Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов
методическая разработка по психологии

Современные родители хотят общаться с ребёнком как с личностью и выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека и за взаимоотношения с ним. Как же правильно общаться с детьми, чтобы они слушали, слышали и делали?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_effektivnomu_vzaimodeystviyu.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию

с детьми разных возрастов

В каждом возрастном периоде у ребёнка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие «неудобные» вопросы. Как отвечать на них, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что происходит с ребёнком? Вы часто ищете решение и не находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага.

Дети 3-6 лет, по мнению учёных, переживают первый возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции «я сам». При этом они:

  • находятся в постоянном движении;
  • отличаются романтической привязанностью к родителям;
  • не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
  • стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
  • пытаются обращать на себя внимание, высказывать своё мнение, как говорится, «везде вставляют свои пять копеек»;
  • испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
  • интересуются: «Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?»;
  • из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

Как следует общаться с ребёнком:

  • жалейте и любите малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте его;
  • помогайте ребёнку всё делать самому;
  • проявляйте отзывчивость к его идеям;
  • откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с Вами поговорить;
  • предоставляйте ему свободу, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьёзным проступком ребёнка;
  • наблюдайте за играми ребёнка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребёнка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
  • на все вопросы, даже «неудобные», отвечайте честно и откровенно.

Никогда

  • излишне не опекайте ребёнка;
  • не заостряйте внимания на детских ссорах;
  • не используйте угрозы для достижения результата;
  • наказывайте не за качества личности, а только за действия;
  • всегда старайтесь найти альтернативу наказанию.

У ребёнка 7-10 лет есть ответственное и трудное занятие — учёба, а самым большим авторитетом является учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны:

  • копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
  • буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образцу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
  • стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
  • формирование первоначальных представлений о собственных правах;
  • повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.

Как следует обращаться с ребёнком:

  • помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
  • дайте ему возможность реализовать своё право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
  • узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребёнка, познакомьтесь с их родителями;
  • аргументируйте свои требования к ребёнку, предъявляя их в форме «что вы ожидаете от ребёнка, а не то, чего вы не хотите»;
  • обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере.

Никогда

  • не ревнуйте ребёнка к авторитету учителя;
  • не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту;
  • не давайте негативных оценок личности или характеру ребёнка;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми, отдавая предпочтение последним;
  • не отдавайте ребёнку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом второго кризиса. Основная причина — физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • появление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнёра, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребёнка, причём выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребёнка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания. Не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать того, что Вам не нравится;
  • не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте к друзьям, привечайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если его выбор Вам не по душе.

Если в семье

ребёнок растёт в терпимости — он учится понимать других;

его хвалят — он учится быть благородным;

ребёнок растёт в безопасности — он учится верить в людей;

его поддерживают- он учится ценить себя;

ребёнок живёт в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

Нужно помнить, что ребенок не обязан:

  • быть безупречным на 100%;
  • любить людей, приносящих ему вред;
  • извиняться за то, что был самим собой;
  • выбиваться из сил ради других;
  • чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • выполнять неразумные требования;
  • нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей или родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)

Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на формирование мягкого округлого звука и плавного звуковедения.3. Упражнения на развитие четкой, ясной дикции и артикуляции....

Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска

Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...

Особенности формирования навыков общения с детьми разного возраста (2021г.)

  Общение можно назвать связью между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретиче...

Статья «Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми разного возраста»

В данной статье говорится о работе поп рофилактике детского дорожно-трнапсортного травматизма с детьми разного возраста. Для каждого возраста есть свои особенности и свои формы и методы работы. О обо ...