Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
творческая работа учащихся по психологии

Бирбаева Янжима Жалсановна

Статья "Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте" подготовлена студенткой Тюриной Е. для участия в XIII Всероссийской научно-практической конференции "Дом, в котором мы живем - 2021".

Выходные данные:

Тюрина Е. Особенности детско-родительских отношений // Дом, в котором мы живем - 2021: [Электронный ресурс] материалы научно-практической конференции (г. Иркутск, 23 марта 2021) / под ред. Т.Ю. Быковой, Б.-Ц.В. Кирилловой. - с. 238-241

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyurina_e.a._osobennosti_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Выполнила: Тюрина Е.А.

Руководитель: Бирбаева Я.Ж.

Байкальский колледж туризма и сервиса,

г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская 2,  info@bktis.ru

Нередко в сфере детско-родительских взаимоотношений возникают проблемы, связанные с подростковым возрастом ребенка. Подростки  переживают бунт, проявляющийся в стремлении к уничтожению авторитета родителей и взрослых, игнорировании их требований и правил. Запускаются интенсивные процессы сепарации и индивидуации (отделения ребенка от родителей, формирование своих взглядов и системы ценностей, своего независимого Я) [3, с.57].

Подростковый возраст является критическим в развитии психических процессов и становлении самосознания личности. У подростков наступает время стремительного развития личности, меняются приоритеты, взгляды, убеждения, формируется индивидуальное мировоззрение [5].

Агрессивность современной социальной действительности формирует вокруг подростка полюс вызовов и угроз психоэмоциональному здоровью ребенка, преодоление которых является естественным процессом [1, с. 23]. В условиях постоянного давления единственным институтом социализации, осуществляющим фундаментальную поддержку взрослеющего человека, выступает семья.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и привязанности оказывают свое влияние на протяжении всей жизни человека. Качество внутрисемейных отношений моделирует поведение подростка в обществе, формирует его самоотношение.

В психологии модель внутрисемейного взаимодействия рассматривается в системе детско-родительских отношений, как формат родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие его и способов поведения с ним. Разные комбинации детско-родительских контактов устанавливают различные типы или стили данных взаимоотношений.

Наиболее общая классификация стилей детско-родительских отношений с учетом комбинаций родительских позиций включает в себя три основополагающих стиля: авторитарный, авторитетный (демократический) и попустительский. В рамках данной концепции на сегодняшний день выделяют, помимо прочих, гиперопекающий, гипоопекающий, хаотический, анархический, гиперсоциализация, эмоциональное отторжение и другие стили [2, с.72].

Актуальным является вопрос: существует ли  универсальный стиль воспитания, гармонично сочетающий условия формирования автономии и самостоятельности ребенка, с одной стороны, и готовность к сотрудничеству, содействию и сопереживанию, с другой.

Особенности взаимоотношений между родителями и детьми определяются такими параметрами, как:

- принятие родителем ребенка, основанное на признании самоценности ребенка и переживании родителем безусловной любви к нему;

- надежная привязанность ребенка к родителю и уважение родителя;

- эмпатия - понимание чувств и переживаний партнера;

- эмоциональная дистанция, адекватная возрастным и индивидуально-личностным особенностям ребенка;

- эмоциональная включенность, релевантная мотивации родительства и отвечающую потребностям ребенка [4, с. 21].

В целях изучения особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте был проведен опрос среди студентов 1-3 курсов ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса». В опросе приняли участие 102 студента в возрасте 15-17 лет. Из них 82 % - девушки, 17 % - юноши.

Почти каждый второй опрошенный (48 %) считают, что в их семье соблюдается единство требований к детям со стороны всех ее членов. Почти каждый третий респондент (33,3 %) отметил, что требования соблюдаются иногда. 19 % студентов отметили, что единство требований к детям со стороны членов семьи не соблюдается либо чаще не соблюдается, чем соблюдается.

Большинство студентов (74 %) отмечают, что их родители умеют соблюдать меру любви и строгости в отношении к ним. При этом высока доля студентов, которые отмечают, что родители не умеют соблюдать меру любви и строгости (26 %).

На вопрос «К каким методам воспитания ваши родители чаще всего прибегают?» ответы распределились следующим образом:

- учат, как поступать в том или ином случае (54%);

- пытаются убедить в чем- то (15%);

- воздействуют личным примером (14 %);

- дают поручение и требуют его исполнить -10%;

- поощряют (6 %).

Следует отметить, что такое распределение ответов свидетельствует разных стилях воспитания в семьях студентов.

43 % студентов отметили, что в их семьях отец является примером для детей и объектом их любви и заботы. Еще 18 % отметили, что отец является главой семьи и пользуется непререкаемым авторитетом. Отметим, что высока доля студентов, в семьях которых отец не принимает участия в воспитании детей (33 %).

42 % студентов отмечают, что родители применяют авторитарный стиль воспитания, 33 % - демократический, 25 % - попустительский.

Подавляющее большинство студентов (84 %) считают отношения с родителями спокойными (без конфликтов). 16 % опрошенных отметили, что чувствуют себя одинокими в семье.

Следует отметить, что отмечается некоторое противоречие в полученных ответах, т.к. большинство опрошенных (65 %) не хотят, чтобы их будущие семьи были похожи на родительскую семью. Такая ситуация свидетельствует о том, не всегда отношения в семьях бывают без конфликтов. Кроме того, подавляющее большинство студентов (75 %) отмечают, что у них есть секреты от родителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты опроса свидетельствуют о разных стилях воспитания. На наш взгляд, моделью оптимального стиля воспитания и детско-родительских отношений является поликомпонентная система эмоциональных отношений, коммуникации, контроля и требований, создающая зону ближайшего развития автономии ребенка при сохранении стабильной эмоциональной близости и взаимозависимости.

Эффективное общение родителей с детьми предполагает сотрудничество, доверие и взаимопонимание, конструктивное разрешение конфликтов, поощрение и поддержку инициативы и автономии подростка (предоставление ответственности, признание его взрослости).

Литература:

  1. Еремеева А.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Евразийский союз ученых (ЕСУ). – 2020. - № 5 (74). – с. 22-27
  2. Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологичексий журнал. – 2019. - № 3 (35). – с. 71-79
  3. Майорова-Щеглова С.Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Серия: Социальные науки. – 2018. - № 4 (52). – с. 55-61
  4. Сукиасян С.А. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте // Universum: психология и образование. – 202. - № 6 (72). – с. 20-22
  5. Чернов Д.Н. — Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста // Психология и Психотехника. - 2019. - № 3. – Режим доступа URL: https://nbpublish.com'Ubrary_read_article.php?id=27003 (дата обращения 10.03.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительские отношения в подростковом возрасте

Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу....

Научно-исследовательская работа "Влияние самооценки на развитие межличностных отношений в подростковом возрасте"

Влияние самооценки на развитие межличностные отношения в подростковом возрасте. В работе представлены результаты школьного исследования о том, как представления о своей внешности, качествах влияют на ...

Диагностика особенностей детско-родительских отношений.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ДРО)Дата заполнения: ________________ Ф.И. ребенка __________________________________Родители:Мать (краткая характиристика):____________________...

Особенности построения детско-родительских отношений в подростковом возрасте и благополучие ребенка в семье

Одна из важных сфер отношений подростков - отношения с взрослыми, прежде всего, с  родителями.Семья является ближайшим социальным окружением ребенка и играет в воспитании детей основную, долговре...

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...