Статья «Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии»
статья по психологии

Масевич Ирина Михайловна
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
В своей статье я раскрываю  эту тему,как выявить одаренного ребенка ,как помочь раскрыться ему,справиться с эмоциональным фоном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Проблема социальной адаптации

детей с отклонениями в развитии»

Автор: Масевич Ирина Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1.  Сущность понятия "одаренность".  Причины уязвимости одаренных   детей…………………………………………………………………4

ГЛАВА 2. Трудности социальной адаптации одаренного ребенка……………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..12

Введение.

 

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Они способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

По решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в "группу риска", наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Как бы ни был одарен ребенок, он остается ребенком, нуждающимся в учении. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Необходима профессиональная помощь специалистов, воспитателей детских садов, учителей, социальных работников. Талантливым детям необходимо особое воспитание, специальные индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности воспитателей и учителей, социальных педагогов и психологов, на плечи которых ложится вся тяжесть работы по выявлению, воспитанию, обучению и устранению причин и условий, способствующих асоциальному развитию одаренного ребенка, причин его девиантного поведения.

В большинстве школ и в обществе в целом существует некоторая настороженность  по отношению к одаренным детям, связанная, видимо, с недопониманием их уникальности. В  школах, как правило, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и осознании собственной цены очень велика и слишком часто не удовлетворяется.

Наша действительность пронизана антиинтеллектуализмом, мы не принимаем юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, по этому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одаренных детей.В школьном возрасте таких детей насчитывается всего 3-5 %, и они, как правило, лишены необходимой поддержки. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие, но, к сожалению, по-настоящему это стали понимать совсем недавно.

Сверстники и учителя ощущают постоянные интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству. Насколько же лучше вместе с ребенком радоваться всем сторонам его развивающейся личности, его уникальным талантом. Такое отношение может уменьшить влияние негативных общественных стереотипов на ребенка – да и вообще ослабить их. Обрести здоровое само восприятие гораздо легче, если окружающие по-доброму тебя воспринимают и дают тебе понять, что ты уважаем и ценим как цельная личность.А иначе, мы лишь на словах ценим личность и «неограниченные возможности». Давайте лучше проявлять действительную заботу о гармоническом развитии личности, развивать и адекватно реагировать на таланты. Нередко у одаренных детей  развивается негативное само восприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста.

 Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.

В первой сфере происходит осмысление, освоение и расширение видов деятельности, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе. В сфере сознания – формирование образа собственного «Я», осмысление своей социальной принадлежности, формирование самооценки.

В процессе социальной адаптации ребенка появляется потребность «быть как все». Но параллельно с этим формируется и другая потребность – проявить себя, свою индивидуальность. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды. Отношения в коллективе по-прежнему сохраняют свое доминирующее значение для учащихся. Социальная роль учителя становится объектом исследования со  стороны учеников и ему приходится быть готовым к различного рода экспериментам, чтобы удержать свои позиции на высоте.

1. Сущность понятия "одаренность".

Причины уязвимости одаренных детей.

В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия одаренность.

В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова одаренность - талантливость, даровитость, та или иная степень ее.

Одаренный - человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек с богатым воображением. Очень талантливый, даровитый человек.

Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом словосочетании - "детская одаренность", здесь проявляется принципиально иная психолого-педагогическая проблема, где одаренность предстает уже не как исключительность, а как потенциал, дар природы.

Одаренность определяется, как правило, тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим познавательным развитием, психологическим развитием и физическими данными.

Опережающее познавательное развитие проявляется уже на раннем этапе жизни. Еще в трехлетнем возрасте одаренные дети с легкостью могут следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире, такие дети очень любопытны, обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, владеют необычайной внимательностью.

Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, отсюда исходит любовь к коллекционированию.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы, чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку.

Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе, так как большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с "низким порогом отключения", то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ.

Однако в силу небольшого жизненного опыта одаренные дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться самостоятельно. В данном случае необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка.

Замечено, что талантливых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие характеристики:

Развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;

Широкая система личных ценностей: устанавливают высокие требования к себе и окружающим и быстро откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;

Яркое воображение. Все дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут различить реальность и фантазию, однако у одаренных детей это выражено особенно ярко, они настолько развивают и раскрашивают свои фантазии, что буквально сживаются с ними;

Чувство юмора, является одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека;

Преувеличенные страхи и повышенная чувствительность, как результат неуемного воображения;

Недостает эмоционального баланса, одаренный ребенок нетерпелив и порывист;

Эгоцентризм проявляется в любом толковании событий и явлений, происходящих с одаренным ребенком дошкольного возраста.

Данные психологические характеристики рождают ряд проблем одаренных детей:

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка.Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.Многие одаренные дети проявляют удивительную степень самодостаточности и с очень раннего возраста могут заниматься и развивать себя самостоятельно.

3.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

4.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии.

5.Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. Повышенные требования одаренного школьника часто приводят к тому, что они  критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

6. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

7. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отвергнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.

8.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети  нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

          Мы видим, что жизнь вундеркинда полна трудностей. Задача, стоящая в этом плане перед родителями и педагогами в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка.

2. Трудности социальной адаптации одаренного ребенка

Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая зрелости.

Однако существуют и противоположные утверждения, которые описывают чрезвычайные трудности, и маленьких, и более взрослых вундеркиндов в социальных взаимодействиях, когда их необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытые издевки и унижение.

По выражению К. Юнга, "одаренный человек - это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной меры". А это не может не порождать некоторой настороженности и в обществе в целом, и в большинстве школ, и в среде сверстников.

Часто в научной литературе речь идет об особых трудностях одаренных, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу.

Рассмотрим трудности в общении одаренных подростков с родителями, учителями и сверстниками.

Чрезвычайно важными для развития ребенка являются отношения в семье. Семейные отношения традиционно являются достаточно затрудненными в ранней юности. Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Именно родители чаще всего замечают одаренность ребенка первыми.

Разнообразие интересов у одаренных детей может быть вызвано особенностями домашнего окружения, обучения и воспитания.

Необходимо как можно раньше выявить талант таких детей, точнее выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Родители должны спросить себя: "Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?" Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.

Однако не все родители гордятся своим ребенком, сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Они не хотят, чтобы ребенок выделялся, чтобы был "белой вороной". Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все", " - Главное, чтобы дети были "нормальными".

Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в школе, уже научились вести себя "как все" и не выказывать свои таланты, фальсифицировать собственное "Я".

В других семьях, наоборот, чрезвычайные детские способности принимаются, как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит дальнейшие радости. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей, его охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Тем самым подогревают детское тщеславие, что может привести к недостатку самокритичности и к трудностям в общении со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Итак, данное суждение позволяет выделить две крайности: одна - игнорирование, а иногда даже подавление необычайно высокого уровня познавательной и творческой активности, другая - искусственное ускорение развития, предъявление чрезмерных требований и даже вмешательство в учебный процесс, что само по себе провоцирует конфликты.

Тогда в погоне за достижениями утрачивается ценность самого ребенка. Чрезмерные же требования могут провоцировать развития чувства вины перед родителями за то, что реальные достижения не всегда соответствуют (по мнению родителей) возможностям; страха не оправдать надежд родителей, особенно матерей.

Особенно ярко проявляется это в отношении одаренных девочек. Высокая чувствительность к социальным ожиданиям, высокоразвитая способность к социальной адаптации и склонность к самопринижению заставляют их строить жизненные планы на основе высказываемых или скрытых ожиданий окружающих без учета своих интересов, способностей, желаний.

Однако ряд исследований говорит о том, что отношения в семьях одаренных более благополучные, чем у их сверстников. Отношения родителей к детям достаточно адекватны. Малая конфликтность отношений одаренных в семье объясняется несколькими факторами. Как правило, это семьи, где родители сами имеют хорошее образование, где образование является ценностью, где развитию детей уделяется много внимания, ребенку оказывается поддержка, как в интеллектуальной деятельности, так и разрешении проблем во взаимодействии с окружающими.

Важным моментом для отсутствия затруднений в семейных отношениях является, как правило, хорошая успеваемость одаренных детей, увлеченность делом и отсутствие склонности к асоциальным проявлениям.

Перед родителями одаренных детей, прежде всего, стоит задача помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Но следует избегать ставить малыша в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений.

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. Родители должны способствовать развитию таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Развитие личности одаренных детей вызывает тревогу, как у родителей, так и у педагогов. Процесс воспитания и обучения может не только способствовать предотвращению нежелательных явлений в развитии аффективной сферы, но и выполнять корректирующие функции.

В целом процесс обучения и воспитания одаренных школьников требует организации всей окружающей обстановки. Учебная деятельность должна строиться в целях всестороннего развития ребенка, а не только его когнитивных способностей. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, и ему ничего не прививают, а только сопровождают его рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку.

Специалисты придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. В таких программах особое внимание должно уделяться развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Одной из форм воспитания и обучения одаренных детей могут быть ролевые игры. Наиболее ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей. Играя роль другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.

В связи с этим в задачу учителя входит не только поощрение инициативы одаренных детей, но и обучение их навыкам сотрудничества и общения, без чего невозможно достигнуть положительных результатов в групповых занятиях.

Отношения с учителями характеризуются неоднозначностью и чаще зависят от личности самого учителя и от того, понимают ли учителя своеобразие одаренных учащихся и имеют ли опыт работы с ними. Несомненно, что своим особым, "странным" видением мира одаренный ученик создает некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю.

В работе с одаренными детьми следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, воспитывать терпение и ненавязчивость.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом-Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе, здесь нужна помощь специалиста.

Педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку:

  • права приобретать собственный познавательный опыт;
  • права быть субъектом собственной деятельности. То есть приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять право быть и становиться "самим собой".

Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному. Сравнительная легкость усвоения учебного материала, уверенность в своих силах - "чувство хозяина ситуации" привлекают к ним окружающих. Однако как чрезвычайно высокий интеллект, так и особенности личности одаренных порождают некоторую настороженность и даже отдаление сверстников - одаренными гордятся, но "держат дистанцию".

Такие дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Что приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть "как все", избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Не только потому, что некоторые соученики агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими, в компаниях.

Одаренным с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Исследователи считают такое положение вещей является следствием отсутствия равноправного общения, которое могло бы развить способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли, чувства с действиями, мыслями, чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях, и которое снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях, способствует формированию социальной чувствительности". С отсутствием равноправного общения связана и трудность в нахождении близких по духу друзей. Итак, трудности одаренных детей во многом зависят от позиции социального окружения, что приводит к трудностям в общении, которые в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с одной стороны, они могут служить "индикаторами" одаренности, по которым и предполагают наличие одаренности, с другой - могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями.

Заключение.

 Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: проблему социальной адаптации одарённых детей нужно начинать решать заблаговременно, еще в дошкольном возрасте. Не стоит обособлять ребенка от его сверстников, пусть он имеет возможность общаться, как и с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.

При выборе школы для одаренного ребенка нужно обратить внимание на специализированные школы и колледжи. Это оказывается целесообразным с точки зрения возможности максимальной самореализации, которую получает одаренный ребенок, поступив в специализированное школьное учреждение. К тому же именно в подобных школах реально на практике применить принципы индивидуального подхода к обучению одаренного ребенка. Этому способствует, в том числе и низкая наполняемость классов и возможность выбрать учебную программу, составленную с учетом потребностей самого ребенка и, что немаловажно, помочь ему многосторонне развиваться.

     В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Со стороны родителей одаренному ребенку  требуется особенно много внимания, терпения и заботы. Ведь одаренный ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Родители также не должны забывать, что их вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становится очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.

ЛИТЕРАТУРА.

Барбитова, А.Д.  Проблема одаренности: от  теории к практике. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.20-33.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский – СПб: Союз, 1997. – 96с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М-Воронеж: МОДЭК. - 1997. – 220с.

5. Лейтес, Н.С.  О признаках детской одаренности. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.45-51.

6. Психология одаренных детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М: Академия. - 2000. – 76 с.

7. Савенков, А.И.  Детская одаренность и проблема жизненной успешности. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.9-19.

8. Сергеева, Н.Г.  Одаренные дети: проблемы диагностики. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.84-86.

9. Слуцкий,  В.М. Одаренные дети.//Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. – М.: 1993. – Т.1. – с.77-78

10. Чечель, И.Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка. //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8. - с.60-62.

11. Степанов, В.Г Психология одаренности детей и подростков.// [Электронный ресурс]:http://www.hr-portal.ru/article/psikhologiya-odarennosti-detei-i-podrostkov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Статья Проблемы социальной адаптации у детей с ОВЗ

Современные данные  и результаты исследования показывают, что в условиях сиротства формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни....

Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»

Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...

Статья "Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения"

Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".

Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...