Размер карманных денег. Деньги тоже воспитывают.
материал по психологии

Педагоги и психологи единогласны в мнении: наличность в дет­ском кармане должна быть обязательно. А вот с какого возраста и сколько — вопрос каждой семьи. Но есть и такие родители, которые искренне полагают, что давать деньги незачем: ведь ребёнок одет, обут и сыт. Попробуем разобраться, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка и стоит ли их давать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmer_karmannyh_deneg._dengi_tozhe_vospityvayut.pptx1.35 МБ
Файл karmannye_dengi.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Ермолино » РАЗМЕР КАРМАННЫХ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ ТОЖЕ ВОСПИТЫВАЮТ Выполнила: педагог-психолог МОУ «СОШ г. Ермолино », к.псих.н ., доцент Татьянченко Н.П. Ермолино , 2021

Слайд 2

КАКУЮ ЗАДАЧУ ВЫПОЛНЯЮТ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И СТОИТ ЛИ ИХ ДАВАТЬ?

Слайд 3

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ЭТУ ПРОБЛЕМУ Первая – карманные деньги не нужны. Вторая – карманные деньги давать детям надо.

Слайд 5

ДАВАТЬ ДЕНЬГИ МОЖНО, ЕСЛИ… 1. Ребенок понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают о своей работе, дети могут уже в первом классе проявлять такое понимание. 2. Знает, зачем ему нужны деньги , и может довольно внятно ответить, н а что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель: будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным. 3. Умеет ходить в магазин. То есть прежде, чем регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.

Слайд 6

1. Слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у детей обеспеченных родителей, которые не РЕБЕНОК НЕ ДОРОС ДО КАРМАННЫХ ДЕНЕГ, ЕСЛИ… знают счета деньгам . Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не замечал. 2. Не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, а поэтому отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку. 3. Ребенок неуправляемый. Если он плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу.

Слайд 7

С КАКОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ДЕТЯМ ДЕНЬГИ? Лучше – с 7 лет, когда дети начинают самостоятельно возвращаться из школы домой. Личные деньги – это своего рода ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир. Если начать давать карманные деньги в более старшем возрасте, то велика вероятность совершения не всегда хороших покупок. Ведь научиться тратить только на полезные приобретения им не представилось возможности.

Слайд 8

Это карманные деньги, а значит, их не должно быть много. Начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая; – поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна ; СКОЛЬКО ДЕНЕГ ДАВАТЬ НА КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ? – обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны; – выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться. Дети могут тратить необдуманно, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком сильно.

Слайд 9

СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ 1. Нужно ли требовать отчёт о потраченной сумме? 2. Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе? 3. Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме? 4. Ч то делать, если ребенок берет деньги без разрешения родителей?

Слайд 10

НУЖНО ЛИ ТРЕБОВАТЬ ОТЧЁТ О ПОТРАЧЕННОЙ СУММЕ? Требовать полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле теряется сам смысл обладания карманными деньгами, и ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Кроме того, при чрезмерном контроле ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: – ты недостоин нашего доверия; – и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во взрослом возрасте. Вмешиваться , контролировать расходы, необходимо только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.

Слайд 11

Однозначно нет. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. НУЖНО ЛИ ДАВАТЬ РЕБЁНКУ ДЕНЬГИ ЗА ОТМЕТКИ В ШКОЛЕ? За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

Слайд 12

Нет . Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите ребёнку раз, вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому. Кроме того, это чревато тем, что в будущем он не будет способен к восприятию НУЖНО ЛИ ДАВАТЬ РЕБЁНКУ ДЕНЬГИ ЗА ТО, ЧТОБЫ ОН СДЕЛАЛ УБОРКУ В ДОМЕ? таких положительных подкреплений при выполнении домашней работы, как благодарность, одобрение, радость близких. Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Слайд 13

ВОЗМОЖНОСТИ ЗАРАБОТАТЬ В СОБСТВЕННОЙ СЕМЬЕ Подойдут те виды работ, которые Вы поручаете третьим лицам и на которые в семейном бюджете уже выделена определенная сумма. Например, мытье машины, которое нередко выполняются не самими членами семьи, а сторонними людьми. Но если ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую Вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, и не превращает отношения с родителями в рыночные.

Слайд 14

Это связано с формированием чувства взрослости или обусловлено тем, что родители и другие окружающие его люди обращаются с ним, как с маленьким. В подобной ситуации деньги, которые подросток заработает, могут служить удовлетворению различных его потребностей – как экономического плана, так и внеэкономического, а именно – в социальной активности, значимости, развитии и ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ХОТЯТ РАБОТАТЬ? самосовершенствовании. Кроме того, соприкосновение с материальной стороной жизни взрослого позволяет подростку реально оценить свои возможности и переоценить ценности образования. По обозначенным причинам, в трудоустройстве подростка можно найти все-таки больше преимуществ, чем недостатков.

Слайд 15

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ДЕНЬГИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ? В этой проблеме есть несколько аспектов: 1. П реобладание в семье размытых границам и правил. А поэтому целесообразно пересмотреть способ хранения и учета денег, «закрыв» ребенку возможность брать их без разрешения . 2. Е сли до этого у ребенка не было «карманных» денег, то необходимо начать их давать. Ведь проявляя заботу, иногда родители упускают удовлетворение некоторых потребностей ребенка. Возможно, у родителей отсутствуют необходимые материальные ресурсы, но совсем не обязательно покупать все, что просит ребенок. Для него гораздо важнее то, что он услышан, а его желания – признаны.

Слайд 16

У каждого ребенка складывается собственное отношение к деньгам, и в этой ситуации важен личный пример. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах и как ими распоряжаемся. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление ЛУЧШИЙ ПРИМЕР – ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ огородить детей от материальных проблем может воспитать иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах и преувеличение их значимости могут воспитать в детях алчность и зависть.

Слайд 17

ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ: – не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы - эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий; – и обязательно работайте над собственным отношением к деньгам , оптимизируя которое вы непременно положительно повлияете на то, как ваши дети будут относиться к этой важной области жизни. Однако всегда следует помнить: деньги – только средство . Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Слайд 1. РАЗМЕР КАРМАННЫХ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ ТОЖЕ ВОСПИТЫВАЮТ.

Слайд 2. Педагоги и психологи единогласны в мнении: наличность в детском кармане должна быть обязательно. А вот с какого возраста и сколько — вопрос каждой семьи. Но есть и такие родители, которые искренне полагают, что давать деньги незачем: ведь ребёнок одет, обут и сыт. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка и стоит ли их давать?

Слайд 3. Существуют две полярные точки зрения на эту проблему.

Первая – карманные деньги не нужны.

Вторая – давать детям карманные деньги надо.

– Есть ли среди Вас те, кто считает, что деньги ребенку давать необходимо?

– Те, кто против карманных денег?

ДАВАЙТЕ ПОПЫТАЕМСЯ ОБОЗНАЧИТЬ ВСЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАЛИЧИЯ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ (те, кто поднимал руку «ЗА» карманные деньги отмечают плюсы, «ПРОТИВ» - минусы).

Слайд 4. Итак, у нас получились следующие результаты:

Минусы наличия карманных денег у детей

Плюсы наличия карманных денег у детей

1. Пустая трата денег на «бесполезное».

2. Деньги балуют.

3. Не знают цену деньгам.

4.Требование денег за выполненную работу.

5. Шантаж, желание торговаться

1. Формирование умения разумно распоряжаться денежными ресурсами

2.Знает цену деньгам

3. Учится разумно тратить деньги

4.Самостоятельность в принятии решения о выборе покупки

5.Деньги придают уверенность в себе, независимость

Итак, мы отметили плюсы и минусы наличия у ребёнка карманных денег. Но возникает вопрос: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ТОМУ, ЧТОБЫ У НЕГО ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ? (высказываются мнения родителей)

Слайд 5. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций специалистов по этому вопросу.

Давать деньги можно, если…

1. Ребенок понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают чадам о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

2. Знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.

3. Умеет ходить в магазин. То есть прежде чем регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.

Слайд 6. Ребенок не дорос до карманных денег, если…

1. Ребенок слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у детей обеспеченных родителей, которые не знают счета деньгам. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не замечал.

2. Не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, а поэтому отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.

3. Ребенок неуправляемый. Если он плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу.

Слайд 7. А КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, С КАКОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ДЕТЯМ ДЕНЬГИ?

Лучше – с 7 лет, когда дети начинают самостоятельно возвращаться из школы домой. Личные деньги – это своего рода ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир. Он начинает чувствовать, что лично несет ответственность за потраченные им деньги.

Почему рекомендуют давать деньги именно с 6-7-летнего возраста? Потому что, будучи взрослыми, дети могут потратить на то, что является для них соблазном – не всегда хорошим. А научиться тратить только на необходимое, им не представилось возможности.

Слайд 8. Но не стоит забывать, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много. Начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;

– поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;

– обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;

– выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться. Дети могут тратить необдуманно, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком сильно.

Слайд 9. Однако если с возрастом введения карманных денег и примерной суммой мы определились, то У МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ. Давайте разберем некоторые из них.

Слайд 10.          1.  Нужно ли требовать отчёт о потраченной сумме?

Вы можете поинтересоваться, например, последней покупкой. Но требовать полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле теряется сам смысл обладания карманными деньгами, и ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Кроме того, при чрезмерном контроле ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: 

– ты недостоин нашего доверия;

– и ты неспособен к правильному выбору.

Можно обоснованно ожидать, что оба послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во взрослом возрасте Например, весь семейный бюджет сосредоточен в руках у жены. Вмешиваться, контроля расходы, необходимо только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.

Слайд 11.      2.  Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе?

Однозначно нет. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

Слайд 12.       3. Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме?

Нет. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите ребёнку раз, вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому. Кроме того, это чревато тем, что в будущем он не будет способен к восприятию таких положительных подкреплений при выполнении домашней работы, как благодарность, одобрение, радость близких. Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Слайд 13. ОДНАКО ВОЗМОЖНОСТИ ЗАРАБОТАТЬ В СОБСТВЕННОЙ СЕМЬЕ ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам и на которые в семейном бюджете уже выделена определенная сумма. Например, мытье машины, которое нередко выполняются не самими членами семьи, а сторонними людьми. Но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, и не превращает отношения с родителями в рыночные.  

Но если вы уже практикуете вознаграждение за домашнюю работу, то помните, что денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителя. Скажите, например, что вы гордитесь сыном, потому что даже папа не смог в прошлый раз так быстро поменять лампочку. Или подкрепите выполнение домашних дел следующими словами: «Наверняка, тебе самому приятнее спать в чистой комнате!». Таким образом, вы подведете детей к мысли о том, что убирать квартиру нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому, что жить в чистоте гораздо приятнее и комфортнее.

Слайд 14. Однако в подростковом возрасте дети проявляют желание заработать не только дома, но и вне его. Это связано с формированием чувства взрослости или обусловлено тем, что родители и другие окружающие его люди обращаются с ним, как с маленьким. В подобной ситуации деньги, которые подросток заработает, могут служить удовлетворению различных его потребностей – как экономического плана, так и внеэкономических а именно – в социальной активности, значимости, развитии и самосовершенствовании. Кроме того, соприкосновение с материальной стороной жизни взрослого позволяет подростку реально оценить свои возможности и переоценить ценности образования. По обозначенным причинам, в трудоустройстве ребенка можно найти все-таки больше преимуществ, чем недостатков.

И ПОСЛЕДНИЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС, КОТОРОГО МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ КАСНУТЬСЯ –

Слайд 15. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ДЕНЬГИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ?

Согласно статистике, в жизни 90% процентов семей такая ситуация возникала. Важно вовремя на это реагировать, чтобы это не стало привычкой. Но почему дети берут деньги без спроса? В этой проблеме есть несколько аспектов.

Один из них заключается в преобладании в семье размытых границам и правил. Если вы заметили проблему по истечении двух месяцев, как она началась, то это большой срок и очень похоже, что хранение и учет денег у вас пущены на самотек. А поэтому целесообразно пересмотреть способ хранения и учета денег, «закрыв» ребенку возможность брать их без разрешения.

Второй момент – если до этого у ребенка не было «карманных» денег, то необходимо начать их давать. Ведь проявляя заботу, иногда родители упускают удовлетворение некоторых потребностей ребенка. Возможно, у вас отсутствуют необходимые материальные ресурсы, но совсем не обязательно выполнять все, что просит ребенок. Для детей гораздо важнее то, что он услышан, а его желания – признаны. Например, когда совершаете покупку одежды, то следует выбрать цвет брюк или платья того цвета, которого хочет ребенок, а не понравилось вам.  

 

Итак, я завершаю свое выступление. Уважаемые родители и коллеги, к какому выводу мы придем? Стоит или нет давать деньги детям?

Но следует учитывать все условия, о которых мы с вами поговорили (возраст, размер суммы).

Слайд 16. И помните, что у каждого ребенка складывается собственное отношение к деньгам, и в этой ситуации важен личный пример. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах и как ими распоряжаемся. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах и преувеличение их значимости могут воспитать в детях алчность и зависть.

Слайд 17. По этой причине:

– не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий;

– и обязательно работайте над собственным отношением к деньгам, оптимизируя которое вы непременно положительно повлияете на то, как ваши дети будут относиться к этой важной области жизни.

Однако всегда следует помнить: деньги – только средство. Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить.

Слайд 18. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачем ребёнку карманные деньги

памятка для родителей...

Конспект классного часа по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"

Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"...

Проблема карманных денег у детей и подростков (на примере Германии и России)

Содержание данной работы посвящено одной из главных волнующих проблем современной молодежи – получение и распределение своего личного дохода, а именно использование карманных денег....

Родительское собрание на тему:«Нужны ли ребёнку карманные деньги?»

Родительское собрание.Название: «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»Форма проведения: диспутЦели собрания:1.     Обсуждение с родителями вопроса: «Можно ли давать ребенку деньги на...

Родительское собрание "Карманные деньги - за и против"

Цель беседы - привлечение внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений, выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитан...

Роль карманных денег в экономической социализации

Важность для формирования социализации включения подростка в экономические отношения...

Презентация к уроку "Блюз карманных денег" (7 класс)

Презентация к уроку по теме "Блюз карманных денег" для 7 класса УМК "Forward"...