ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») педагога-психолога
методическая разработка по психологии

Двирная Ольга Владимировна

Основные направления: отражают планы мероприятий по направлениям практической деятельности психолога в образовательной организации:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_pedagoga-psihologa.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  

(«дорожная карта»)

педагога-психолога

направленный на повышение эффективности

и качества социально – психологических услуг

на _________ год

Наименование учебной организации:

        

Контингент учащихся школы: учащиеся с ОВЗ (нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, задержкой психоречевого развития, психического развития, расстройством аутистического спектра), дети 1,2.3 группы здоровья, дети-инвалиды

Специальные условия:

  1. Основные направления: отражают планы мероприятий по направлениям практической деятельности психолога в школе:

Направление

Цель, задачи

Виды работ

Формы проведения

Потребитель социальных

услуг (ПСУ)

Психологическое просвещение

Психологическое   просвещение

Цель:  усовершенствовать  систему просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися с ОВЗ

Задачи с родителями: знакомить с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
ребенка с ОВЗ;

формирование устойчивой мотивации в использовании психологических знаний в школе; профилактика психологических отклонений.

  Информирование, ответы на вопросы

Психологическое   просвещение родителей

Родители

Психологические беседы  на родительском собрании

.09.20___г.  2-4 класс, тема: «Психологические особенности младших школьников с ОВЗ»

10.20___ г.  1, 5 класс,  тема: «Психологические  причины школьной  дезадаптации  учащихся с ОВЗ»

11.20___ г.  7 класс, тема: «Подростковый кризис и его особенности»

02.20___ г.  8  класс,  тема:  «Подростковая сексуальность: грамотное полоролевое  воспитание в семье».

03.20___ г. 9, 11 класс, тема: «Профессиональное самоопределение учащихся»

04.20___ г.  9, 11 класс, тема: «Психологический настрой выпускника: как избежать стресса»

05.20___ г., 4 класс, тема:  «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»

Размещение тематической информации на web-сайте

Распространение памяток на темы: «Как помочь ребенку в трудной ситуации»,  памятка от Следственного комитета по профилактике суицидов, «Ребёнок не хочет учиться. Что делать?». «Переходим в 5 класс», памятка по основам компьютерной безопасности, «Роль родителей  при подготовке детей к экзаменам»

Родительская азбука «Советы психолога - родителям детей с ОВЗ» (по запросу в течение года)

Задачи:  устранение дефицита психологических знаний, необходимых  для организации оптимального педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ разных возрастов; пропаганда достижений психологической науки; консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе

Информирование,  практический показ

Психологическое   просвещение педагогов

Педагоги

(учителя, воспитателя)

Участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выступления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы на учебный год)
Выступления на родительских собраниях (по запросам классных руководителей)
Выступления на педагогических советах школы, семинарах, совещаниях (по запросу) Темы:  Организация "ситуации успеха" на уроке и во внеурочной деятельности»,  «Мотивация учения школьников и факторы ее развития»,  «Психологический климат школы (класса) как фактор развития личности».

Участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Распространение  памяток на темы:  «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»,  «Профилактика  подросткового  суицида», «Как помочь ученикам в  процессе  подготовки                        к ЕГЭ», «Создание психологического комфорта на уроке»

Задачи: расширение кругозора школьников  в области психологии; предоставление возможности приобретения новых знаний в области межличностных отношений и самопознания

Психологическое   просвещение учащихся

 

Учащиеся

Беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей,  педагогов и родителей;

02.20__ г. Круглый стол  "Куда пойти учиться?"

03.20__ г. Оформление информационного стенда

по теме: «Экзаменационная пора»

04. 20___ г.  9, 11 класс, классный  час  по теме

 «Пути достижения успеха  на  экзамене»

Разработка  психологических листков и буклетов  по темам: «Готовимся к  экзаменам», «Разрешение  конфликтов без  насилия», «Безопасность в интернете»,  «Научись управлять своим временем!».

Совет профилактики (1 раз в месяц)

Психологическое профилактика

Цель: создать психологические условия, максимально благоприятные для психического и личностного  развития учащихся с ОВЗ.

Задачи с учащимися: выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание первой экстренной помощи;

обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости.

Работа по адаптации учащихся  к жизни

Психологическая  профилактика   учащихся

09.2017 г. Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь 

Выявление признаков социально-психологической дезадаптации среди учащихся  (в течение года)

09-10.20___ г. Исследование эмоционально-личностных особенностей учащихся 1,5 классов 

03.20___ г. Определение уровня тревожности учащихся 4 классов

03.20___ г.  Выявление самооценки, уровня тревожности, признаков субдепрессии у учащихся выпускных классов

Проведение тематических классных часов:

11.20___ г.  «Как научиться жить без ссор» - 1-4 классы;

                   «Я – уникальная личность» - 5-6 классы;

                   «Мир глазами агрессивного человека» - 7-8 классы;

12.20___ г.  Анкетирование по программе «Мой выбор»

12.20___ г.  Тренинг «Формирование позитивных жизненных установок» - 9-11 классы

Для  активизации потребности  подростка  в самовоспитании организовать пространство,  в котором учащиеся вовлекаются в самообучение с помощью интерактивной игры в форме Веб-квест:

01.20___ г. «Как  современному молодому поколению достичь успехов в жизни» - 7-8 классы,  "Как молодому человеку  определить свое профессиональное предназначение" -  9-11 классы.

02.20___ г. «Как подростку научиться не бояться общения со сверстниками - 5-6 классы;

03.20___ г. «Как уберечь себя от вреда наркотиков» - 7-8 классы.

10-12.20___ г. Программа  «Поверь в себя» профилактики нарушений поведения у подростков «группы риска».

Взаимодействие с «Городским центром профилактики» раннего социального неблагополучия, девиантного, делинквентного  поведения.

Учащиеся

Задачи с педагогами и родителями:

выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период;

обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей; способствование  улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой; профилактика 

школьных трудностей при переходе при переходе на новые ступени в системе образования

Рекомендации, практическая работа

Психологическая   профилактика   педагогов

Педагоги

(учителя, воспитателя)

Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период;

10.20___ г. Информационный час «Профилактика суицида» для классных руководителей.

11.20___ г. Лекция «Повышение  стрессоустойчивости в сложных ситуациях»

12.20___ г. Семинар «Конструктивные способы разрешения конфликтов»

02.20___ г. Проведение мастер-классы по взаимодействию с детьми с ОВЗ

«Как быть, когда не знаешь как себя вести»

 «Как научить ребенка понимать и принимать другого, как значимого и ценного»

«Что делать, когда «слово» на них не действует»

Профилактика эмоциональных срывов и перегрузок

 (в течение года) 

 03.20___ г. Веб-квест  для педагогов  «Как дальше работать,  когда нет сил и эмоций уже нет»

Психологическая  профилактика   родителей

 

Родители

 

Посещение семей на дому обучающихся, имеющих проблему в семье, изучение семейных отношений (в течение года)

Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период (в течение года)

09.20___ г. Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

11. 20___ г. Родительский тренинг «Профилактика нарушений эмоциональной  сферы младшего подростка»

Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь

Психологическая диагностика

Цель:  своевременно 

выявить проблемы, провести мониторинг и 

анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.

Задачи с учащимися :  составление социально-психологического портрета школьника; определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; выбор средств и форм психоло-гического сопровождения школьников в соответс-твии с присущими им особенностями обучения и общения. 

Задачи с педагогами:

- анализ психологической подсистемы взаимодействия

учитель-ученик на уроке, учитель-учитель в школе

Задачи с  родителями: диагностика типа

семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье

Наблюдение, тестирование, анализ, обработка

Психологическая диагностика учащихся

 

Учащиеся

09.20___ г. Проводится первичная диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном сопровождении педагога-психолога, прогнозируются их возможности к обучению по определенным программам.

11.20___, 05.20___ г. Определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования.

11.20__ г. Исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы), уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы).

11.2017г. Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы). Определение уровня тревожности учащихся 4 классов

10,04.20___ г. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС 1--9 класс)

02.03.20___г. Изучение характерологических особенностей, коммуникативной сферы обучающихся по теме «Образ Я») 5-11 классов.

Оценка эффективности коррекционных воздействий

01.20___ г.  Промежуточная диагностика

05.20___ г. Итоговая диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся после проведения коррекционных воздействий, находящихся на индивидуальном сопровождении педагога-психолога

Психологическая диагностика педагогов

Педагоги

(учителя, воспитателя)

12.20___.г. «Оценка нервно-психического напряжения», «Трудности в работе».

01.20___ г. «Стилевые особенности поведения педагогов в общении с

обучающимися на уроке»

02.20___ г. "Способы реагирования в конфликте".

Психологическая диагностика родителей

Родители

09.20___г. Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке (анкета)

10.20___ г. Выявление эмоциональной атмосферы в семье (анкеты)

11-12.20___г. Определение модели воспитания, используемой родителями: «Стили и методы воспитания ребенка в семье»,  «Определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку».

03.20___ г.  Методика «Культура взаимодействия школы и родителей»

Диагностика Детско-Родительских отношений ("Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник родительского отношения (ОРО))

(по запросу, в течение года)

Психологическая коррекция

Цель:  провести коррекционно-развивающую работу по заключению ПМПК

Задачи: разработать и реализовать программы психологических занятий коррекционно-развивающей  направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации,  в самоопределении

Деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития,

Психологическая коррекция учащихся

Учащиеся

08.20___ г. Подготовка  программ  групповых  и  индивидуальных  коррекционно-развивающих  занятий  для  учащихся  с ОВЗ

15.09.20___ – 12.05.20___ г. Реализация программ коррекционно-развивающих  занятий  для  учащихся  с ОВЗ.

1-4 класс:  «Воспринимаю, анализирую, действую!» (развитию психомоторики и сенсорных процессов)

2-4 класс: «Учусь решать проблемную ситуацию» (коррекция недостатков познавательной деятельности);  «Учусь понимать себя и других» (коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы)

4-7 класс:  «Искусство самовыражения» (формирование активной жизненной позиции подростков)

5-7 класс:  «Я и другие» (формирование коммуникативной сферы)  

7-9 класс:  «Мой внутренний мир» (формирование позитивной  Я-концепции подростков) 

9-11 класс:   «Я и мои ценности» (формирование у старшеклассников субъектной позиции в осознании своей жизни, жизненных ценностей)

Психологическое консультирование

Цель: разработать систему консультативной помощи подросткам, родителям, педагогам  в решении их проблем.

Задачи с учащимися: оказание помощи  в определении образовательного маршрута, при  подготовке  к итоговой аттестации, в общении со свесрниками,

в стрессовых ситуациях.

Задачи с педагогами:

 по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

Задачи с  родителями:  предупреждение стрессовых ситуаций

 повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей

Показ презентаций, обсуждение, обучение

Психологическое консультирование учащихся

Учащиеся

Индивидуальная профконсультационпая беседа с учеником в

форме «дискуссионного диалога»  (по индивидуальным запросам)

Консультации для  учащихся по проблемам психологической подготовки к ГИА  (по запросу)

01.20___г. «Профиль обучения и проблема профессионального выбора»,  « Как построить личный  план».

Беседы с учащимися

Психологическое консультирование педагогов

Педагоги

(учителя, воспитателя)

Консультирование  (по индивидуальным запросам)

Консультации  (групповые):

10.20___г. «Сохранение эмоционального здоровья педагогов, работающих с детьми с ОВЗ: приемы, методы, технологии»

12.20___г. «Проблема самовыражения личности (подростка) через ее объективацию»

02.20___ г. «Психологические причины трудностей в усвоении детьми материала по отдельным учебным предметам»

Рекомендации   для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (в течение

года,  по запросу)

Психологическое консультирование родителей

 

Родители

Консультации  (групповые):

11.20___ г. «Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития»

02.20___ г. Круглый стол  «Участие семьи в воспитании и обучении

ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями»

04.20___г.  «Поддержка ребенка во время экзамена»

Индивидуальные консультации для родителей детей, направленных на ПМПК (в течение года)

12.20___г. Индивидуальные консультации по итогам тестирования на уровень тревожности (4 класс)

Социально-психологическая реабилитация

Цель:  выявить и снизить  последствия психотравмирующего переживания у учащихся, их родителей

Задачи: стабилизация психологического состояния, снятие невротической симптоматики,

гармонизация детско-родительских отношений, приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей 

Активные методы социально-психологической работы

Социально-психологическая реабилитация учащихся

 

Учащиеся

  • учащиеся 4, 9, 11 класса с высоким уровнем тревожности
  • дети – инвалиды
  • учащиеся, пострадавшие от жестокого обращения
  • аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение  подростков

Диагностика уровня тревожности, депрессии 

Беседа  с детьми

Индивидуальные и групповые  арт-терапевтические занятия 

Консультирование в рамках КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) 

Применение различных коррекционных программ

  • учащиеся 1, 5 класс,  с низкий  адаптацией к обучению в школе

Программа психологических занятий с учащимися  «Успешная адаптация» (формирование положительного отношения к школе)

Телефонное консультирование

Социально-психологическая реабилитация родителей

Родители

Информационная поддержка

Программа обучения «Арт-терапевтические занятия в группах родителей» (по запросу)

Программа включает три основных блока:

1) диагностический 

2) просветительский,лекционный;

Лекции: «Этапы формирования личности и жизненные кризисы», «Психологические защиты», «Психосоматические заболевания как результат социальной дезадаптации», «Стили родительского воспитания. Личность родителей»,

3) практический (занятия для родителей и детей).

Телефонное консультирование

Социально-психологический

патронат

Цель:  оказать  адресную социально-психологическую  поддержку и помощь  семье, детям с ОВЗ в решении социально-психологических проблем

Задачи: преодоление стрессового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери);  достичь максимально возможного адекватного осознания проблемы

Информирование, активные методы обучения

  • семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние
  • семьям, имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения

Психологическое просвещение семьи

Индивидуальное консультирование  в рамках КПТ

Семейное консультирование: (методы: психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ).

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери (обучение родителей коррекционно-развивающим технологиям)

Психологический тренинг семейного сотрудничества 

Срочная психологическая

помощь по телефону

Цель: оказать экстренную психологическую помощь и поддержку учащимся, педагогам, родителям  в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций

Задачи: психологическая поддержка  клиента, восстановления контроля над травмирующей ситуацией

Выслушивание, беседа

Психологическое консультирование «по телефону доверия»:

консультирование клиента в ходе профессионально построенной беседы (профессиональная психологическая помощь);

  1. информирование клиента;
  2. применение профессиональных приёмов клиент-центрированной психотерапии;
  3. ведение необходимой  документации.

  1. Ожидаемые результаты:
  • усовершенствование системы просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися;

          -   повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;

          -   повышение педагогической компетенции педагогов при работе с детьми с ОВЗ;

  • реализация системы мониторинга психологического здоровья у обучающихся 1-11 классов;
  • реализация системы психологической помощи и поддержки учащимся с ОВЗ, педагогам, родителям  в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций;
  • реализация программ психологических занятий коррекционно-развивающей направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации, в самоопределении.

  1. Мероприятия по повышению эффективности и качества психологических услуг в социальной сфере по направлениям деятельности:

В целях психологического просвещения, профилактики  и эффективного решения проблем, возникающих у учащихся подросткового возраста в психическом состоянии, общении, развитии и обучении  -

  • реализация мероприятий: интерактивные беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, семинары-практикумы и круглые столы, направленные на:
  • адаптацию к образовательному процессу и развитию когнитивной сферы личности учащихся подросткового возраста;
  • развитие уровня самосознания, профилактику противоправного поведения;
  • формирование навыков саморегуляции, профилактику суицидального поведения и стресса;
  • профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни;
  • реализация консультативной работы с родителями в разном формате, используя техники гештальта, клиент-центрированной терапии, психосинтеза и других подходов.
  • реализация программы   психологической поддержки подростков с девиантным поведением
  • реализация программы комплексной системы адресной социально – психологической поддержки семьи,

имеющей ребёнка с ограниченными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по реализации ФГОС педагога - психолога

План по реализации ФГОС педагога - психолога...

Дорожная карта педагога-психолога МБОУ СОШ №4 г.Агрыз Серебрянниковой Натальи Фаритовны

Дорожная карта педагога-психолога МБОУ СОШ №4 г.Агрыз Серебрянниковой Натальи Фаритовны...

План работы учителей-дефектологов, педагогов психологов ГКОУ СКОШИ №31 города Москвы на учебный год

Планирование деятельности специалистов в рамках комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ...

План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2019-2020 уч. году

План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения государственной итоговой аттестации по  образовательным программам основного общего и...

Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми

Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми + дорожная карта...

Приказ Отдела по образованию №21 1 от 04.02.2021 Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) на 2021 год по разработке и реализации рабочих программ воспитания в образовате

Приказ Отдела по образованию №21 1 от 04.02.2021 Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) на 2021 год по разработке и реализации рабочих программ воспитания в образовате...