Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
учебно-методический материал по психологии

«Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь обучающимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость совершенствования своих социально-психологических свойств. Самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет:

«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность»

Цель: определить социально-психологические свойства личности современного учителя.  

Для предварительной рефлексии при входе каждый педагог выбирает снежинку из цветной бумаги.

В начале педагогического совета мы провели предварительную рефлексию. Каждый из вас выбрал снежинку, которая символизирует его настроение:

- Красный цвет - обозначает работоспособность, энергетику.

- Желтый цвет - желание действовать, прилагать усилие.

- Зеленый цвет - спокойное приятное настроение.

- Синий цвет - устойчивая концентрация внимания.

- Фиолетовый цвет - грусть.

- Белый цвет - утомление, усталость.

Каково же настроение большинства участников нашего педсовета? Можно сделать вывод, что большинство желают действовать, имеют высокий уровень работоспособности.

1.

Уважаемые педагоги, сейчас я попрошу вас вспомнить ваши школьные годы. В памяти у каждого осталась какая-то учительница, на уроки которой вы бежали с удовольствием, ведь они пролетали незаметно, уж очень было интересно. И была такая учительница, у которой 40 минут тянулись 2 часа и даже отличники зевали от скуки, ничего не понимая, не говоря уже о неуспевающих, которые часто просто срывали ее урок своим поведением…

Скажите, пожалуйста, почему знания, полученные на уроках у одной учительницы, вы помните до сих пор, а то, чему вас учила другая, вы забыли сразу, как только вышли из ее кабинета?

«Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь обучающимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость совершенствования своих социально-психологических свойств. Самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Из чего же складывается система ценностей современного учителя? Наука выделяет 4 модели современного учителя: учитель; учитель-новатор; учитель-исследователь; учитель-профессионал. Остановимся на самой сложной модели - учитель-профессионал. Этот учитель не просто отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с обучающимися.

2. Работа в подгруппах

Обсуждение вопроса в группах «Идеальный педагог с точки зрения…»

1 подгруппа «…с точки зрения администрации».

2 подгруппа «…с точки зрения родителей».

3 подгруппа «…с точки зрения учеников».

Участники в подгруппах составляют список социально-психологических свойств личности современного учителя, при этом объясняя свой выбор.

2.1. Цель: разработать педагогический инструментарий (алгоритм) ведения уроков с учетом индивидуальных (в том числе поведенческих) особенностей обучающихся.

Задачи:

- овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми;

- развитие навыков эмоционального, вербального, визуального общения с учениками;

- осознание собственных стратегий общения с обучающимися.

Ход занятия:

В каждом классе есть такой ученик, краткую характеристику которого я вы сейчас получили (На листках написана характеристика). Я дала вам только поведенческие характеристики ученика, не затрагивая умственную составляющую. Дети, с данными особенностями обучаются во всех школах.

Именно такой ребенок доставляет нам трудности в проведении урока, мешая полноценно вести урок. Ведь так? Сейчас я попрошу ваши группы составить алгоритм своей работы на уроке таким образом, чтобы заинтересовать данного ученика, вовлечь его в учебный процесс, без ущерба всего класса к изучаемой теме.

Каждая группа выработала свой педагогический инструментарий вовлечения так называемого трудного ученика в учебный процесс. Вы предложили свои подходы, формы и методы работы с данным обучающимся. И каждый теперь может пользоваться этим на своих уроках

Обсуждение разбора педагогических ситуаций.

3. Педагоги должны уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении с учащимися и реализации их внутренних резервов, а также в ходе организации образовательного процесса должное внимание необходимо уделять взаимопониманию и взаимодействию с учащимися. Всё это приведет к повышению, как уровня коммуникативной культуры педагога, так и в целом - уровня профессиональной компетентности педагога. А это в свою очередь найдет позитивное отражение в повышении уровня удовлетворенности учащихся преподаванием учебных предметов и в повышении качества образовательного процесса

Для этого необходимо совершенствовать педагогическое мастерство через самообразовательную деятельность

Составляющие процесса самообразования педагога:

 Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.  

 Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

 Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

 Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.  

 Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

 Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

 систематический просмотр определённых телепередач;

 чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

 обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;

 решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

 посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

 дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

 систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

 проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

 организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;  

 изучение информационно-компьютерных технологий;       

 посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;   

 ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:       

 в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;       

 педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;       

 педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;       

 программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;       

 педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;       

 осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

У ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.

Выбор темы по самообразованию.

Тема самообразования определяется, исходя из:

  1. единой методической темы школы;
  2. актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;
  3. педагогического стажа;
  4. уровня профессиональной компетентности педагога;

Результат самообразования.

Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:       

 результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);       

 повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);       

 разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;       

 разработка новых форм, методов и приёмов обучения;       

 доклады, выступления;       

 разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;       

 выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;       

 разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;   создание комплектов педагогических разработок;       

 обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе школы, т.к. главное её назначение - это организация методической работы, которая направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Достижение данной цели осуществляется в ходе реализации ряда задач. В частности, через выявление, обобщение и распространение эффективной педагогической практики учителей школы и формирование и развитие эффективной модели повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через организацию самообразовательной деятельности.

4. Вывод

Учитель - это кто? В чем его «изюминка»?

1. Человек, который понимает, что не каждому ученику нужно вбивать в голову таблицу умножения, и не каждой ученице - нужно читать «Войну и мир», не говоря уже о дробях, нахождение Африки. Но абсолютно каждый должен ориентироваться в информации, уметь ее найти, при необходимости и обработать, то есть сделать доступной для применения. А также уметь ее фильтровать.

2. Человек, который понимает, что успехи детей во многом зависят от мотивации на обучение, от заинтересованности и горения самого учителя, от его самоуважения и уважения к мнению и интересам учеников.

3. Человек, который осознает важность того, чтобы у ребенка сложилось целостное представление о теме, разделе, пусть на дилетантском уровне, но все же, чтобы он не просто зубрил, а понимал, осознавал.

4. Человек, который понимает, что будущее образования не за методикой (как преподавать), а за технологией (интерактивным способом взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса).

5. Человек, который осознает, что ребенка не нужно учить, его нужно развивать, что нужно быть руководителем, организатором образовательного процесса для каждого, а не ретранслятором готовых знаний. Что ученик должен быть не репродуктором, а исследователем и практиком. Что стоя перед классом, нужно не себя, красивого и умного показать, а помочь ребенку стать красивым и умным.

5. Решение педсовета:

1. С целью повышения профессионального мастерства всем педагогам вести целенаправленную и систематическую работу по самообразованию

2. Регулярно анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях методических объединений, методического совета (постоянно, заместитель директора по УМР, руководители МО);

3. При проведении рейтинговой оценки деятельности педагогов по итогам учебного года учитывать системность и результативность организации педагогами самообразовательной деятельности.

4. С целью развития уровня коммуникативной компетентности педагогов активно использовать такие формы работы как психологические тренинги, семинары-тренинги, спецкурсы, конференции, круглые столы (постоянно, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, руководители МО);

5. Активизировать взаимопосещение учителями уроков и внеклассных мероприятий у своих коллег, вести учет посещенных уроков в папках по самообразованию и в журнале "Взаимопосещение уроков" (постоянно, педагоги);

6. С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей (ежегодно, заместитель директора по УВР);

Памятка для педагогов

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?

Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

 уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

 владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

 уметь вставать на точку зрения ученика;

 уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

 уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

 быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

 уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

 уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;

 уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;

 уметь не бояться обратной связи от учеников;

 уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаетучиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учител...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

     Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.         Самообразование начинается ...

"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность"

quot;Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает  учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через ...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

материалы для педагогов кому интересно самообразовываться и саморазвиваться...