Познавательные психические процессы
статья по психологии

Мартемьянова Ольга Николаевна

Статья содержит основные понятия познавательных учебных процессов  и возможность их развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательные психические процессы, их развитие в учебной деятельности Автор – составитель: Мартемьянова О. Н. государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств» Нарьян - Мар, 2020

Слайд 2

Цель и задачи Цель: Ознакомить с основными познавательными психическими процессами. Задачи: Воспитание положительного интереса к психологии. Мотивирование к самопознанию, развитию познавательных процессов.

Слайд 3

ощущение восприятие внимание память мышление воображение Чувства и эмоции воля интеллект речь Познавательные психические процессы

Слайд 4

Ощущение познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств предметов, явлений, непосредственно действующих на наши органы чувств . обоняние осязание зрение вкус слух

Слайд 5

Классификация ощущений Ч. Шеррингтон

Слайд 6

Восприятие внимание эмоции двигательные компоненты мышление память отражение предметов, явлений, событий, возникающих в конкретный момент в результате их воздействия на органы чувств.

Слайд 7

Восприятие фона и предмета

Слайд 8

Иллюзия – ошибочное (ложное) или искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии восприятия Иллюзия движения – Фрактальная иллюзия

Слайд 9

Вертикально-горизонтальная иллюзия

Слайд 10

На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна. Иллюзия мерцающей решётки

Слайд 11

Попытайтесь назвать цвет слова, а не само слово Жёлтый синий оранжевый чёрный красный зелёный розовый жёлтый красный оранжевый зелёный фиолетовый синий красный розовый зелёный синий оранжевый голубой синий лиловый чёрный

Слайд 12

Внимание направленность и сосредоточенность психики обучающихся в конкретный момент времени на каком-либо объекте . НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ не зависит от нашего желания, воли, намерений ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ переход от произвольного внимания с появлением интереса к определенной деятельности ПРОИЗВОЛЬНОЕ Требуется желание, воля

Слайд 13

Концентрация Свойства внимания переключение устойчивость объём распределение

Слайд 14

Причины отвлечения внимания на уроке Неготовность учащегося к уроку Неготовность учителя к уроку Объявления для учащихся во время урока, замечания учителя Недостаточный или монотонный темп урока Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Слайд 15

Организация внимания учащихся на уроке Задавать хороший темп работы Обеспечить чёткость, доступность, лаконичность объяснений Использовать различные виды и формы работы Активизировать умственную деятельность Обеспечить включение в работу всех учащихся класса

Слайд 16

Развитие концентрации внимания Корректурные задания находить, вычёркивать буквы, символы в печатном тексте Чтение текста до заданного выражения, символа читать текст до заранее указанного выражения, символа «Найди слова, символ» в словах нужно отыскать другое спрятанное слово, символ «Заметь всё» раскладываются 7-10 предметов, которые затем закрываются «Найди отличия» развитие объема внимания и кратковременной памяти «Ищи безостановочно» в течение 10-15 с. увидеть вокруг себя предметы с одним и тем же признаком

Слайд 17

Методика Мюнстерберга

Слайд 18

Методика Мюнстерберга

Слайд 19

Развитие распределения внимания «Каждой руке своё дело» - левой рукой перелистывать книгу с иллюстрациями, а правой чертить геометрические фигуры «Счет с помехой» - называть цифры от 1 до 20, одновременно записывать их на листе бумаги или доске в обратном порядке.

Слайд 20

Проверка объёма внимания и памяти

Слайд 21

Восприятие фона и предмета

Слайд 22

Слуховая: сено, тротуар, ключ, самолет, фильм, поезд, автомат, картина, месяц, певец Образная: радио, календарь, трава, мужчина, перевал, автомобиль, сердце, собака, трава, дом Визуальная: Лук, малина, парта, цветок, мяч, куртка, лестница, кукла, тарелка, кровать Дополнительные упражнения Проверка объёма памяти

Слайд 23

Найти по 5 предметов в каждой колонке

Слайд 24

Иллюзия Поггендорфа На одной прямой лежат линии BC , а не AC , как кажется.

Слайд 25

Явление иррадации

Слайд 27

Спасибо за внимание! Дальнейших творческих успехов!

Слайд 28

Используемая литература: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр . – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 – 480 с.: ил. Петрова Н.Н . Психология для медицинских специальностей: учебник для студ . сред. мед. учеб. заведений /Н.Н . Петрова . – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с . Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш . пед . учебн . заведений . – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 512 с. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб . п особие /О.И . Полянцева . – Изд. 6-е, испр . – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 448 с. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб . – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с . Источники картинок: https://yandex.ru/images/search?p=1&text https:// www.google.ru/search?newwindow=1&tbm https:// ru.depositphotos.com/66459551/stock-photo-man-sleeping-with-teddy-bear.html http:// kids.velvet.by/files/userfiles/4467/5_5-thumb.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция основных психических процессов через улучшение памяти.

      Почти каждый человек страдает той или иной формой аномалии рефракции (преломление световых лучей в оптической системе глаза). Для устранения подобных нарушений зрения...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Влияние специально организованной двигательной активности и физических нагрузок на познавательные психические процессы

В  связи с особенностями влияния физичичских нагрузок на психические процессы с целью рационализации деятельности, следующей за физическими нагрузками, необходимо обратить внимание на ряд важных ...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.

Нейропсихология как наука  появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать  в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ по развитию познавательных психических процессов

Проблема помощи детям с ОВЗ приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и с...

Общая характеристика познавательных психических процессов

Обзор тематического материала (в помощь учителю)....