Арт- терапевтические приемы в работе со страшеклассниками
статья по психологии (10, 11 класс)

В статье пишу о том как позитивно влияет арт-терапия на детей - 

• Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

• Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми.

Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

• Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению

языкового барьера, особенно в многонациональных школах.

• Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

•Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами — безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.    

Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

• Развивает чувство внутреннего контроля.

• Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

• Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе.

  Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

• Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.

• Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

«Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (теория И.Ялома). И главное — сам процесс спонтанного творчества.

Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапии. Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым (психологом, учителем). По мере осознания своих внутри-психических проблем и конфликтов взрослые и дети постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт –терапия в работе со старшеклассниками

 «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс» Карл Роджерс.

 

 В последние годы все более актуальной становится проблема эмоционального неблагополучия детей и подростков. Динамичный темп современной жизни, занятость родителей способствует тому, что дети испытывают недостаток внимания со стороны значимых взрослых. Зачастую подростки не знают, как найти выход из сложных ситуаций, подавляют свои негативные чувства или выливают их в виде агрессии в деструктивное русло. Рост эмоционального неблагополучия ребенка может приводить к асоциальному поведению, правонарушениям, злоупотреблению психоактивных веществ и, как крайняя форма, стать причиной  суицидального поведения детей и подростков.  

        Для того, чтобы результативно осуществлять профилактику эмоционального неблагополучия детей, формировать дружный и сплоченный коллектив, можно использовать широкую палитру форм и методов работы. Одними из актуальных и эффективных методов является арт-терапия (один из методов здоровье сберегающей технологии- По определению, Серикова Владислава Владиславовича этот метод относиться к Оздоровительному типу здоровьесберегающих образовательных технологий         (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

        Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время такую большую популярность приобретает метод - арт-терапия.

Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими формами работы.

1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Практически нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.

5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.

Основные функции арттерапии:

- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)

- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)

- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:

- сказкотерапия; - маскотерапия; - музыкотерапия; - цветотерапия; - куклотерапия;

- игротерапи; - драматерапи; - изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.

Показания для проведения арт-терапевтической работы

• негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

•трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность,страхи, агрессивность;

• переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

• неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим, нарушение адаптации, трудности в обучении

Позитивные феномены арт-терапии

Л.Д. Лебедева указывает, что арт-терапия:

• Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

• Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми.

Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

• Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению

языкового барьера, особенно в многонациональных школах.

• Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

•Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами — безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.    

Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

• Развивает чувство внутреннего контроля.

• Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

• Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе.

  Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

• Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.

• Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

«Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (теория И.Ялома). И главное — сам процесс спонтанного творчества.

Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапии. Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым (психологом, учителем). По мере осознания своих внутри-психических проблем и конфликтов взрослые и дети постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению

Среди методов арт-терапии, которыми я пользуюсь в своей работе со старшеклассниками можно выделить следующие:

1. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, ) лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия дает положительные результаты в работе со школьниками, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много. В работе со старшеклассниками я использую такие как: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем мандалу»,«Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Маска-талисман», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», «Ледяная стена», «План моей жизни». «Чувства и состояние в данный момент», «Маски», «Я в прошлом и я в настоящем, и я в будущем», «Остров» (содержащий «Безопасный мир» и «опасный мир»), «Мое тотемное животное», «Место моей силы» «Мои обиды», «Мой гнев», «Мой герб», «Герб моей семьи». Нередко некоторые эмоции и мысли остаются подавленными в сознании индивида. Одни рисунки позволяет раскрыть эти переживания без какой-либо травмы для самого индивида или окружающих. Другие рисунки позволяют провести работу с границами, выработать коммуникативные навыки, обрести ресурсы, выявить ценностные ориентации. Рисование с партнером «Совместный рисунок на свободную тему» помогает исследовать межличностные взаимоотношения и конфликты.

2. Еще одним видом арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением является библиотерапия.

Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы - в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки и притчи.

Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Одна из притч, которую я применяю в работе с детьми, проявляющими вербальную агрессию, «Притча о гвоздях». (раздать ее) Притча о гвоздях.

«Жил-был один очень вспыльчивый и  несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».

3. Мандалотерапия. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Рисование  мандалы или насыпание мандалы позволяет понять, что для изменений требуются усилия и при приложении их можно достичь жалеемого результата. В зависимости от того что дети хотят вплести в мандалу изменяется ее узор. Благодаря своей уникальной форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит для тех ребят, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Плетение помогает получить удовольствие от однотипных движений и соответственно пробудить вкус жизни. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом. Она, благодаря своей круглой форме, привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.

4. Цветотерапия – или хромотерапия

Хромотерапия – это метод натуральной гармонизации организма посредством разных цветов. Принцип хромотерапии прост: каждый цвет связан с определенным ритмом, вибрациями, цвета оказывают огромное влияние на наше здоровье, как физическое, так и психическое. Приемов цветотерапии много, но сегодня расскажу о Цветовой медитации. Если есть возможность, то лучше всего использовать специальное оборудование. Если его нет, то дети садятся, закрывают глаза и стараются представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в нужный цвет.  Время медитации составляет 20 минут. Или можно использовать прием который вы попробуете сегодня – работа с тканью. Сейчас мы разделимся на 4 команды и каждая команда побудет под тканью определенного цвета. !!!!! После того как побыли под тканью – поделитесь впечатлениями

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;

у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

воспитывается чувство коллективизма;

отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;

на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

создается комфортный психологический климат:

доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

стимулируется творческий подход, развивается воображение;

идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.

Как показывает практика, это превосходный метод работы как индивидуально так и в группе, так как позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.

Использование методов арт-терапии в работе с группами старшеклассников позволяет укрепить групповые отношения и безопасное самораскрытие ее участников, обучение навыкам саморегуляции и повышению коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта. В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Методы арт-терапии обладают огромным потенциалом и могут быть эффективны в самых различных областях жизнедеятельности общества.

Заключение    Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Многогранная духовная образовательная и воспитательная среда учреждения дополнительного образования  - прекрасная возможность для ребенка не только проявить и развить свои таланты и способности, но и найти поддержку, понимание, стать частью дружного коллектива, приобрести верных друзей, обрести в лице педагога мудрого наставника.

 

Список используемой литературы:

Головань О.В., Осадчих В.А. Роль искусства и арт-терапии в социализации личности и профилактике девиантного поведения.

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru

Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. — Казань, 2002. — 240 с.

Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когито-Центр,2014г.-197с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапевтические упражнения в работе с семьей

1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.а. Изобразите членов семьи в виде животных или предметов.б. Изобразите членов семьи и составьте диалоги между...

Арт - терапевтические приемы при реализации программы повышения квалификации педагогов в области ИКТ - компетентности

В статье описывается применение некоторых арт-терапевтических приемов при обучении по программе повышения квалификации в области ИКТ- компетентности педагога:создание истории с использованием стимульн...

Мастер-класс "Арт-терапевтические технологии в работе с детьми и педагогами"

Мастер-класс "Арт-терапевтические технологии в работе с детьми и педагогами"...

Методические рекомендации по применению арт терапевтических приемов в развитии учащихся с ОВЗ .

 Арт-терапевтические методы дают возможность раннего выявления группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении них программ раннего вмешательства. Кр...

Статья на тему:"Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми."

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и о...

Использование искусcтво-терапевтических приемов в музыкальной деятельности учителя музыки

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души....

Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Материал повествует о практическом применении технологии ИЗО-терапии и сказкотерапии с детьми с ОВЗ младшего возраста...