Конспект занятия "Эффективное общение"
план-конспект по психологии

Бирбаева Янжима Жалсановна

Конспект группового занятия "Эффективное общение" для обучающихся 1-2 курсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_effektivnoe_obshchenie.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Эффективное общение»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

  • устанавливать контакт с другими людьми;
  • умению эффективно предавать информацию;
  • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
  • потренируемся давать и получать обратную связь.

1 упражнение «Знакомство»

«Давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге и одно прилагательное на ту же букву, что и имя».

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА (Слайд 2)

Цитаты о важности общения в жизни человека (Слайд 3, 4)

2  упражнение «Иностранец». (Слайд 5) 

Упражнение  на развитие креативности.

Инструкция: Упражнение выполняется в подгруппах, участники делятся на 2 команды.

Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Каждая подгруппа выбирает себе по 5 фраз и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

3 упражнение «Шеф уехал за границу» (Слайд 6)

Цели игры: 1) формирование коммуникативных умений (насколько понятно мы умеем донести информацию; как мы услышали данную нам информацию (смогли ее «взять»)). 2) обнаружение основных коммуникативных барьеров. 
Описание игры:

Задание: Начальник  организации уезжает в командировку за границу. Приехав на место, он дает задание по телефону своим сотрудникам. Задание касается организационных изменений и дано в закодированном виде.

Из группы выбирается «начальник». Группа рассаживается в «шеренгу», начальник садится спиной к группе: он дает задание по телефону из-за рубежа. Он должен донести сотрудникам новую «схему» организации. Связь плохая и односторонняя. К тому же очень дорогая. Переспрашивать нельзя.

Задание «начальнику». Дать задание сотрудникам: изобразить рисунок геометрических фигур в заданной последовательности. (Например, фигуры соединены по горизонтальной оси следующим образом: ромб соединяется с треугольником своим правым углом, треугольник с серединой левой стороны квадрата, квадрат своей правой стороной прилегает к горизонтально лежащему прямоугольнику и завершает всю композицию круг, примыкающий к правой стороне прямоугольника).

Педагог выдает рисунок «начальнику» (группа этот рисунок не видит). Никакого текста к рисунку не прилагается, только – фигуры в определенной последовательности (она может быть какой угодно). «Начальник» смотрит на рисунок и «читает» его группе, но сидя спиной к группе.

Задание «сотрудникам». Изобразить (нарисовать) на своих листах бумаги рисунок геометрических фигур по инструкции руководителя. Но: поскольку вы работаете в режиме односторонней связи, задавать уточняющих вопросов вашему руководителю вы не можете.

После игры – вопрос «начальнику» (Он прошел мимо сотрудников и посмотрел рисунок каждого, не комментируя; мог сделать записи в своем блокноте: кто справился, а кто нет): «Как вы считаете, насколько успешно ваши сотрудники справились с заданием?». «Начальник» может дать свой комментарий.

Вопрос к «сотрудникам»: насколько доступно (понятно) была дана информация? Сколько фигур вы услышали? Как вы их распределили? Какие впечатления вызвала у вас эта игра?

Обсуждение.

Далее – второй этап игры. Представим, что сотрудники передали информацию начальнику по электронной почте. Но, к сожалению, наш начальник не смог вовремя подъехать из командировки и поручил дать новое задание сотрудникам своему заместителю.

«Начальник» из группы участников выбирает своего заместителя. Дает ему листок с другой комбинацией тех же самых фигур.

«Заместитель» садится на место начальника, но только не спиной, а лицом к группе. Он «читает» тот рисунок, который видит перед собой. Сейчас группа работает в системе двусторонней связи. Каждый участник может задавать вопросы, но не более двух.

По окончании выполнения задания «заместитель» смотрит, что получилось у «сотрудников». Насколько группа справилась с заданием?

Вопросы после этого этапа игры: когда было легче выполнять задание – в первом или во втором случае? Насколько понятно было изложено задание? Что помешало «взять» информацию? Право задавать вопросы облегчило вам задачу?

Обсуждение должно подвести к выводам о том, как следует доносить информацию и как следует «брать» информацию, чтобы ее смысл был максимально понятым. Прежде всего, следует задавать уточняющие вопросы (очень часто люди предпочитают вообще не задавать вопросов, боясь показаться непонятливым или полагая, что все понятно и так).

Виды вопросов, которые необходимо уметь правильно и своевременно задавать. (Слайд 7)

Уточняющие вопросы– вопросы, помогающие прояснить (уточнить) смысл сказанного собеседником. («Правильно ли я понял, что…?», «Вы хотели сказать, что…»)

Открытые вопросы – вопросы, предполагающие развернутый ответ. Они начинаются с вопросительных слов: Что? Как? Почему? При каких условиях? Какой? и т.д. («Что следует предпринять, чтобы улучшить коммуникацию?», «Что вы имеете в виду, когда говорите о…?»)

Закрытые вопросы – вопросы, предполагающие однозначный ответ (сообщение даты, названия, количества чего-либо и т.д.). Они предполагают однозначный ответ «да» или «нет». («Вы уедете завтра? – Да.»; «Во сколько вылет? – В 16.00».)

Альтернативные вопросы – вопросы, сформулированные так, что содержат варианты ответов («Вы уедете в командировку в среду или в четверг?»).

Технику вопросов необходимо отрабатывать потому, что в реальной действительности люди еще не успевают прояснить проблему, но уже формулируют свою версию. А потом возникает «барьер непонимания»: один партнер вложил в свою информацию один смысл, а другой услышал «свой».

Далее следуют упражнения на технику вопросов. Прежде всего - открытых вопросов.

  1. упражнение «Задай вопрос правильно!» (слайд 8)

О погоде – уточняющие вопросы не менее 4

О любви к родине – открытые вопросы не менее 4

О здоровье  - закрытые вопросы не менее 4.

О работе  - альтернативные вопросы не менее 4

Участники условно делятся на 2 группы, дается несколько минут на подготовку. После чего команды задают вопросы друг другу, главная задача правильно сформулировать вопрос, а другим правильно на него ответить.

5 упражнение «Слова на букву от А до Я»

Вам предстоит соревнование. В течение 30 секунд найдите и запомните в данной комнате все предметы, которые начинаются на букву М. По окончанию времени, команды по очереди называют слова. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.

Это была разминка, а теперь нужно вспомнить все слова, которые мы можем и  должны использовать как в общении с коллегами, так и  со студентами.

Вот вам ситуация - студент, проспал на урок, но все же пришел за 15 минут до конца урока, но как выясняется, у него нет ни ручки, ни тетрадки, а еще и он не хочет выполнять задания.

Ваше задание – поговорить со студентом используя слова только на букву К и Л – 1 команде, и на буквы Д и С другой.

2 этап. Разыгрываем ситуации

Ситуация первая.

+++Вы очень заняты, а вам звонят. Возникает проблема: брать или не брать трубку? У вас срочная работа, а телефон постоянно отвлекает вас. Более того, телефон звонит почти непрерывно, а вам некогда взять даже трубку.

Ситуация вторая.

+++У вас в кабинете посетитель. Идёт деловой разговор, а вам в это время звонят. Как быть? Кому отдать предпочтение? – телефону или посетителю? Ясно, что если вы снимете трубку, то вы проявите неуважение к посетителю. Но с другой стороны, иногда имеет особое значение телефонный разговор, особенно если вы его ждёте, и для вас он имеет огромное значение. Итак, как поступить? Разыграйте два варианта.

Ситуация третья.

+++ Ваш собеседник по телефону весьма словоохотлив и затягивает разговор. Вы уже очень спешите. Как поступить в данной ситуации?

Слайд 8

Помните, что малопродуктивные и длинные разговоры – вина не только вашего собеседника, но и ваша. Вы где-то тоже были многословны. Каков выход из ситуации? Обсуждение: Какие фразы можно употреблять, общаясь по телефону, а какие являются нежелательными? Как вежливо завершить затянувшийся разговор. Как выяснить, с кем имеет дело отвечающий по телефону? Как вести себя, если вы не узнали того, кто вам звонит?

7 Упражнение « Чашка чая» (Слайд 10)

Я приглашаю тебя на чашку чая, потому что …….( ты очень интересный человек.), сделать комплимент.

Подведение  итогов

Спасибо за встречу! (слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока "Общение"

Предоставлен конспект урока.Предусмотрены групповые формы работы с ипользованием ИКТ....

Конспект урока по риторике по теме: "Виды общения. Словесное и несловесное общение".

Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 5 классе. К конспекту прилагается презентация....

КОНСПЕКТ ЧАСА ОБЩЕНИЯ «ШАЛОСТЬ. ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ ПОСТУПОК. ВАНДАЛИЗМ».

Цели: 1. Сформировать у учащихся понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм», научить различать их.2. Дать представление о том, что злонамеренный посту...

Конспект часа общения по профориентации

Этот час общения является заключительным в серии занятий по профориентации....

Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"

Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...

Конспект занятия «Общение без конфликтов».

Конспект занятия «Общение без конфликтов»....