Способы формирования положительной мотивации учебной деятельности студентов
статья

Ольга Анатольевна Быкова

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог    О.А Быкова

Способы формирования положительной мотивации  учебной деятельности студентов

     Двигателем любого действия человека является  мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Психологи выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.

Мотив - направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением  к ней (т. е., то ради чего учится студент, что побуждает его к учению).

Учебная мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельность, в данном случае - учиться, - могут быть самыми различными.

Выделяются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое;
  • прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;
  • социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за своё будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;
  • коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств;
  • профессиональные – стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

Большинству студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях:

- получение свидетельства об образовании для расширения возможностей устроиться на хорошее рабочее место;

- получения необходимых знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;

- желание расширить свой круг общения;

- неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию.

Рассмотрим способы повышения мотивации студентов:

- в целях морального и материального стимулирования труда студентов публично отмечать успехи студентов при отличном и хорошем окончании сессии. Например, на линейке, где собираются преподаватели и студенты. Отличников поощрять объявлением благодарности, благодарственным письмом родителям.

- ввести систему рейтинговой оценки студентов. Это эффективное средство повышения мотивации учебной деятельности студентов, уровня их самостоятельности. Знания будут оцениваться в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по дисциплине за различные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных, так и аудиторных);

- расширять функциональные обязанности студентов, т.е. давать студентам возможность проявить себя в той области, которая им более близка.

Следует сказать, что повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно. Главное – это желание преподавателя.

Поскольку обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог – студент, преподаватели стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.

Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями.

Следующие задачи, которые способствуют формированию позитивной мотивации учебно-познавательной деятельности студентов:

  • научить студентов учету личного времени, с целью оптимизации его использования;
  • мотивировать студентов выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении.

В основу бюджетирования личного времени был положен ежедневный учёт использования личного времени, который позволяет выявить потери этого времени, сделать ясными их причины. Методика А. А. Любищева, реализуемая в рамках учета использования личного времени позволяет:

1) значительно повысить коэффициент полезного использования времени;

2) выработать способность с высокой точностью оценивать в часах любую предстоящую работу;

3) выявить причины нерационального использования личного времени;

4) сравнивать эффективность разных способов выполнения одной и той же работы;

5) ориентироваться в дальнейшем на более эффективные способы выполнения самостоятельной работы.

Каждый вид выполненной самостоятельной работы определяется его "стоимостью", т. е. фактически затраченным временем. Учет времени ежедневно фиксируется в таблице "Учет времени". В конце каждой недели, месяца обобщается и подводится итог траты времени на эффективную деятельность и потерю личного времени.

На первом курсе студент слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.

Учебная мотивация  студента должна быть направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни.

Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия педагога и учащегося.

  • При подготовке к занятию необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия. Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на занятии, соблюдение гигиены труда;
  • Создавать ситуации успеха;
  • Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с преподавателями и одногруппниками.
  • Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Большую роль в создании мотивации играют цели занятия.

  • Цель должна указывать на её достижение; у преподавателя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;
  • Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;
  • Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)
  • Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
  • Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
  • Проектируя занятие, преподаватель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань занятия необходимые изменения

Одним из стимулов мотивации является оценка .

Оценка мотивирует, но не всегда.

 Оценка мотивирует

  • Когда студент уверен в её объективности;
  • Когда студент воспринимает её как полезную для себя;
  • Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
  • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

  • обусловленные отношениями с преподавателями, другими учащимися;
  • связанные с осознанием студентом своих больших возможностей и способностей;
  • положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
  • от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.

При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов:

  • процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;
  • показ преподавателя студенту того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у  студента интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения преподавателя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на занятии.

  • Неумение удержать дисциплину на занятии, в результате чего цель занятия не может быть достигнута;
  • Неумение организовать деятельность, творчество студентов на уроке;
  • Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого студента;
  • Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся;
  • Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета преподавателю;
  • Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;

Рассмотрим ошибки, допускаемых преподавателями в процессе мотивирования студентов.

Часть I. Ошибки преподавателей

“Голые знания”

Это, пожалуй, главный недостаток всех преподавателей колледжа. Они стараются дать максимально возможное количество “голых” знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без обоснования их нужности. Но студент – это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо также объяснить каким образом эти знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни все может быть полезным”, обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Студент приходит в колледж не за знаниями, он приходит за тем, что бы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Отсутствие связки студент-преподаватель

Если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, а не ментором, что бы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду конечно учебные вопросы) пусть даже по самому глупому вопросу. Но и уходить в панибратство тоже не стоит – иначе обучающиеся "сядут на шею и свесят ножки".

Отсутствие уважения к студентам

Этим особенно грешат преподаватели “старой гвардии”, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И вот когда он подходит со своим вопросом к педагогу и слышит что-то вроде: “Лучше нужно было слушать, я все давала в лекциях, идите учите”, – то мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.

Часть II. Как повысить мотивацию студентов

Заинтересовать их

Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом. Понятно, что в таком случае все с удовольствием будут ходить на лекции, заниматься саморазвитием, готовиться к практическим занятиям и с успехом сдадут экзамен, требования к которому, кстати, может быть одними из самых жестких.

Использовать метод кнута и пряника

Способ, когда студентов за успехи в учебе поощряют “автоматом”, а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене используют в своей практике большинство педагогов, но обычно довольно топорно (набрал 85 баллов в течение семестра – получил автомат). Но ведь метод кнута и пряника можно использовать намного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкие возможности перед обучаемыми. Т.е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции – это минус 1 балл, а подготовка доклада – плюс 2. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Стимулирование на результат, а не на оценку

Частично перекликается с первым пунктом, но отличия все же есть. Суть в том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

Студенты не умеют рационально планировать свой день, то есть показывают полное или почти полное отсутствие личного менеджмента. При этом студенты не понимают важность и значимость планирования своего личного времени и, соответственно, не обнаруживают внутренней связи бюджетирования с эффективностью учебно-познавательной деятельности. Ведущими мотивами выступают социальные мотивы - общаться со сверстниками, трудоустроиться.

К основным причинам нерационального использования личного времени студентами можно отнести:

- неумение конспектировать;

- отсутствие навыков в поиске требуемой информации;

- нежелание тратить время на чтение учебной литературы, т. к. быстрее найти - информацию в Интернете.

Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».

Список литературы:

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А.  Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.:Логос, 2015.-184с.

2. Вербицкий А.А.  Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.:Высш шк., 2016.-207с.: ил.

3. Выготский  Л.С. Педагогическая психология, под ред. В.В Давыдова. М., 2016, 480с.

4. Гримарк Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 2015. -319с.

5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 2017.-192 с. - (психологическая наука ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"

Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?»  Использование  игровых элементов в учебной деятельности  даёт уст...

Технология В.Н.Зайцева как способ формирования метапредметных результатов деятельности учащихся основной школы средствами предмета английский язык.

Статья написана учителем английского языка МБОУ СОШ № 5 г.Киржач,  Владимирской области Брусничкиной Мариной Леонидовной...

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Дидактическая игра как способ формирования положительной мотивации познавательной деятельности у дошкольников с ОВЗ

Доклад об использовании дидактической игры для повышения мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

"Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"

quot;Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"...