Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях.
статья по психологии

Столбова Яна Алексеевна

В статье рассмотрены актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stolbova.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Столбова Я.А.

педагог – психолог

 КПППН ГБУ ДО ЦДиК ППМСП "Здоровье"

Павлова Л.Л.

к.п.н., заведующий, педагог – психолог

 КПППН ГБУ ДО ЦДиК ППМСП "Здоровье"

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях.

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях.

Ключевые слова: проблемы профессиональной деятельности, педагог. 

В настоящее время педагогика в России отмечена интенсивной модернизацией из-за требований современного общества и мира в целом. Глобализация происходит в таких сферах деятельности современного человека, как: социальная, образовательная, культурная, информационная и т.д. Это все вызывает трансформацию сознания у общества, и перед педагогической наукой и практикой выдвигаются новые цели и задачи, согласно которым необходимо осуществлять подготовку педагогических кадров нового типа, способных жить и работать в условиях интеграционного пространства, успешно подготавливать и воспитывать обучающихся независимо от их идентичностей. Таким образом, профессиональная деятельность педагогов специфична из-за культурного многообразия образовательной среды.

 Проведенный нами анализ исследования (О.И. Мезенцевой, С.Д. Сажиной, Т.В. Ерофеевой и др.) показывает, что  в современном обществе существуют основные проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности каждый педагог. Среди них:

1. Система подготовки педагогических кадров.

 На данный момент подготовка будущих педагогов в высших учебных заведениях в наибольшей степени ориентирована не на формирование профессиональных и личностных компетенций будущего педагога, а на получение знаний. Быстрое развитие науки и практики вынуждает современного педагога находиться в ситуации необходимости непрерывного образования и самообразования, а профессиональные компетенции и личностные особенности так и остаются не полностью сформировавшимися. Также, существуют противоречия между учебной и профессионально  деятельностью. Выражено это в принципиально разных позициях обучающегося и педагога-практика, изменение которых происходит скачкообразно после окончания ВУЗа [3].

         2. Отсутствие доверительных отношений между участниками педагогического процесса.

Важная проблема, с которой столкнулся современный педагог – потеря авторитета и доверия от учеников  к учителю, а также к учебнику - как к источнику информации. В первую очередь, это связано с приходом коммуникации и эпохи  интернета, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше педагог был источником информации, сейчас же, он выступает в качестве организатора активной познавательной деятельности обучающихся. Действительно, в эпоху цифровых технологий, взаимодействие между учителем и учеником значительно снижается, поэтому современный ученик считает себя самостоятельным и понимает, что справится и без учителя, ведь вся нужная информация есть в сети.

3. Создание негативного образа педагога.

Еще одна трудность для современного учителя заключается в негативном представлении СМИ образа педагога. Ученики больше не относятся к учителю как к авторитету, а зачастую воспринимают его с долей юмора и иронии, поэтому сейчас мало для кого учитель является важным наставником и помощником.

4.Чрезвычайная занятость педагога административными обязанностями.

Здесь проблема состоит в том, что учитель не может уделять больше времени своим ученикам и заниматься личностным, профессиональным обучением и совершенствованием в карьере из-за большого количества «бумажной работы».

5. Учитель и ученики стали говорить на разных языках.

Серьезное препятствие, с которым сталкивается современный педагог -  учитель и обучающиеся стали говорить на разных языках. Во-первых, это связано, с чрезвычайной популярностью технологий, интернета и компьютерных игр. Современные технологии оказали огромное влияние на мышление у учеников. Стала слабее рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Поэтому, большинству современных детей стало трудно воспринимать информацию на слух.  В 1980 году американский ученый Э. Тоффлер описал феномен “клипового мышления” как явления, которое характеризует эпоху информационного общества. Подросткам с «клиповым мышлением» сложно понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными знаковыми структурами. Данный конфликт влечет за собой такие дополнительные проблемы у учеников, как мотивация к обучению[2].

6. Низкая мотивация к обучению у детей. 

Формирование учебной мотивации обучающихся -  одна из главных проблем современной педагогики. Основные причины низкой учебной деятельности - несформированность умений и навыков, пробелы в знаниях из-за частых пропусков уроков из-за болезни, недостаточная способность к логичному рассуждению и обобщению, низкий уровень воображения и восприятия. По мнению А.К. Марковой, управление формированием мотивов учебной деятельности труднее, чем формирование действий и операций. Автор считает, чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, и выбрать пути ее адекватного описания.

7.  Трудности в воспитательной работе.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя в школе -  трудности в воспитательной работе с детьми. Дети не хотят слышать педагогов. Причины данного явления таковы: во-первых, с приходом технологий - учащиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. Они ощущают свою идентичность и в это же время принадлежность к глобальному  пространству. На данный момент необходимы альтернативные формы и варианты взаимодействия между педагогом и учениками. Во-вторых, в корне сменилась система ценностей, которые пропагандируются в современном мире. На смену высоким духовным приоритетам и ценностям пришли «материалистические» ценности, которые связанны с повышением своего статуса и успеха. Традиционные же ценности обесцениваются. Поэтому, особое  значение заслуживают такие профессиональные качества педагога как: постоянное самообучение, повышение квалификации и личностное развитие. Все эти качества помогут педагогу идти в ногу со временем и быть не только интересным своим ученикам, но и стать для них уважаемой и значимой личностью в учебном процессе.

8. Эмоциональное выгорание педагогических работников.

Одна из самых серьезных проблем в современной школе - эмоциональное выгорание педагогов. В исследованиях, проведенными Н.Е. Водопьяновой и В.В. Бойко выявлено, что чаще всего этой психологической проблеме подвержены люди старше 35–40 лет.  У учителей выявлена пониженная работоспособность, рост негативизма, усталости, раздражения[4,5].

В процессе  педагогической деятельности педагог влияет  на своих воспитанников. Этот факт общеизвестен. Но характер этого влияния напрямую зависит от внутренних свойств и качеств личности самого педагога, его профессиональной компетентности. Негативное влияние связано с недостатком или отсутствием  любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимания детской  психологии, а также возрастных и индивидуальных особенностей; повышенной загруженностью педагогической работы; психоэмоциональными перегрузками и стрессами в работе. Как следствие у учителей появляется эмоциональное выгорание и агрессия. От того как настроен учитель, как он умеет управлять собой, как он способен решить внутриличностные проблемы зависит не только как пройдет урок, но и школьная пора у ребенка[1].

Таким образом, вышеперечисленные проблемы в современной педагогике ясно показывают, что педагогическое сообщество переживает изменения в менталитете. В связи с этим, личность педагога требует пристального к ней внимания. Важна необходимость разработки организационно - технологического обеспечения и духовно-нравственного здоровья педагога. Апробация в системе высшего, общего и среднего образования, а также в системе дополнительного профессионального образования.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него целенаправленно соответствующие компетенции, необходимые для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Учитель – профессия, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Связано это с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В настоящее время коллектив психолого – педагогического центра «Здоровье» организовывает профилактическую работу с учителями школ по проблеме эмоционального выгорания. Психологи Центра работают не только с учителями, но и с администрациями школ, разрабатывают программы, активно проводят индивидуальные и групповые консультации по данной теме, то есть, выявляют потребности педагогов и организуют работу по профилактике эмоционального выгорания.

Список используемых источников:

1. Матанова, Е. А. Педагогика сегодня: проблемы и решения / Е. А. Матанова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 9-12.

2.Титова Е.А. Проблема современного учителя.—  Подольск, 2016. – С.4-15.

3. Севумян Г.М. Педагогические компетенции современного учителя. Доклад // Г.М. Севумян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/doklad_pedagogicheskie_kompetentcii_sovremennogo_uch_122822.html

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.

5. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2003. – 474 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)

Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...

Актуальные проблемы профессиональной деятельности молодых педагогов в ходе модернизации образования в Фурмановском районе.

Статья  раскрывает основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги в школе. Автор статьи  озвучивает пути решения проблемы....

Сообщение на МО. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в современных условиях

    Приоритетной  целью современного  российского  образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков  от учителя, а  полноценное форм...

Участник всероссийского конкурса «Инновационная деятельность педагога в современных условиях»

Диплом. II место. Материал, представленный на конкурс: "Дороги, опаленные войной»  (по страницам «ржевской» повести В.Кондратьева  «Сашка»)...

Инновационная деятельность педагога в современных условиях

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому одно из заседаний педагогического совета в прошедшем учебном году...

Статья "Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях системы наставничества в МОУ СОШ с УИОП №16 г.Комсомольск-на-Амуре"

На волне демографического подъема перед педагогическим коллективом встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты не хотят идти в школу, но и с те...