит немедленной передаче администрации образовательной организации. В данных случаях принцип конфиденциальности работы психолога не запрещает передавать информацию администрации образовательной организации, о чём педагог-психолог предупреждает родителей (законных представителей) несовершеннолетнего заранее, в согласии на психолого-педагогическое сопровождение.

  1. Жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего и родителя. В случае, если педагогу-психологу становится известно о фактах жестокого обращения в ходе психолого-педагогического сопровождения, необходимо уточнить, повлекло ли физическое / сексуальное преступление правовые последствия для агрессора.

В случае, если педагог-психолог является первым, кому становится известно о применению к несовершеннолетнему физического / сексуального насилия, а также в случае, если педагог-психолог не может установить, повлекло ли физическое / сексуальное преступление правовые последствия для агрессора, данная информация подлежит немедленной передаче администрации образовательной организации. В данных случаях принцип конфиденциальности работы психолога не запрещает передавать информацию администрации образовательной организации, о чём педагог-психолог предупреждает родителей (законных представителей) несовершеннолетнего заранее, в согласии на психолого-педагогическое сопровождение.

  1. Побеги из дома, учреждений закрытого типа в прошлом. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  2. Находится в поле зрения административных и правоохранительных органов, опеки, социальных служб. Данный пункт заполняется в случае наличия информации о постановке несовершеннолетнего на учёт в указанных службах.
  3. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о различных семейных обстоятельствах, подлежащей анализу. Допустимо включать в данный пункт информацию, полученную напрямую из психологической диагностики.
  4. Плохое поведение в школе. Данный пункт заполняется при наличии замечаний к поведению несовершеннолетнего со стороны педагогов и педагога-психолога и по данным психологической диагностики самоконтроля и волевых качеств личности.

  1. Низкая успеваемость. Данный пункт заполняется при наличии промежуточных итоговых отметок 2 (неудовлетворительно) и при констатации данного классным руководителем.
  2. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего, по данным психологической диагностики и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего и сверстников.
  3. Проблемы во взаимоотношениях с учителями. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего, по данным психологической диагностики и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего и учителей.
  4. Прогулы. Данный пункт заполняется с указанием числа пропущенных уроков к дате заполнения Анкеты.
  5. Не учится, не занимается никакой общественно полезной деятельностью.
  6. Социально-педагогическая запущенность. Проявляется в несформированности у несовершеннолетнего свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего, по данным психологической диагностики и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего с окружающими.
  7. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации об образовании, подлежащей анализу. Допустимо включать в данный пункт информацию о внеклассной деятельности (кружках, секциях и т. п.).
  8. Недостаточно организованный досуг. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  9. Непродуктивное использование времени. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  10. Отсутствие личных интересов. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  11. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о досуге, подлежащией анализу. Допустимо включать в данный пункт информацию о внеклассной деятельности (кружках, секциях и т. п.).
  12. Есть приятели с асоциальными взглядами и установками. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  13. Есть друзья с асоциальными взглядами и установками. Данный пункт заполняется со слов самого несовершеннолетнего.
  14. Нет или мало социально адаптированных приятелей. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  15. Нет или мало социально адаптированных друзей. Данный пункт заполняется со слов самого несовершеннолетнего.
  16. Круг общения не соответствует возрасту. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  17. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о взаимоотношениях со сверстниками, подлежащей анализу.

Часть IV. Блок оценки психологических факторов

  1. Завышенная, низкая или неустойчивая самооценка. Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.
  2. Низкая переносимость неудач. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  3. Чувство вины (отсутствие / чрезмерно высокий уровень). Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.
  4. Уровень социальных навыков. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  5. Недостаток / отсутствие у несовершеннолетнего коммуникативных навыков. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  6. Уровень развития навыков разрешения конфликтов. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  7. Особенности самоотношения. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  8. Уровень притязаний. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  9. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о личностных особенностях, подлежащей анализу.
  10. Особенности памяти (нарушения). Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.

  1. Особенности речи (нарушения). Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.
  2. Особенности внимания (нарушения). Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.
  3. Особенности мышления и интеллекта (нарушения). Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.
  4. Особенности праксиса (нарушения). Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.
  5. Отсутствие критической оценки собственных действий. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  6. Недостаточная критичность в оценке своего состояния. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  7. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о когнитивных особенностях, подлежащей анализу.
  8. Высокий уровень физической / вербальной агрессии. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  9. Вспышки неконтролируемого гнева. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего, по данным психологической диагностики и по данным наблюдения педагога-психолога за поведением несовершеннолетнего и взаимоотношениями несовершеннолетнего и учителей.
  10. Способность распознавать свои и чужие эмоции и чувства. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.

  1. Способность контролировать свои эмоции и чувства. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  2. Повышенная тревожность. Данный пункт заполняется по данным психологической диагностики.
  3. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о аффективных особенностях, подлежащей анализу.
  4. Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  5. Однотипный импульсивный характер реагирования на фрустрацию. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  6. Побеги из дома. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  7. Бродяжничество. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  8. Ведомость. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  9. Неустойчивые, часто социально неприемлемые мотивы поведения. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  10. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о поведенческих особенностях, подлежащей анализу.
  11. Антисоциальные / криминальные установки. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.

  1. Не обращается за помощью. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  2. Активно отвергает помощь. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе со слов самого несовершеннолетнего.
  3. Не признает просоциальные авторитеты. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  4. Не склонен к сочувствию, сопереживанию, проявлению заботы. Данный пункт заполняется из различных источников, в том числе по данным психологической диагностики.
  5. Иное. Данный пункт заполняется в случае наличия подтверждённой информации о поведенческих особенностях, подлежащей анализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...

Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...

Методические рекомендации о правилах поведения человека при террористической угрозе

Сегодня терроризм, к сожалению, стал реальностью на­шей жизни. Еще совсем недавно никто из нас и не помыш­лял о том, что мы можем стать его жертвой....

Методические рекомендации при суицидальном поведении

Суицидальные игры стали "модой". Информация о них распространяется в подростковой среде, как весенний пал. Опасное любопытство вовлекает несформировавшуюся психику. Что делать родителям и учителям? Ка...

Методические рекомендации "Техника безопасного поведения на байдарке".

Составлен перечень правил поведения на байдарке во время похода....

Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних с учетом этнопсихологических особенностей

Что такое деструктивное поведение? Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющи...