Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"
методическая разработка по психологии

Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_pedagoga.docx24.64 КБ
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx20.27 КБ
Файл pedagogicheskiy_sovet_prezentatsiya.pptx711.94 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета педагога «Психологическая компетентность».

Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «».

  1. Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.
  2. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
  3. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая  ответные чувства.
  4. Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.
  5. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.
  6. Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми.
  7. Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.
  8. Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.
  9. Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы.
  10. Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.
  11. Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.
  12. Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.
  13. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.
  14. Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.
  15. Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.
  16. Сотрудничать с детьми – это значить быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.
  17. Отказы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо».
  18. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.
  19. Я никогда не заставляю учеников что-то делать насильно.
  20. Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
  21. Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был.
  22. Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают вопрос.
  23. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ученика на что-то другое.
  24. Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю ученикам отметки «2» заслуженно.
  25. Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с учениками.
  26. Не стоит навязывать себя ученикам, если они чего-то не хотят, лучше подумать, вдруг я сам(а) что-то делаю не так.
  27. Ученик всегда прав. Неправым может быть только взрослый.
  28. Если ученик не работает на уроке, значит он или ленится, или плохо себя чувствует.
  29. Я никогда не делаю замечаний своим ученикам в жесткой форме.
  30. У учеников не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут и как хотят.

Если «да» («+») по шкале компетентности (вопросы: 2; 3; 5; 8; 13; 16; 18; 20; 23; 26; 27; 30;), то присваивайте за каждый ответ «да» по 1 баллу.

Если «нет» («») по шкале компетентности (вопросы: 1; 4; 7; 9; 10; 11;12; 14; 15; 17; 24; 28;), то присвойте себе за каждый ответ «нет» по 1 баллу.

Шкала лживости: (вопросы: 6; 19; 21; 22; 25; 29). Если «да» на 4 и более ответов, то Вы отвечали неискренно. Поэтому Ваши результаты могут быть ненадежны.

Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам.

        0                                               12                 18                  24

Чем ближе к 24 баллам, тем выше психологическая компетентность учителя.

До 12 баллов – некомпетентен,

От 12 до 18 баллов – малая степень компетентности,

От18 до 24 баллов – достаточная степень компетентности.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет

"Социальная и психолого-педагогическая

компетентности учителя"

Цель: актуализация развития социальной и  психолого–педагогической компетентностей  учителя.

ХОД ПЕДСОВЕТА

1. Вступительное слово  соц. педагога

     Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения  качества образовательного процесса.  С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. В первую очередь выделю различия между понятиями: компетентность и компетенция. Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий.

Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей. Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка. Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.  Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить обучающихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций. Современному ученику нужно передать не только информацию, сколько метод ее получения, анализа и прогнозирования.

Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений.

Педагог в совершенстве  владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.

2. Психолог.

В педагогической науке понятия социальная и  психолого-педагогическая компетентности тесно взаимосвязаны и определяются как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Как вы думаете, какие аспекты являются ведущими в педагогических способностях (Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях):

1.педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся

2.наблюдательность;

3.способность и желание работы с детьми

4.заинтересованность в результате своей работы

5.умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

6.организаторские способности -умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность, простота, ясность и убедительность речи- умение увлечь, умение стимулировать детскую активность.

В рамках психолого-педагогической компетентности  в организации коллективной деятельности хочется выделить: внедрение деловых учебных игр, дискуссий.

7. управление психическим состоянием  учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика.

Педагогический такт предполагает:

-уважение к школьнику и требовательность к нему; (Важно, чтобы эти 2 качества сочетались).

-развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; (важно, чтобы ребята  научились максимально самостоятельно выполнять задания).

-внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека).

- разумность, и последовательность требований к ученику;

-доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

-педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Примеры из опыта своей работы:

Выступление:  

 Одно из важных профессионально значимых  личностностных качеств педагога - эмпатичность: "постижение эмоционального состояния,  вчувствование в переживания другого человека"- способность педагога эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.

Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.

Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе  интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. В данном случае партнер-это ученик.

Примеры из опыта своей работы:

Выступление:

Способность к сотрудничеству - это

- умение формулировать свою точку зрения,

- слушать и слышать другого,

-выяснять точки зрения своих партнеров,

- разрешать разногласия с помощью логической аргументации,

- не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений,

- поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу;

- оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается;

-стать на позицию другого

-координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями;

-занимать диалогичную, а не монологичную позицию;

-органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения.

 Примеры из опыта своей работы:

Выступление:

Визуальность - внешняя привлекательность педагога, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.

Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый педагог, но и на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях.

Приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся.

Примеры из опыта своей работы:

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

Существуют связи и влияние профессиональных установок учителя на его психологическую компетентность. Например, учитель-гуманист проявляет достаточную степень психологической компетентности, тогда как учитель с авторитарным стилем поведения психологически некомпетентен. Самодиагностика педагога – это только начало работы учителя над собой.

Основной  критерий  сформированности социальной и психолого-педагогической компетентностей - умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

Формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки с целью повышения профессионализма.

Совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и профессиональной самореализации с целью развития профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя, приемы умственного тренинга, приемы дискуссий и приемы мозгового штурма и др.)

Таким образом, в развитии социальной и психологической компетентностей главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.

Решение педагогического совета:

  1. Информацию принять к сведению.
  2. Учителям провести анализ своей работы и спрогнозировать процесс образования обучающихся с учетом своего педагогического стиля.
  3. Рекомендуем использовать рефлексию в конце  каждого занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя "

Слайд 2

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Цель : актуализация развития социальной и психолого –педагогической компетентностей учителя.

Слайд 3

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Компетентность – осведомлённость, авторитетность ; Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий.

Слайд 4

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Профессиональная компетентность - профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.

Слайд 5

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Понятия социальная и психолого-педагогическая компетентности - это максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Слайд 6

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: Педагогический такт; Н аблюдательность ; С пособность и желание работы с детьми З аинтересованность в результате своей работы У мение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса ;

Слайд 7

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: Организаторские способности; Управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях; Эмпатичность ; Способность к сотрудничеству; Визуальность.

Слайд 8

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Результаты диагностики

Слайд 9

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Основной критерий сформированности социальной и психолого-педагогической компетентностей - умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

Слайд 10

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"

Слайд 11

Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Решение педагогического совета : Информацию принять к сведению. Учителям провести анализ своей работы и спрогнозировать процесс образования обучающихся с учетом своего педагогического стиля. Рекомендуем использовать рефлексию в конце каждого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Современные информационно-педагогические технологии, как фактор повышения компетентности учителя физической культуры

В современных условиях школа должна отвечать на множество запросов. Реальным заказчиком школы являются ученики, их семьи, работодатели, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной поз...

Психолого-педагогическая компетентность учителя

Педагогическая психология, как известно, включает специальный раздел -«психология учителя», где подчеркивается важнейшая социальная роль учителя, его место, функции в обществе и анализируются предъявл...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"

quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"...