Программа групповых психологических занятий с подростками «Формула профессии»
календарно-тематическое планирование по психологии (11 класс)

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенности. В ходе проведения профориентационной работы с подростками важно предоставлять им необходимую информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, активизировать самостоятельную работу по поиску информации об учебных заведениях. В этом подростку сможет помочь программа психологических занятий  «Формула профессии».Цель: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному  самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_proforientatsii.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа групповых психологических занятий с подростками

«Формула прфессии»

Составитель

Наумова Валентина Петровна, педагог-психолог

2021год

Пояснительная записка

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Проведенные социологические исследования в школах города выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательстве. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.

Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:

а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие

развитых интересов, склонностей и способностей,

б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;

в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора

в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.

 Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессиональнопроизводственным условиям.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. В подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, обучающиеся должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто обучающиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Поэтому так важно у обучающихся подросткового возраста формировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенности. В ходе проведения профориентационной работы с подростками важно предоставлять им необходимую информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, активизировать самостоятельную работу по поиску информации об учебных заведениях. В этом подростку сможет помочь программа психологических занятий  «Формула профессии».

Цель: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному  самоопределению.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  2. Активизация самопознания, развитие умения соотносить индивидуальные особенности с требованиями будущей профессии;
  3. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее;
  4. Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии, повышение уровня        мотивации        к        профессиональному самоопределению;
  5. Формирование навыков принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей;
  6. Формирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры.
  7. Формирование умений и навыков, необходимых для успешной самопрезентации.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами тренинга. Основное содержание групповой работы составляют дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, психотехнические приемы, диагностические методики, профориентационные игры, продуктивно-творческая деятельность.

Программа факультативного курса  включает себя шесть разделов:

Раздел 1. Вводный. Мир профессий.

Раздел 2. Индивидуальные особенности и ПВК.

Раздел 3. Классификация профессий

Раздел 4. Система профессионального образования.

Раздел 5. Поиск работы и трудоустройство.

Раздел 6. Заключительный.

Планируемый результат.

По окончании цикла занятий подростки должны:

1.        Иметь представление о классификации профессий (типы профессий; группы профессий, относящиеся к тому или иному типу), требованиях для каждого типа профессий. Определить наиболее привлекательный для себя тип профессий и группу профессий.

2.        Знать о необходимости соотнесения своих индивидуальных особенностей с требованиями будущей профессии, знать свои индивидуальные особенности.

3.        Знать о том, какие специалисты нужны на рынке труда.

4.        Приобрести навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей, принятия решений и эффективного взаимодействия в группе.

5. Приобрести представления о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства.

6. Приобрести навыки успешной самопрезентации, составления резюме.

Тематическое планирование

Вводный. Мир профессий.

1

Знакомство с профессиями

1

2

Классификация профессий

1

3

Профессия. Специальность. Должность

1

4

Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

1

5

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

Индивидуальные особенности и ПВК

6

Темперамент и профессия

1

7

Характер и сила воли

1

8

Мои интересы

1

9

Способности и выбор профессии

1

10

Профессионально-важные качества

1

Классификация профессий

11

Профессии «человек-человек».

1

12

Профессии «человек – знаковая система».

1

13

Профессии «человек – техника».

1

14

Профессии «человек – художественный образ».

1

15

Профессии «человек – природа».

1

Система профессионального образования

16

Виды образования

1

17

Ярмарка учебных заведений

1

Поиск работы и трудоустройство

18

Личный профессиональный план»

1

19

Карьера»

1

20

Поиск работы

1

Заключительный

21

КВН «В мире профессий»

1

Список использованной литературы

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»  под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера» Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.
  3. Зарипова А. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.
  5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
  6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004.
  7. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007.
  8. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – СПб.: Северо-Запад, 2006.
  9. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. - М.: Вита-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настроение - на "отлично"! Групповое психологическое занятие.

Обучение методам конструктивного общения и осуществлению самоконтроля. Формирование эмоционально-волевого развития....

Программа групповых развивающих занятий "Я тебя понимаю..."

Программа групповых развивающих занятий «Я тебя понимаю…» направлена на развитие коммуникативных навыков у подростков, что способствует эффективному межличностному взаимодействию с другими л...

Программа групповых развивающих занятий для подростков

ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для подростков с элементами арт-терапии Основная цель занятий направлена на повышение интеллектуального уровня учащихся, осознание себя как целостной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов  разработана в соответствии с  положением о структуре, порядке р...

Программа групповых практических занятий для детей с суицидальным поведением “Мы выбираем жизнь!”.

 В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как подростковый суицид. Когда такое происходит, у окружающих остается неизбывное чувство вины и множество вопросов: &laq...

Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».

Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...

Программа групповых коррекционных занятий «Я смогу»

Целью рабочей программы «Я смогу» является создание условий для снижения школьной тревожности у обучающихся до уровня «мобили­зующей» тревоги, соответствующего возрастной н...