РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
статья по психологии

Ваулина Любовь Васильевна

Практические рекомендации для содания конструктивного и эффективного общения с трудными подростками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.В. Ваулина

педагог-психолог ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

(практические рекомендации для педагогов)

Каковы наиболее часто встречающиеся проявления девиантного поведения, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям?

Как показали результаты мониторингов, проводимых специалистами ЦППМСП, среди учащихся наших школ в межличностных отношениях процветают применение физического насилия (нападения, драки) и вербальная агрессия (оскорбления, насмешки). Это отмечают и сами подростки 7- 11-х классов. Почему это опасно? Потому что, к сожалению, даже однократное решение конфликта путем применения физического насилия может разрушить первоначальные представления о границах допустимого в отношениях между людьми и стать привычной формой выражения недовольства и гнева.

Значительная роль в профилактике девиантного поведения учащихся принадлежит педагогам. Основными факторами, определяющими эффективность этой работы являются:

1. Личность учителя.  Необходимо помнить, что «никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Эти слова принадлежат Ксенофонту в «Воспоминаниях о Сократе».

Специалистами ЦППМСП был проведен опрос семиклассников по проблемам их отношения их к различным сторонам школьной жизни. Один из вопросов звучал так: «К кому бы ты обратился за помощью в трудной жизненной ситуации?» Лишь 7 человек из 800 опрошенных ответили «К учителю». Из 113 девятиклассников так же ответил только 1 человек.

По данным психологических исследований старшеклассники в образе «идеального учителя» на первое место ставят его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию, сердечность, то есть в учителе они хотят видеть, прежде всего, старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания. На третьем – умение справедливо распоряжаться властью над учениками. Да, они уважают учителя, который отлично знает свой предмет и умеет его преподавать. Вместе с тем, старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя и старшего друга. Из 164 девятиклассников наличие доверительного общения с учителями отметили только восемь человек.

Конечно, это большой душевный труд – достучаться до каждого ученика своего класса. Но стремиться к этому надо.

И самое сложное на этом пути – преодолеть собственные стереотипы мышления и поведения. Самые распространенные из них:

  • поучающая манера держать себя, в основе которой лежит бессознательная психологическая установка «я всегда права, потому что я старше, умнее, я больше знаю»;
  • со временем развивается негибкость или прямолинейность мышления, склонность все видеть в упрощенном, часто черно-белом варианте (результат привычки упрощать сложные вещи, делая их более доступными детям);
  • привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение;
  • манипулирование детьми (искушение властью оценок и угроз жалоб родителям и администрации);

Если младшие школьники ещё воспринимают такой стиль общения нормально, в силу недопонимания, то старшеклассники прекрасно все видят и понимают, и соответствующим образом реагируют. В старших классах отношения «ученик-учитель» могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

2. Работа с учащимися.  Главная роль педагога и, в особенности, классного руководителя заключается в формировании адекватной самооценки и, соответственно, уровня притязаний у каждого подростка в своем классе. При этом всё время надо помнить главную заповедь – «Не навреди». Ни в коем случае нельзя критиковать и устраивать «разборки» при всем классе, и тем более недопустимо переходить «на личности». Вместо обвинения «ты лентяй и бездельник», которое может вызвать только защитную реакцию, можно оценивать только конкретный поступок: «Плохо, что ты не учишься, хотя можешь». Почувствуйте принципиальную разницу между «ты плохой» и «сегодня ты поступил плохо». Постоянно пытаясь снизить самооценку подростка, мы порождаем у него психологический дискомфорт, чувство собственной неполноценности. А кому из нас хочется считать себя хуже, чем другие? Любому человеку, а тем более подростку, необходимо чувство уважения к себе, и если мы пытаемся лишить его самоуважения, то, чтобы не испытывать душевной боли и сохранить это уважение к себе, пускай даже в искаженном виде, он пойдет туда, где его поймут и примут таким, каков он есть. И чаще всего это будет группа тех самых неблагополучных, трудных подростков. Именно в их компании он найдет утешение в выпивке или наркотиках.

3. Работа с семьёй. Важная часть работы классного руководителя – это работа с семьёй. Общаясь с родителями, необходимо опять помнить нашу главную заповедь – «Не навреди». Порою желание учителя усилить родительский контроль за подростком, высказанное без учета отношений внутри семьи, приводит к обратному эффекту. Родительские психологические и физические репрессии, последовавшие за жалобой классного руководителя, нередко приводят к обиде, озлобленности подростка, пропуску занятий и, возможно даже, уходу из дома. Конечно, обязательно нужно бить тревогу, если подросток перестал посещать школу или прогуливает уроки, но действовать надо осторожно, по ситуации.

Классный руководитель может и должен использовать родительские собрания для обсуждения вопросов воспитания, проблем возраста, решения конфликтных ситуаций со своими детьми, приглашая специалистов-психологов, социальных педагогов.

4. Создание коллектива.  Важнейшей частью работы классного руководителя является создание в своем классе коллектива. Многие беды минули бы нас, если бы наши дети были объединены какой-то хорошей идеей и целью. Для подростка общение со сверстниками – самая важная часть его жизни. Потребность принадлежать к какой-то группе и в то же время сохранить индивидуальность – основное противоречие этого периода жизни. Если в своем классе удастся создать коллектив увлеченных общей целью (например, постановкой спектакля, тематическими вечерами, КВН, дискотекой), то ребята потянутся с улицы туда, где и для них найдется что-то интересное, заполнится вакуум безделья.

Классные часы можно использовать не для разборок плохого поведения или оценок, а для диспутов и дискуссий на различные интересные для ребят темы. На них же можно обсудить и такие вопросы: «Что такое здоровый образ жизни?», «Как разрешать конфликты» и т.д.

5. Союзники.  Неоценима роль классного руководителя при работе с «группой риска» совместно со школьным психологом и социальным педагогом по специально разработанным программам социально-психологических тренингов. Основными задачами таких групповых занятий являются создание благоприятных условий для формирования и развития позитивной  «Я-концепции», социально приемлемых способов самоутверждения и разрешения конфликтных ситуаций, участия в социально-значимых проектах класса.

В заключение хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

В данной статье расмотренны основные типы дивиантного поведения у детей и подростков,  меры профилактики отклоняющегося поведения у учащихся образовательных учреждеий, а также предложенны практич...

Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...

Роль семьи в профилактике девиантного поведения

Материал может быть использован при подготовке к родительскому собранию...