ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
книга по психологии

Ольга Васильевна Панова

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

  • уточнено содержание понятия «семейная социализация», рассматриваемого как процесс усвоения и воспроизводства человеком семейно-ролевых отношений, семейных ценностей, определяющих его отношение к окружающему миру, к самому себе и обеспечивающих его адаптацию и самореализацию в семье и социуме;
  • дополнено научное знание о специфике и проблемах семейной социализации подростков группы риска, которые определяются как внутренними факторами – индивидуальными психофизическими особенностями подростков, связанными с нарушениями эмоционально-волевой сферы, неадекватной самооценкой, комплексом психологических проблем, так и внешними – типом семьи, ошибками семейного воспитания, составом семьи, ролевой позицией ребёнка в семье, и проявляются в негативном социально-психологическом самочувствии подростка в семье, низком уровне ценностно-смысловых ориентаций, отклоняющемся от нормы поведении;
  • разработана и научно обоснована модель педагогического сопровождения семейной социализации подростков группы риска, специфика которой заключается в том, что в ней отражены все компоненты данного процесса, в том числе определены цель, задачи, ведущие стратегии и результат каждого этапа педагогического сопровождения (диагностического, мотивационно-ориентирующего; организационно-педагогического и консультативного);
  • выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели и программы: взаимодействие всех субъектов педагогического сопровождения с другими социальными институтами, занимающимися проблемами семьи; создание психолого-педагогических условий для познания подростком самого себя, повышения компетентности в общении с родителями, освоения приёмов саморегуляции, укрепления позитивной самооценки; педагогическое просвещение и консультирование родителей по проблемам кризиса подросткового возраста и детско-родительских отношений.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем проведен междисциплинарный анализ проблемы семейной социализации подростков группы риска, позволивший систематизировать и обобщить существующие взгляды и внести в педагогическую теорию собственную интерпретацию данной проблемы в соответствии с предметом исследования. Обоснованная в исследовании модель педагогического сопровождения семейной социализации подростков группы риска является вкладом в современную теорию воспитания и может служить ориентиром при разработке нормативных моделей социального воспитания детей группы риска. Выявленные в исследовании педагогические условия  сопровождения семейной социализации подростков группы риска обогащают современную социальную педагогику в плане конкретизации системы воспитательных средств, используемых для успешной семейной социализации личности. Внесен определённый вклад в уточнение категориального аппарата педагогики, в понимание содержания таких понятий, как «семейная социализация», «подростки группы риска», «педагогическое сопровождение семейной социализации подростков группы риска».

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности образовательных учреждений по организации педагогического сопровождения семейной социализации подростков группы риска, в подготовке и повышении квалификации педагогов и психологов учреждений общего и дополнительного образования. Разработана авторская программа педагогического сопровождения семейной социализации подростков группы риска; предложено критериально-диагностическое обеспечение данного процесса, позволяющее отслеживать динамику семейной социализации подростков группы риска.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

статья "Социально-педагогическая работа с детьми группы риска"

Моя статья о работе с детьми группы риска, направления работы и возникающие проблемы....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В  настоящее  время  остро  стоит  проблема  работы  с  детьми  группы  риска  в  учебно-воспитательном  процессе.Это  определено...

Монография ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

В монографии излагаются теоретические основы и практические аспекты педагогического сопровождение семейной социализации подростков группы риска в условиях совместной деятельности образовательного учре...

Модель психолого- педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».

   Объектом  исследования является процесс семейной социализации подростков  «группы риска».     Предмет исследования – психолого-педаг...

Программа психололого-педагогического сопровождения детей с поведенческими рисками

Программа для работы с детьми группы риска. Программа рецензирована...