Профилактика суицидального поведения. Из опыта работы
методическая разработка по психологии

Сазикова Анастасия Олеговна

Признаки депрессии у детей и подростков. Раздатки для родителей. Упражнения для индивидуальной работы с учащимися, склонными к суициду. Признаки готовности ребенка к суициду

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения

Из опыта работы

Педагогическая и психологическая профилактика суицидального поведения заключается в том, чтобы помочь подростку справиться с душевными страданиями, стрессом, а также - с реальными физическими и социальными проблемами.

Это могут быть:

  • личностные и внутрисемейные конфликты (недостаток заботы и внимания близких, потеря или смерть родных и друзей, неразделенная любовь, тяжелая психологическая обстановка в семье);
  • острое психическое состояние (одна треть детских суицидов совершается в состоянии психоза и бреда);
  • тяжелое физическое состояние (как правило, причиной является неуточненный диагноз, требующий длительного изнуряющего лечения и лишающий ребенка привычного качества жизни: онкология, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулёз);
  • боязнь расплаты за асоциальное поведение (страх позора, наказания и осуждения, а также раскаяние за неблаговидный поступок);
  • внутришкольные конфликты (неуспеваемость, ощущение проявленной несправедливости учителей и одноклассников);
  • материально-бытовые трудности.

В зависимости от ведущего мотива, подросток видит в самоубийстве способ  выразить протест или отомстить (“они пожалеют”, “им будет хуже”); получить помощь, призвать к диалогу; избежать угрозы наказания, а также физического и психологического страдания; избавиться от чувства вины; отказаться от жизни, где желания не совпадают с реальностью.

Признаки готовности ребенка к суициду:

  • Утрата интереса к любимым занятиям
  • Неряшливость
  • Тяга к уединенности, отдаление от близких
  • Резкие перепады настроения, беспричинные слезы
  • Резкое снижение успеваемости и рассеянность
  • Прогулы, нарушение дисциплины
  • Склонность к риску, неоправданным, опрометчивым поступкам
  • Потеря аппетита, бессонница, кошмары
  • Подведение итогов, приведении всех дел в порядок

Из опыта работы

В нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, психологи.

По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Также, специалисты в данной области утверждают, что отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации.

Это было учтено при организации профилактической работы в нашем образовательном учреждении.

С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам которой выявлена «группа риска» с признаками повышенного уровня тревожности, пониженным настроением, с низкой активностью. С этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

Как уже было сказано ранее, работа по реализации программы организуется в тесной взаимосвязи с классным руководителем. Для педагогов собран пакет методического инструментария (карта наблюдения, памятки и пр.), с помощью которого возможно осуществление первичной диагностики, то есть выявление учащихся «группы риска». Далее, по заявке классного руководителя в индивидуальном порядке реализуется углубленное обследование учащегося, при необходимости коррекционная и просветительская робота в зависимости от случая.

В преддверье выпускных экзаменов (9, 11 классы) с учащимися проводится диагностическое обследование эмоционального состояния, и склонности к депрессивным состоянием.

Стоит отметить, что под особым вниманием находятся учащиеся, состоящие на всех видах учета, учащиеся из неблагополучных семей, приемные и опекаемые подростки; дети, родители которых находятся в разводе и, конечно же, одаренные ученики.

В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям: темы о здоровом образе жизни, дружбе, добра, взаимопонимания.

В работе с семьей используются разнообразные формы деятельности, то есть родительские собрания, лектории, консультации и занятия с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.

Классные руководители посещают семьи обучающихся с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.

На разных ступенях образовательного процесса, направленного на общую профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

Для начальной школы - это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии и воспитании ребенка, профилактика его страхов и тревог, «школьной боязни», преодоление проблем, связанных с подготовленностью к обучению в школе, обеспечение беспроблемной адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей.

Основная школа - это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости.

В старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни. Формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

Для этого используются разнообразные формы работы: социально-психологические тренинги, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, развивающие занятия во внеурочной деятельности, консультации.

С целью просвещения родителей необходимо планировать выступления на родительских собраниях, информируя родителей о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка, имеющего суицидальные намерения, создании безопасной психологической атмосферы в семье. Важно усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств и оружия, информировать об имеющихся психологических, социальных и медицинских службах.

 Так же в своей работе мы используем

Раздатки для родителей

Если вы слышите

Обязательно скажите

Говорить не нужно

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит, давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…

«Да ты просто несешь чушь…»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда, мы все себя так чувствуем. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно решить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение, хочу помочь тебе. Поговорим?»

«Не говори глупостей! Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять!

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь ?Говори давай!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается, значит – не старался»

Если замечена склонность к суициду, следующие советы могут изменить ситуацию

  1. Внимательно выслушайте подростка. Приложите все усилия. Что бы понять проблему, скрытую за словами
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса.
  4. Постарайтесь аккуратно спросить, не думает ли н  суициде в серьез.
  5. Определите проблему и постарайтесь помочь ребенку с ней справиться

Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии.

Признаки депрессии у детей и подростков

Дети

Подростки

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешнее проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита, веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к учебе
  • Страх неудач
  • Чувство неполноценности
  • Чрезмерная самокритичность
  • Замкнутость
  • Агрессивное поведение
  • Печальное настроение
  • Чувство скуки и усталости
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Неусидчивость, беспокойство
  • Чрезмерная эмоциональность
  • Замкнутость, рассеянность
  • Агрессивное поведение
  • Склонность к бунту
  • Злоупотребление алкоголем
  • Прогулы в школе

Приведу пример нескольких упражнений, которые я использую в индивидуальной работе с учащимися, склонными к суициду:

  1.  В чем мне повезло в этой жизни

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма и постановка эмоциональной точки.

Задание: в течение 5-10 минут рассказать (написать) о том, в чем мне повезло в этой жизни.

    Задание подходит для детей любого возраста. Цель задания – понять, что у меня в этой жизни есть много хорошего и терять это все будет очень жалко. Цель, понять, чтоу  меня не такая уж и плохая жизнь.

  1.  Машина времени (вариант – линия жизни)

Цель: выработка новых способов решения жизненных проблем; выработка уверенности в своих силах.

Вариант №1.

Задание: Поговорим о твоей жизни и пофантазируем о том, что можно было бы сделать иначе. Расскажи о реальном событии из своего прошлого. Представь, что на машине времени тебя перенесло в то время своей жизни, которое тебе хотелось бы изменить. Запиши это событие так, как оно могло бы произойти. Что можно было бы сделать, чтобы добиться другого развития событий? Расскажи, каким образом ты изменил это прошлое. Что произошло? Как изменилась твоя жизнь сейчас после этого?

Вариант №2.

Задание: Поговорим о твоей жизни. А теперь пофантазируем о том, как она изменится через 1 год? Через 5 лет? Через 10 лет? (подробно описать визуализацию: как выгляжу? Как одет? Чем занимаюсь? Где живу? Кто рядом со мною? Состав семьи? Есть ли дети? Описание дома или квартиры, описание семейных праздников, поездок в отпуск… (охватить все сферы жизни, закончить на позитиве).

3. Техника чуда (чудесного вопроса)

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма и постановка эмоциональной точки.

Задание: Опиши, каких изменений в твоей жизни тебе бы хотелось.

А теперь представь, что, пока ты спишь, ночью свершилось чудо, и все, о чем мечталось, исполнилось. Ты просыпаешься…

  • И как ты поймешь, что свершилось чудо?
  • Как ты теперь будешь себя вести (пошаговые действия и эмоции)?
  • Что будешь делать? Как поймут окружающие тебя люди, что произошло чудо? Твои друзья? Одноклассники?

Раздатки для родителей

Если вы слышите

Обязательно скажите

Говорить не нужно

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит, давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…

«Да ты просто несешь чушь…»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда, мы все себя так чувствуем. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно решить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение, хочу помочь тебе. Поговорим?»

«Не говори глупостей! Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять!

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь ?Говори давай!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается, значит – не старался»

Если замечена склонность к суициду, следующие советы могут изменить ситуацию

  1. Внимательно выслушайте подростка. Приложите все усилия. Что бы понять проблему, скрытую за словами
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса.
  4. Постарайтесь аккуратно спросить, не думает ли н  суициде в серьез.
  5. Определите проблему и постарайтесь помочь ребенку с ней справиться

Большинство потенциальный самоубийц страдают от депрессии.

Признаки депрессии у детей и подростков

Дети

Подростки

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешнее проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита, веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к учебе
  • Страх неудач
  • Чувство неполноценности
  • Чрезмерная самокритичность
  • Замкнутость
  • Агрессивное поведение
  • Печальное настроение
  • Чувство скуки и усталости
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Неусидчивость, беспокойство
  • Чрезмерная эмоциональность
  • Замкнутость, рассеянность
  • Агрессивное поведение
  • Склонность к бунту
  • Злоупотребление алкоголем
  • Прогулы в школе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика суицидального поведения Педагог-психолог МОУ СОШ №24 г.о . Павловский Посад, МО Сазикова Анастасия Олеговна

Слайд 2

Причины: личностные и внутрисемейные конфликты (недостаток заботы и внимания близких, потеря или смерть родных и друзей, неразделенная любовь, тяжелая психологическая обстановка в семье); острое психическое состояние (одна треть детских суицидов совершается в состоянии психоза и бреда); тяжелое физическое состояние (как правило, причиной является неуточненный диагноз, требующий длительного изнуряющего лечения и лишающий ребенка привычного качества жизни: онкология, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулёз); боязнь расплаты за асоциальное поведение (страх позора, наказания и осуждения, а также раскаяние за неблаговидный поступок); внутришкольные конфликты (неуспеваемость, ощущение проявленной несправедливости учителей и одноклассников); материально-бытовые трудности.

Слайд 3

Признаки готовности ребенка к суициду: Утрата интереса к любимым занятиям Неряшливость Тяга к уединенности, отдаление от близких Резкие перепады настроения, беспричинные слезы Резкое снижение успеваемости и рассеянность Прогулы, нарушение дисциплины Склонность к риску, неоправданным, опрометчивым поступкам Потеря аппетита, бессонница, кошмары Подведение итогов, приведении всех дел в порядок

Слайд 6

Если вы слышите Обязательно скажите Говорить не нужно «Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит, давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте… «Да ты просто несешь чушь…» «Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда, мы все себя так чувствуем. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно решить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» «Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение, хочу помочь тебе. Поговорим?» «Не говори глупостей! Поговорим о другом.» «Вы не понимаете меня» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять! «Где уж мне тебя понять!» «Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь ?Говори давай!» «У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается, значит – не старался»

Слайд 7

Признаки депрессии у детей и подростков Дети Подростки Печальное настроение Потеря свойственной детям энергии Внешнее проявление печали Нарушение сна Соматические жалобы Изменение аппетита, веса Ухудшение успеваемости Снижение интереса к учебе Страх неудач Чувство неполноценности Чрезмерная самокритичность Замкнутость Агрессивное поведение Печальное настроение Чувство скуки и усталости Нарушение сна Соматические жалобы Неусидчивость, беспокойство Чрезмерная эмоциональность Замкнутость, рассеянность Агрессивное поведение Склонность к бунту Злоупотребление алкоголем Прогулы в школе

Слайд 8

Приведу пример нескольких упражнений, которые я использую в индивидуальной работе с учащимися, склонными к суициду: В чем мне повезло в этой жизни Цель: повышение уровня жизненного оптимизма и постановка эмоциональной точки. Задание: в течение 5-10 минут рассказать (написать) о том, в чем мне повезло в этой жизни. Задание подходит для детей любого возраста. Цель задания – понять, что у меня в этой жизни есть много хорошего и терять это все будет очень жалко. Цель, понять , что у меня не такая уж и плохая жизнь.

Слайд 9

Маш ин а времени (вариант – линия жизни) Цель: выработка новых способов решения жизненных проблем; выработка уверенности в своих силах. Вариант №1. Задание: Поговорим о твоей жизни и пофантазируем о том, что можно было бы сделать иначе. Расскажи о реальном событии из своего прошлого. Представь, что на машине времени тебя перенесло в то время своей жизни, которое тебе хотелось бы изменить. Запиши это событие так, как оно могло бы произойти. Что можно было бы сделать, чтобы добиться другого развития событий? Расскажи, каким образом ты изменил это прошлое. Что произошло? Как изменилась твоя жизнь сейчас после этого ?

Слайд 10

Вариант №2. Задание: Поговорим о твоей жизни. А теперь пофантазируем о том, как она изменится через 1 год? Через 5 лет? Через 10 лет? (подробно описать визуализацию: как выгляжу? Как одет? Чем занимаюсь? Где живу? Кто рядом со мною? Состав семьи? Есть ли дети? Описание дома или квартиры, описание семейных праздников, поездок в отпуск… (охватить все сферы жизни, закончить на позитиве).

Слайд 11

3. Техника чуда (чудесного вопроса) Цель: повышение уровня жизненного оптимизма и постановка эмоциональной точки. Задание: Опиши, каких изменений в твоей жизни тебе бы хотелось. А теперь представь, что, пока ты спишь, ночью свершилось чудо, и все, о чем мечталось, исполнилось. Ты просыпаешься… И как ты поймешь, что свершилось чудо? Как ты теперь будешь себя вести (пошаговые действия и эмоции)? Что будешь делать? Как поймут окружающие тебя люди, что произошло чудо? Твои друзья? Одноклассники?

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями....

Организация работы психологической службы по вопросам профилактики суицидального поведения учащихся

Для запобігання суїцидів у дітей потрібно зробити наступне:- Вселяти у дітей впевненість у свої сили і можливості;- Навіювати їм оптимізм і надію;- Виявляти співчуття і розуміння;- Здійснювати контрол...

План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками

Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....