РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)
рабочая программа по психологии

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и оказания детям с нарушениями развития своевременной психологической помощи с использованием эффективных  инновационных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx102.26 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ровеньская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

Белгородской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Возраст обучающегося 8-10лет

Срок реализации 1 год

п. Ровеньки

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся  с ОВЗ ОГБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» на 2020-2021 учебный год составлена на основе программы “Программа развития сенсомоторики и пространственных представлений у слабослышащих учащихся” была составлена в МСКОУ школе-интернате II вида № 12 г. Челябинска педагогами-психологами Азовой Л.Л., Звездиной Т.А.

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и оказания детям с нарушениями развития своевременной психологической помощи с использованием эффективных  инновационных педагогических технологий.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Основной образовательной программой НОО, утвержденная приказом № 199 от 20 мая 2011г.;
  • Проект «Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для слабослышащего учащегося посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков слабослышащего учащегося.

Задачи программы:

  • формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе, которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
  • коррекция высших психических функций;
  • формирование образа «Я», навыков самопознания;
  • развитие эмоционально – волевой сферы; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки.
  • освоение навыков работы в коллективе;
  • развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

Актуальность

Особенности развития сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением слуха

При обучении детей в школе необходимо учитывать степень овладения ими определённых знаний, умений и навыков, а также функциональное состояние сенсорных систем и общее психическое развитие ребёнка.

У ребёнка, имеющего нарушение слуха, процесс развития ощущений и восприятий протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающегося ребёнка. Вместе с тем, у детей с полной или частичной потерей слуха имеются определённые особенности в развитии сенсорно – перцептивной сферы.

Главным отличием сенсорной организации неслышащего ребёнка от таковой слышащего является выключение из анализаторных систем слухового анализатора – одного из важнейших источников получения информации.

Нарушение слуха препятствует восприятию речи окружающих и развитию речи самого неслышащего ребёнка, что отрицательно сказывается на его общем психическом развитии, в том числе на развитии сенсорно – перцептивной сферы и пространственных представлений.

Нарушение слухового анализатора отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов.

У слабослышащих детей

  • снижена полнота зрительного восприятия;
  • затруднено развитие кинестетической чувствительности, так как нет слухового контроля;
  • происходит отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата;
  • более медленный темп деятельности, так как снижена скорость двигательных реакций;
  • возникают трудности статического и динамического равновесия;
  • позже формируется произвольная регуляция движений;
  • замедлены процессы анализирования и синтезирования предметов.

У детей со слуховой депривацией (младший школьный возраст) отмечаются определённые особенности осязательного распознавания как объёмных, так и особенно плоских предметов: ориентация не на форму предмета, а на его материал, недостаточное внимание к контуру предмета, отнесение предмета к другому кругу объектов. Обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными. Таким образом, для детей с нарушением слуха характерна недостаточная перцептивная зрелость.

Перцептивная зрелость, по мнению ряда авторов, отражает, с одной стороны, функциональное созревание структур головного мозга к концу дошкольного периода, с другой стороны, является одним из условий успешного обучения в школе.

К подростковому возрасту происходит значительное развитие сенсорно – перцептивной сферы неслышащих детей за счёт целенаправленной и последовательной коррекционной работы с данной категорией детей.

Особенности контингента слабослышащих детей, поступающих в школу

Слабослышащие дети неоднородны по своему составу. Это объясняется:

  • различной степенью и характером нарушения слуховой функции;
  • сроками обучения в специальном детском саду.

Большинство учащихся, поступающих в первый класс имеют органическое поражение ЦНС, различные хронические заболевания. Дети, как правило, соматически ослаблены. Актуальна проблема непонимания слышащими родителями определённых действий, запросов и особенностей ребёнка со сниженным слухом.

Таким образом, по опыту работы школы среди поступающих в школу детей за последние два года от 30 до 50% учащихся испытывают трудности в усвоении учебного материала и адаптации к школе по причине сенсорной и социальной депривации и несформированности пространственных навыков.

2.Теоретическое обоснование

В научной литературе вопрос изучения психофизиологического развития детей со слуховой депривацией рассмотрен рядом авторов.

Как показало исследование К.И.Вересотской, у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов.

По данным А.А.Венгер, Г.Л.Выгодской и Э.И. Леонгард, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее даётся единый аналитико - синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.

По исследованиям А.П. Гозовой, у глухих детей умения узнавать контурные плоские изображения хорошо знакомых предметов формируется постепенно и позже, чем у слышащих сверстников, так как требует определённого уровня развития анализа и абстракции. А.П. Гозова также исследовала особенности узнавания объёмных предметов и их контурных изображений посредством осязания. Легче распознаются и глухими и слышащими детьми объёмные предметы.

Но в распознавании плоских изображений наибольшие трудности наблюдались у глухих первоклассников.

Как показало исследование Н.В. Яшковой, при восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно – временных отношений между изображёнными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим.

По данным Ж.И.Шиф, на первом году обучения в школе скорость двигательной реакции заметно снижена по сравнению со слышащими сверстниками и характерно более медленное овладение двигательными навыками.

Исследование А.И. Дьячкова продемонстрировало большую роль речи в развитии восприятия форм предметов.

По данным А.В.Запорожец, у детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи формируется позже произвольная регуляция движений.

Е.М, Кудрявцевой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьёвым было обнаружено, что в восприятии детей с нарушениями слуха, особенно младшего школьного возраста, меньше выражены своеобразие каждого объекта, его индивидуальные и особые черты и что зрительные образы одних объектов часто уподобляются образам других объектов, более привычных и знакомых детям. Неумение выделять главные опознавательные признаки предмета становится одной из причин замедленного формирования зрительного восприятия.

Вопросы овладения сенсорными эталонами и перцептивными действиями детьми с нарушениями слуха изучены недостаточно. В работах А.А. Катаевой (Венгер) и Г.Л.Выгодской показано существенное отставание развития предметной и орудийной деятельности детей, которая служит основой развития ранних форм мышления.

Таким образом, согласно исследованиям учёных становление сенсорно – перцептивной сферы у детей с пониженным слухом происходит значительно позднее по сравнению со слышащими сверстниками, что может отразиться на успешности их обучения в школе. Поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа в данном направлении.

Анализ имеющихся программ

Специальных коррекционных программ для детей с нарушением слуха крайне недостаточно. Поэтому при разработке данной программы была использована как специальная литература, так и литература, предназначенная для работы со слышащими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью программы является коррекция познавательной сферы ребёнка с нарушением слуха и речи и развития его личности. Эта работа включает в себя коррекцию сенсорного и интеллектуального развития, мнестической, эмоционально – волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Занятия с детьми предполагают комплексное использование сохранных анализаторов и остаточных возможностей нарушенного анализатора, что способствует более успешному развитию познавательной деятельности учащихся и личности ребёнка в целом.

Также в коррекционной работе с детьми была использована программа А.Н. Лебедевой “Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста”.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей и состоит из следующих разделов:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Сенсорное развитие.

Занятия включают упражнения на развитие общей и мелкой моторики, которые направлены на

- совершенствование отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия и т. д.);
- развитие свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, времени и т.д.);

- повышение функционального уровня систем организма (тренировка дыхательной, сердечно – сосудистой систем, активизация обменных процессов, формирование осанки).

Каждое занятие практикума представляет собой комплекс, включающий

  • задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, тонкой моторики, пространственной ориентации;
  • упражнения для профилактики нарушения зрения (близорукости и дальнозоркости);
  • элементы дыхательной и координационной гимнастики.

В целом данные программы помогают в решении поставленной проблемы.

  1. Цели и задачи программы

Формулировка проблемы

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. В начале школьного обучения у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной чёткостью и гибкостью. У многих отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации (неловкость, несогласованность движений рук). Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

Исходя из сказанного выше, можно сформулировать следующие проблемы:

1.Психофизиологическая неготовность слабослышащих детей к обучению в школе.

2.Адаптация соматически ослабленных слабослышащих детей к условиям школьной жизни.

 Цель коррекционной программы

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у слабослышащих учащихся третих классов второго отделения.

Задачи программы

1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.

2.Осуществлять сенсорное развитие ребёнка через

  • совершенствование перцептивных действий, сенсорных представлений;
  • формирование аналитического восприятия.

3.Развивать моторику посредством выполнения специальных упражнений на совершенствование двигательных качеств ребёнка и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

4.Сопровождать процесс развития у ребёнка пространственных представлений посредством формирования

- пространственной дифференциации самого себя;

  • представления о схеме тела;
  • умения ориентироваться в пространстве и времени;
  • умения сравнивать предметы, по- разному расположенные в пространстве;
  • умения работать с разрезными картинками, кубиками, пазлами и т. п.;
  • умения работать с графическими схемами (двигательный, графический диктант).

5. Оказывать ребёнку помощь в овладении умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить речевое высказывание.

6. Способствовать повышению или стабилизации функционального уровня систем организма посредством выполнения

  • дыхательно-координационных упражнений;
  • стимулирующих упражнений, повышающих энергетический потенциал ребёнка (хлопки, массаж, самомассаж и т. п.);
  • упражнений с локальными мышечными движениями;
  • упражнений на повышение устойчивости и равновесия;
  • глазодвигательных упражнений.

В процессе реализации стратегической цели программы и сопутствующих ей задач психолог взаимодействует с учителями 1 классов, учителями ритмики, физкультуры и ЛФК, учителями-дефектологами, воспитателями, родителями в едином коррекционном пространстве.

 4.  Методологический аспект

  • ьтооб

2.Сроки и время реализации программы

Продолжительность программы – 8 месяцев (октябрь – май).

Количество занятий – 60

Коррекционные занятия проходят 2 раза в неделю по 20 минут.

3.Требования к участникам и ведущему программы.

Программа предназначена для слабослышащих учащихся 3х классов, имеющих недостаточное сенсомоторное развитие и несформированные пространственные представления (установленные специалистами ПМПК).

Количество участников на занятии – 1 – 2 человека.

Учебно - тематическое планирование коррекционных занятий.

Тема

Кол-во часов

1

Как видит себя ребенок в окружающем мире.

3

2

«Портрет самого лучшего друга»

3

3

«Герб и щит».

3

4

Графический диктант.

Хочу сказать приятное другому человеку

4

5

Наложенные рисунки.

Мои качества

4

6

«Мои лица»

4

7

Разложи по порядку

4

8

Приметы времен года

4

9

Составляем слова

4

10

Развитие предметно- практической деятельности.

4

11

Срисовывание графических образцов

4

12

«Найди пару»

4

13

«Цветик – семицветик»

4

14

Пиктограммы

3

15

«Одинаковое, разное»

4

16

«Только одно свойство»

4

Итого

 60 часа

Календарно- тематическое планирование  

Тема

Коррекционные  задачи

Кол-во часов

Дата

Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

3

01.10

02.10

08.10

«Портрет самого лучшего друга»

Развитие анализа и самоанализа                                        

3

09.10

15.10

16.10

«Герб и щит»

Определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость

3

22.10

23.10

05.11

  1. 3

Графический диктант.

Хочу сказать приятное другому человеку

Развитие пространственное восприятие, словесно-логическое мышление, речь через умение вести диалог, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза, общую и мелкую моторику; расширять словарный запас.

4

06.11

12.11

13.11

19.11

  1. 4

Наложенные рисунки.

Мои качества

Продолжить развивать пространственное восприятие, словесно-логическое мышление, речь через умение вести диалог, фонематические процессы, процессы анализа и синтеза, общую и мелкую моторику; расширять словарный запас.

4

20.11

26.11

27.11

03.12

  1. 5

«Мои лица»

Игра «На что похожа моя радость?»

Развитие воображения, восприятия, логического мышления

4

04.12

10.12

11.12

17.12

Приметы времен года.

Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

Продолжаем развивать воображение, память, связанную речь, мышление.

4

18.12

24.12

25.12

14.01

  1. 6

Разложи по порядку

Развитие восприятия,логическое мышление, воображение, креативность, речь

4

15.01

21.01

22.01

28.01

  1. 8

«Составляем слова».

Упражнение «Называем слова».

Развитие речи, словесно-логического мышления

4

29.01

04.02

05.02

11.02

  1. 9

Запоминаем, рисуя

Развитие речи, словесно-логического мышления,тренировка слуховой механической и зрительной памяти

4

12.02

18.02

19.02

25.02

  1. 1

Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук.

Развитие предметно- практической деятельности.

4

26.02

04.03

05.03

11.03

  1. 1

Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?»  и т.п.

Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения.

4

12.03

18.03

19.03

01.04

  1. 1

Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».

Развитие памяти с использованием различных анализаторов.

4

02.04

08.04

09.04

15.04

  1. 1

Сюжетное занятие. Пикторгаммы. Научить учащегося самостоятельно составлять описательный рассказ животного.

 Развитие произвольной опосредованной памяти.

3

16.04

22.04

23.04

Одинаковое, разное.
Не путай цвета.
Что это?

Объедени по смыслу

Развитие мышления

(умение сравнивать).

Развитие произвольности

движений

(помехоустойчивость).

4

29.04

30.04

06.05

07.05

Разгадай ребусы.
Только одно свойство.
Развертка куба(найти задания в интер)

Развитие мышления
(анализ через синтез).
Развитие мышления
(абстрагирование).
Развитие
пространственных
представлений.

4

13.05

14.05

20.05

21.05

Итого

60

часов

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., 2002.
  2. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1982 –1984.
  3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М., 1998.
  4. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших    школьников с нарушением слуха. Учебно – методическое пособие /Под ред. И.А.Михаленковой . – СПб., 2003.
  5. Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)

 М.: «Ось-89», 2006.

Занятие 1. Как  видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, листы.

Порядок проведения. Ребенку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который ему больше всего нравится.

Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. Психолог договариваются, что при общении с ним он будут вести себя как его герой.

Занятие 2.«Портрет лучшего друга».

Цель: развитие анализа и самоанализа.                

Стимульный материал:   цветные карандаши, фломастеры, листы.                    

Порядок проведения. Учащемуся дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:                                          

- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотел ли ты, чтобы тебя считали хорошим другом?  Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

- Не завидуй.

- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

Занятие 3.«Герб и щит».

Цель: определить  свои внутренние ресурсы, осознать собственную значимость.

Стимульный материал: лист с нарисованным шаблоном герба, карандаш.

Порядок проведения: Ребенку дается лист с нарисованным шаблоном герба.

      В верхней части листа ребенок проговаривает, психолог записывает и продолжает три предложения:

1. Я горжусь собой, потому что ...

2. Я горжусь собой, потому что …

3. Я горжусь собой, потому что …

Ребенок записывает три разных повода гордиться собой.

Затем, работа с шаблоном. Он видит, что поле разделено на пять полей.                                                                                                  

На первом поле герба рисует то, что умеет делать лучше всего.

На втором поле рисует место, где чувствует себя хорошо, уютно и  безопасно.

На третьем – самое большое свое достижение.

На четвертом – трех людей, кому может доверять.

На пятом поле пишет три слова, которые хочет слышать о себе.

  Далее идет обсуждение рисунка.

1. Я горжусь собой, потому что я люблю животных
2. Я горжусь собой, потому что я хожу в школу
3. Я горжусь собой, потому что я люблю учиться

Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для придания смелости, выкрикивали свой девиз. Твой личный девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые тебе хотелось бы слышать о себе. Когда тебе бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминай и говори себе эти слова.

  Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают тебе – ты не одинок. Есть кому тебя выслушать и помочь.

  Напоминание о твоем самом большом достижении, которого ты добился сам, помогает, когда охватывает неуверенность.

  Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть.

  Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.

  Этот рисунок можно рассматривать и как щит с гербом, а щит – это оружие защиты и даже победы. С его помощью можно преодолеть какую-нибудь жизненную ситуацию.

     Эта методика информативна: выделяет ли ребенок дом как место, где ему спокойно, безопасно, хорошо; являются ли его родители тем, кому он может доверять.

Занятие 6.        Упражнение «Мои лица»

Участнику сообщается: «Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено. А теперь поговорим о том, что у нас получилось». После этого проводится анализ-обсуждение по следующим вопросам:

•        Когда у тебя бывает такое лицо?

•        Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно?

•        Как бы ты выразил свои переживания?

•        Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе?

Игра «На что похожа моя радость?» Детям предлагают подобрать к радостному настроению ассоциации: цвет, вкус, явление природы, ситуация, тактильные ощущения. (на каждого ребёнка приготовить карточки с ассоциациями)

Занятие 7.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».

Детям раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».

У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.

3. Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать.

Занятие 8.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приметы времен года.

Учащийся рассказывают о приметах всех времен года. Зарисовывают в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.

2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

У  ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.

Занятие 9.

Упражнение «Составляем слова».

Цель: развитие речи, словесно-логического мышления обучающихся.

Учащимся предлагается составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р

Упражнение «Называем слова».

Цель: развитие речи, словесно-логического мышления обучающихся.

Учащимся предлагается называть слова, противоположные по значению (антонимы).

Тонкий –

Низкий –

Острый –

Здоровый –

Чистый –

Победа –

Громкий –

Узкий –

Большой –

Белый –

Веселье –

Счастье –

Занятие 10.

Упражнение «Запоминаем, рисуя».

Слова для запоминания и рисования: самолёт, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, кольцо, мельница, попугай, листок, свисток, ландыш, клоун, дирижёр.

Занятие 13.

ИГРЫ по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик»
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:

Семь лепестков
Разного цвета.
В сказке цветет
Растение это. (Цветик-семицветик)

ЖЁЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК

В этой игре надо собрать как можно быстрее шишки, кубики, мячики и ли любые другие предметы.
Рассыпьте их по игровому полю. В центре комнаты или полянки (если вы на природе) поставьте корзину. Отрываете лепесток и проговариваете с ребёнком волшебные слова: «Лети, лети лепесток… вели, чтобы на полянке не осталось ни одной шишки». Игра на ловкость и скорость.

ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕПЕСТОК

Для этой игры вам понадобится листочек с заданием «Найди животное по силуэту». Отрываете лепесток и говорите с детьми волшебные слова: «Лети, лети … вели, чтобы нашлись на картинке все звери».

ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕПЕСТОК
Отрываете лепесток и проговариваете: «Вели, чтобы были отгаданы все мои загадки».

Загадки из сказок.

1. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок)

2. Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)

3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

4. Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)

5. Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)

6. Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг. (Чиполлино)

7. Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (Папа Карло)

8. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)

9. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

10. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

СИНИЙ ЛЕПЕСТОК
Для этой игры вам понадобится коробка или «Чудесный мешочек». Вы можете положить в них разные игрушки или предметы (мелкие).
Отрываете лепесток и говорите: « …вели, чтобы все секреты мешочка были разгаданы». Дети по очереди опускают руку в мешочек и отгадывают, что в нём лежит.

ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК
Отправив в полёт очередной лепесток, загадайте загадки.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор ... (Айболит)
.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется ... (Чиполлино).

Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала –
Спасется наша ...(Белоснежка).

И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)

Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван-дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна-лягушка)

Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее ... (Дюймовочка).

КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК
А в этой игре надо помочь Жене склеить вазу, предварительно сказав волшебные слова (разрежьте эти вазы заранее).
ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК
Этот лепесток Женя потратила на доброе дело. Предложите своим деткам придумать и сделать какое-нибудь доброе дело. Например, нарисовать красивый рисунок и подарить; помочь маме, бабушке и т.д. Поделитесь с нами: какое доброе дело придумал и осуществил ваш ребёнок.

Занятие 15.

Задание 1. «Одинаковое, разное»

Материал к заданию: лист бумаги с рисунками человечков (см. материал к заданию 2, урок 60).

Требуется найти у изображений одинаковые и разные признаки. Учащимся задаются вопросы типа: «У каких двух человечков расположения рук одинаковые? (1 и 3, 4 и 5). Что разное у человечков 4 и 6, 1 и 7? У каких двух человечков два признака разные, а один одинаковый? (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 3 и 6).

Задание 2. «Не путай цвета»

Материал к заданию: 6-8 бумажных квадратов (10x10 см) разного цвета или такое же количество разноцветных предметов.

Учащиеся располагаются вокруг стола. Учитель называет цвет какого-либо квадрата и быстро опускает руку на него. Одновременно с ним должны опустить руки на квадрат названного цвета и все ученики. Преднамеренно и неожиданно учитель опускает руку не на тот квадрат, цвет которого он назвал, но учащиеся не должны поддаваться ему. Те, кто ошибается, выбывают из игры.

Задание 3. «Что это?»

Материал к заданию: рисунки фигурок, похожих одновременно на несколько предметов (см. материалы к урокам, рис. 102).

Нужно сказать, на что это может быть похоже. Дать не менее 4-5 вариантов ответов для каждой картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 5-9 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...