Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении
методическая разработка по психологии

Кузьмина Марина Сергеевна

 

Программа

психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся имеющих  трудности в обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа – интернат»

Программа

психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся имеющих  трудности в обучении

Срок реализации 1 год.

                  Педагог - психолог: Кузьмина М.С.

2020г.

К категории детей с трудностями в обучении относятся  дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. По данным исследования, проведённого Н.М. Иовчук (1995г), основными факторами школьных трудностей являются:

В 1-5 классах(7-11 лет) – гипердинамический синдром, церабрастения, тормозимость и замкнутость.

В 6-8 классах (12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления.

В 9- классе (14-16 лет)  - личностные декомпенсации, депрессия, невротические состояния.

Откуда берутся слабоуспевающие дети?  Трудности в обучении, особенно если они проявляются ещё в начальной школе, существенно затрудняют овладение ребёнком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы старших классов. Подобного положения можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:

Причины возникновения трудностей у обучающихся:

  • мотивационная незрелость,
  • нарушения интеллекта,
  • нарушения динамики психической деятельности,
  • особенности асимметрии (левшество),
  • недостатки анализаторов (зрения, слуха),
  • логопедические нарушения,
  • личностные особенности (частично).

В чем проявляется у обучающихся:

  • трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
  • неспособность освоить программу,
  • неуспеваемость,
  • ошибки в выполнении учебных заданий,
  • нарушения поведения.

Коррекционная работа обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т.д.

Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность обучающегося определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Эта закономерность отмечена еще в теории интеллектуального порога Перкинса, который обнаружил, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети  «отличники» отличались вполне посредственными способностями. Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями обучающегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.

В рамках психолого - педагогического сопровождения обучающегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:

       1. Первоначально устанавливается психологический контакт

       2. Диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости

      3. Составляется дальнейший маршрут сопровождения по оказанию психологической    помощи  и определяется эффективность проделанной работы

 

 

Этапы  психологической работы со слабоуспевающими обучающимися

Название этапа

Основное содержание работы

I

Установление психологического контакта с обучающимся

Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании

II

Диагностическая работа

Определение типа неуспеваемости; выявление причин неуспеваемости; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения к себе; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей обучающегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям (законными представителями)

III

Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи

Составляется дальнейший маршрут сопровождения предусматривающей комплекс различных видов помощи: медицинской, педагогической, социальной, психологической

IV

Определение эффективности проделанной работы

Оценка эффективности и анализ проведенной работы

План работы педагога - психолога c обучающимися имеющими

 трудности в обучении

Направление работы

Предполагаемый результат

1

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся имеющих трудности в обучении

Создание банка данных, заключение по результатам исследования

2

Наблюдение за характером работы на уроке

Определение поведенческих особенностей учебной деятельности отстающего обучающегося

3

Ознакомление родителей и педагогов с результатами исследований

Запись в журнале

4

Составление рекомендаций для родителей, обучающихся и педагогов

 памятки по работе со слабоуспевающими детьми

5

Индивидуальная и групповая работа с обучающимися по развитию познавательных процессов

Развивающие занятия

6

Анализ проделанной работы

Запись в журнале

Необходимые психолого-педагогические меры
по преодолению трудностей в обучении.

Симптомы
нарушений

Задачи
развития

Методы
развития

Нарушение

высших психических функций

Ориентация на зону ближайшего развития, создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка. Формирование целостной психологической основы обучения

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения

Нарушение
взаимодействия
с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Низкая познавательная мотивация

Определить сильные стороны ребёнка, повысить познавательную активность

Неадекватное
отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

Индивидуальный план

Участники

Направления коррекционной работы с обучающимся

Учителя

Создать условия для переживания обучающегося ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание обучающегося имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку

Классный руководитель

Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании  обучающимся своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к обучающему; помощь в реализации самоутверждения

Воспитатели

Выявление интересов и склонностей обучающихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях

Социальный
педагог

Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой,  посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный обучающийся; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы –интернат; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований

Педагог -
психолог

Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов, родителей  (законных представителей) и обучающихся; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; помощь в нахождении способов личностного развития

Родители

Правильное стимулирование учения детей, внимание, ласка, положительное отношение родителей к образованию, проявление интереса к деятельности детей, поддержание адекватной самооценки, доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований  

Все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам:

Обучающийся с низкой интенсивностью учебной деятельности.

общие черты:

  • постоянные отвлечения на уроках
  • невнимательность
  • частые нарушения дисциплины
  • домашним заданиям уделяется мало времени
  • замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время
  • отсутствует всякое желание заниматься, вместе с тем уровень умственных способностей у обучающихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета

            Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

  • Пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу
  • Пониженный интерес к предмету из-за недостатков в методике преподавания учителя
  • Межличностные отношения учитель-ученик
  • Недостаточное внимание со стороны родителей

Комплекс корректировки должен предусматривать ряд учебно - воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы,

способствующей зарождению интереса к занятиям:

  • В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к обучающемуся особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха
  • При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему обучающемуся с различными вопросами
  • В ходе самостоятельных работ обучающейся получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени.
  • Необходимо отмечать положительные моменты в работе обучающегося, постоянно поощряя его к новым усилиям

Обучающейся с низкой эффективностью учебной деятельности

Общие черты:

  • Это дети, которые внимательны, старательны на уроках
  • На решение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих

Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

  • Несформированность умений и навыков - как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви
  • Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни
  • Недостаточность развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности
  • Недостаточность развития способности к обобщению
  • Низкий уровень восприятия и воображения, ригидность мыслительных действий

     

Комплекс корректировки направлен на формирование приемов анализа и синтеза.

  • С обучающимся отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над заданием
  • Когда обучающийся знает, каким должен быть очередной шаг, то это  дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.

Неуспевающие обучающиеся  значительно   отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях

  • Достижение обучающимися этой группы даже уровня обязательных  результатов представляет сложную педагогическую задачу.

 АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

  • Ознакомление родителей  (законных представителей) с результатами тестирования
  • Мониторинг уровня обученности по темам
  • Составление графика консультаций
  • Подбор и разработка дидактического материала

Алгоритм  индивидуальной работы.

  • получают индивидуальные задания с указанием срока их сдачи
  • Формировать уверенность в себе
  • Акцентировать улучшения в учебе.
  • Мотивировать на учебу
  • Демонстрировать свою веру в успех.
  • Признавать трудность задач.
  • Опираться на объективные данные.
  • Ограничивать время выполнения задачи.
  • Напоминать прошлые успехи
  • Анализировать прошлые успехи.
  • Разрешать повторять прошлый успех.
  • Признавать достижения

Условия предупреждения и преодоления неуспеваемости:

  1. Привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.
  2. Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению.  Слабоуспевающий обучающийся  вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению.
  3. Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих  к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент, дифференцированный подход к  обучающимся в процессе обучения  – это необходимое условие для успешного обучения.
  4.  Обучающихся следует ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у обучающихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств
  5.  Если требования, предъявляемые к обучающимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными. Тогда обучающийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.
  6. Слабоуспевающим обучающимся надо давать посильные для них задания,    не выходя за рамки «обязательных результатов обучения»

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:

  • Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих обучающихся
  • Следить за тем, чтобы каждый обучающийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)
  • Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся при опросе
  • Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную
  • Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах
  • Не допускать отставания обучающихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия
  • Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать обучающихся  с замедленным восприятием
  • Не унижать обучающихся  и постараться найти к ним  подход

РЕКОМЕНДАЦИИ

для педагогов при оказании помощи  слабоуспевающим обучающимся на уроке

В процессе контроля за подготовленностью обучающегося:

  1. Создание атмосферы особой доброжелательности  при опросе.
  2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  3. Предложение обучающемуся примерного плана ответа.
  4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  5. Стимулирование оценкой, подбадривание, похвала.

При изложении нового материала.

  1. Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
  2. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке.

  1. Разбивка заданий на дозы, этапы.
  2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  3. Напоминание приема и способа выполнения задания.
  4.  Ссылка на правила и свойства.
  5. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего.
  6. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы.

  1. Выбор  наиболее рациональной системы упражнений.
  2. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  3. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

РЕКОМЕНДАЦИИ

для родителей (законных представителей) слабоуспевающих детей.

  1. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.
  2. Приучайте детей к преодолению трудностей.
  3. Организуйте чёткий распорядок  жизни ребёнка. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
  4. В воспитании предъявляйте единые требования к ребёнку, не унижайте, не вымогайте обещаний.
  5. В отношениях с ребёнком не допускайте подавления личности, угрозы, физические наказания, чрезмерной опёки!
  6. Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Пусть ребёнок видит ваш интерес.
  7. Родители должны контролировать процесс учения своего ребёнка и учитывать индивидуальные особенности.
  8. Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к обучающимся.
  9. Несмотря ни на что – приучайте ребёнка готовить домашнее задание.
  10.   Ребёнок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать.
  11.  Учите ребёнка управлять собственным поведением.
  12.  Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
  13.  Проявляйте веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
  14. Создайте дома обстановку уважения и дружелюбия.
  15. Помните!  Успех - вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ребенка  сознание того, что у него что-то получается.

РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся по изучению нового материала.

  1. Приступая к  изучению материала, нужно поставить перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное запоминание информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.
  2. Внеси в интерьер своей комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  3. Откажись от зубрёжки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание. Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую последовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой части опорный пункт; 4) запомнить именно его и использовать как ориентир.
  4. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести изученный материал, чем пять раз читать без воспроизведения.
  5. Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам». Эффективно повторение  перед сном и с утра.
  6. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное – постараться сразу же запомнить что –  нибудь похожее. Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надёжней будет изучение предмета.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997 (Практическая психология в образовании).

2.Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.

3. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие –М. Арис Пресс, 2003.

4. Шилова Т.А. Диагностика психолого- социальной дезадаптации детей и подростков. Методическое пособие -М. Арис Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Программа психолого-педагогического сопровождения в рамках обучения ФГОС

Подробная программа для работы психолога и педагогов в рамках реализации ФГОС....

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие мотивации обучения

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие мотивации обучения подростка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие мотивации обучения

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие мотивации обучения подростков с нарушением слуха...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....