Групповые занятия для старшеклассников направленные на развитие психологической готовности к выпускным экзаменам
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс)

Каменских Регина

Важными показателями психологической готовностик к выпускным экзаменам яляются способность: 

-  регулировать свое эмоциональное состание;

- находить внутренние и внешние ресурсы для достяжения целей;

- самостоятельно снимать мышечное напряжение;

- адекватно оценивать свои возможности;

- к психологической устойчивости в ситуации проверки знаний.

Для развития перечисленных способностей у выпускников могут помочь групповые занятия с педагогом-психологом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие №1

«Ахи страхи»

Цель: повышение уверенности и собственной ответственности в достижении образовательных и жизненных целей.

Задачи:

-развития способностей регулировать свое эмоциональное состояние;

- осмысления собственной модели поведения в стрессовой ситуации.

- нахождение ресурсного состояния.

Оборудование: стулья на каждого участника, журнальный столик, ресурсные метафорические карты.

Вводная часть

Упражнение «Дотянись до звезд»

Участники стоят в кругу. Ведущий: «Закройте глаза. Сделайте три медленных, спокойных, глубоких вдоха и выдоха. Затем представьте над собой чистое, без единого облачка, звездное ночное небо. Посмотрите на особенно яркую звездочку и представьте, что она олицетворяет собой ваше сокровенное желание что-то иметь или стать кем-либо (в течение 15 секунд). А теперь поднимите руки вверх к небу, чтобы дотронуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил, тянитесь как можно выше и обязательно дотянитесь до своей звезды. Снимите ее с ночного неба, опустите руки вниз и осторожно положите в стоящую перед вами большую красивую корзинку (если упражнение выполняется группой людей, дождитесь, пока у всех участников каждая звезда будет лежать в корзинках). Выберите еще одну яркую сверкающую звездочку, которая ассоциируется с еще одной заветной мечтой (в течение 10-15 секунд). Опять поднимите руки вверх и потянитесь обеими руками как можно повыше, чтобы достать до неба. Сорвите эту звездочку с небосвода и положите в корзинку к первой звездочке. Сорвите с неба подобным способом еще несколько звезд, каждый раз загадывая новое желание. Дыхание во время выполнения упражнения должно быть таким: делаем глубокий вдох, когда тянемся за звездой, и выдох, когда достаем и ложем звездочку в корзинку. Если упражнение выполняется группой людей, желающие могут рассказать о своих звездочках, что они для них означают, и какое желание собой представляют».

Вопросы для обсуждения:

- Кто из вас загадал, успешно сдать итоговые экзамены?

- Насколько для вас сейчас актуально?

Основная часть

Упражнение «Параллельные миры»

Цель: развитие конструктивных стратегий поведения в ситуации жизненных неудач, повышение уверенности в себе.

        Ведущий предлагает участникам представить «волшебное зеркало», в котором они на минутку могут увидеть в свое будущее, но только не своем мире, а параллельном. В этом мире экзамены уже закончились, и они не сданы. Что будет происходить в жизни при таком исходе? Как оптимально можно организовать свою жизнь при неудачных результатах экзамена?

        По окончанию участники делятся впечатлениями: насколько трудно было представить себя в таком трудном и неприятном положении.

        Упражнение «Стиральная машина»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: участники занятия выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.

Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть при чем вещь обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для себя режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др., а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают (прикасаться можно только к рукам, и голени ног), говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «стиральную машину» не пройдет каждый участник игры.

Упражнение «Взаимодействие со страхом»

Ведущий: Многие наши страхи и ограничения мешают нам двигаться вперед, а некоторые «заслоняют» цель, не позволяя отчетливо представить себе желаемое будущее. Сейчас я предлагаю каждому выбрать себе партнера, который максимально может помочь вам, побывав в роли страха. Один участник в паре будет играть роль «страха» и при этом стараться удержать своего «хозяина» или заслонить ему путь вперед. Второй — взаимодействовать со своим «страхом», вырываясь от него или обходя. Во время игры можно вступить со своим страхом в диалог и узнать, что полезного этот страх может вам сообщить: от чего он вас защищает?

В результате желательно, чтобы «хозяин» победил свой страх, вырвавшись от него.

После того как «хозяин» разберется со своим страхом — поменяйтесь ролями.

Обсуждение

После выполнения упражнения участники отвечают на вопросы.

  • Легко ли вам было взаимодействовать с собственным страхом?
  • Была ли для вас привычной или, наоборот, оказалась неожиданной модель вашего поведения?
  • Легко ли было договориться со страхом?
  • Что чувствовали, что хотелось сделать?
  • Довольны ли вы результатом?
  • Зачем человеку нужен страх?
  • Насколько опасно быть человеком, который совсем ничего не боится?
  • Что нового вы узнали о себе?

Информация для ведущего

В процессе обсуждения упражнения может оказаться, что кто-то из участников испытывал противоречивые чувства и не очень-то хотел вырываться от страха, почувствовав себя рядом с ним спокойно и уютно. Ведущий может уточнить, как долго участник мог оставаться в таком состоянии и как он думает, о чем это говорит. В порядке эксперимента ведущий может предложить «страху» стать сильнее и посмотреть, как «хозяин» будет вести себя в данном случае.

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: поиск ресурсов

Оборудование: ресурсные метафорические карты

Ведущий предлагает из колоды карт «Ресурсы» вытянуть 4 карты, вслепую, отражающие действия,  повышающие ресурсное состояния на четырех уровнях: ум, душа, тело и дело.

1 карта: что нужно для ума?

2 карта – для души!

3 карта – для тела!

4 карта - для дела!

Подведение итогов

Рефлексия



Предварительный просмотр:

        

Тренинговое занятие № 2

 «Временные трудности»

Цель: актуализация жизненных возможностей в преодолении препятствий в достижении актуальных целей.  

Задачи:

- определить свои личностные трудности, препятствующие реализации целей и решению жизненных задач;

- поиск собственных ресурсов для прохождения итоговых экзаменов;

- способствовать осознанию собственных деструктивных установок;

- достижение снятия мышечной и эмоциональной разрядки.

Оборудование: столик, стулья, метафорические карты «Тараканы в моей голове» и плотный, непрозрачный мешочек с самоцветами или разноцветными камушками различной формы, текстуры.

Вводная часть

Приветствие

Упражнение «Скрытое во мне»

Участники группы выбирают на ощупь один камушек из мешочка и в кругу рассказывают о себе через образ попавшего камня («Я такая (ой) же как этот камушек…»).

Основная часть

Упражнение «Мои тараканы»

Цель: получение дополнительной информации о своих трудностях, мешающих реализации своих целей, связанных с прохождением итоговых экзаменов, и поиск ресурсов.

        Оборудование: метафорические карты «Тараканы в голове»

Существует такая метафора о «тараканах», якобы живущих в головах у людей и создающих им различного рода проблемы. Бывают тараканы небольшие, почти незаметные. А есть огромные, упитанные, которые нас не слушаются, и живут сами по себе, и независимо от нашей воли влияют на нас. Иногда мы сами их подкармливаем своими мыслями, чувствами, поступками. А иногда мы просто не подозреваем о их существовании.

1 этап.

Ведущий предлагает группе рассмотреть все карты колоды, и выбрать самого жирного «таракана», который может помешать сдать экзамены. Далее ребята по очереди рассказывают о своем «обитателе», который, по их мнению, им создает трудности на этом не легком пути.

2 этап.

Иногда в нашей голове живут «таракашки», о которых мы не знаем, они для нас слепое пятно, мы о них не знаем, но они есть. В нас их могут заметить окружающие люди, на чаще всего мы с их мнением не соглашаемся. Ведущий располагает карточки рубашкой вверх, и предлагает вытянуть из колоды, не глядя одну. После чего, необходимо рассмотреть свою карту и рассказать о доставшемся насекомом. Ребята могут такого таракана, соотнести к себе, а могут и опровергнуть его отношение к себе.

3 этап

Участники выбирают в открытую таракана, который у них есть, и может помочь пройти итоговые испытания.

4. этап

Участники группы выбирают положительного, позитивного таракана для соседа справа и рассказывают о соседе через призму выбранного насекомого.

Упражнение «Котлы преображения»

Цели: актуализация личностных ресурсов, способствующих преодолению трудностей и решению жизненных задач.

Основные задачи:

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- способствовать осознанию собственных чувств и эмоций в ситуации проверки знаний;

- способствовать развитию рефлексии.

Ведущий предлагает представить три сказочных котла, которые стали решающими в счастливой развязке сказки П.Ершова, «Конек горбунок». Чудесное превращение Ивана в пригожего красавца, говорящее о необыкновенных свойствах жидкости в котлах. Считается, что купание в них придает силы, исцеляет душу и тело и омолаживает.

Участники группы разбиваются на три подгруппы. Каждая из них выстраивается в круг, который будет представлять, и изображать свой «котел» на свое усмотрение, и какими – то движениями, звуками воздействовать на героя, находившегося в емкости (прикасаться можно только к рукам окунувшего).

Итак, всего три емкости: с кипятком, кипящим молоком и студеной водицей. Ведущий определяет, какой котел будет представлять каждая группа. Участники по одному погружается в каждый из них. Сначала в котел с кипящим молоком - это те самые эмоции или чувства, связанные со сдачей экзаменов, которое причиняют душевную тревогу, боль (признание своего эмоционального состояния). Убегать от этих чувств бессмысленно, и единственный способ справится с ними, пойти им навстречу, броситься прямо гущу этой сферы. Затем герой погружаются в котел с вареной водой - это само событие, которые вызывает эти болезненные чувства и эмоции. И его надо пройти. И в конце прохождение через  котел со студеной водой, который символизирует отпускание обид, прощение. Прощение тех, из-за которых появляются эти чувства эмоции. И после того, как человек простит всех, кто причинил ему боль и страдания, оставит прошлое в прошлом и примет решение чувствовать себя по-новому, спокойно, уверенно - вот тогда и происходит чудо перерождения. 

Обсуждение упражнения

  1. Что чувствовали во время пребывания в котлах?
  2. Какие мысли приходили в голову?
  3. Что ощущали в теле?
  4. Если эти наполненные котлы из сказки и погружения в них символически переложить на реальную жизнь человека, что для него они могут означать? С чем их можно сравнить?

Этот фрагмент сказки, можно назвать, этапом трансформации героя: собственно перерождением. Для этого герой должен нырнуть по очереди в три котла: с молоком, горячей и холодной водой. Как - будто  если бы наше «Я» должно соприкоснуться с материнским (материнским) миром: растворится с молоке, а затем спустится с ад. В буддистской традиции есть представление о холодных и горячих адах, при прохождении которых, души проживает свою негативную карму.

  1. Для чего человеку нужны испытания? Как нас могут изменить подобные сложные жизненные периоды? Чем они полезны?

Прохождение экзаменов своего рода - «котлы» для испытаний. И чтобы их пройти нужно быть уверенным в своих силах, возможностях. Иначе можно свариться.

  1. Какие еще сказки, художественные произведения, метафоры олицетворяют прохождение испытаний, инициаций?

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по подготовке учащихся 11-х классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга

Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия...

конспект психологического занятия по подготовке к выпускным экзаменам

Конспеки занятия предназначен для психологической подготовки к экзаменам обучающихся 9, 11 классов...

Психологическая подготовка к выпускным экзаменам

1.      Вступительная беседа «По дороге к выпускным экзаменам».Не за горами выпускные экзамены, ГИА. Ученики всех школ активно готовятся к ответственной поре в их жизни, но од...

Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума

       Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями...

Родительское собрание «Психологическая готовность к сдаче экзаменов»

В подготовке выпускников к экзаменам огромную роль играют родители....

Выступление учителя дефектолога на родительском собрании " Занятия и игры направленные на развитие познавательной деятельности и помощи в освоении образовательной программы"

Выступление учителя дефектолога на родительском с практическими рекомендацииями примера игр и занятий для обучающихся по АООП (вариант 2)...