ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
консультация по психологии (9, 10, 11 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье представлена терапевтическая сказка для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terapevticheskaya_skazka_dlya_starsheklassnikov.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

А что же предложить старшекласснику, какие истории рассказывать ему? 
Это во многом зависит от личности ученика, от его истории, которая метафорически переносится в терапевтическую сказку. Например, бывают случаи, когда юноши и девушки после первых неудач уходят от проблемы, закрываются от всего мира, не могут самостоятельно найти силы и средства для борьбы с меланхолией. Для них следующая сказка. Эта история будет восприниматься подростками более глубоко, если ее прочитает значимый для них человек.

ИСТОРИЯ О ПЕРВОМ ПУТЕШЕСТВИИ

Давным-давно это было. Так давно, что многим не вспомнить эту историю о молодом юноше по имени Эрик. А может, это было совсем недавно. И, вероятно, такая же история происходит с кем-то сейчас.

Эрик был веселым, обаятельным мальчиком, а когда вырос, стал привлекательным юношей. Он любил беседовать с друзьями и веселиться, но вот настал день, когда родители Эрика сказали ему:

— Ты уже взрослый. Выбирай себе дорогу сам в своей жизни.

Но Эрик не знал, что выбрать. Он так привык, что не надо самому ничего решать. Ведь все решают взрослые. А сейчас он призадумался, но не надолго. Потому что вспомнил, что его мечтой было путешествие на корабле по разным морям в веселой компании друзей.

Эрик собрался в путешествие. Сел на корабль, который первым подошел к пристани. Сначала он осмотрелся, познакомился с капитаном корабля, с его командой. Капитан был строгим, но Эрик подумал, что все капитаны должны быть такими. А команда корабля состояла из людей добрых и не очень, веселых и серьезных, но самое главное, что все они были образованными людьми и могли научить Эрика жить, помочь ему советом. Больше всего Эрика волновала встреча с пассажирами корабля!

— Как меня примут? Какие они — добрые или злые, веселые или нет? Ведь я буду так долго путешествовать вместе с ними!

Но все хорошо! Компания подобралась замечательная! Вместе с новыми друзьями Эрик продолжал путешествие, удивлялся чудесам морей, красоте морских пейзажей.

Больше всего ему понравилось разговаривать и шутить со своими попутчиками. Казалось, что все замечательно, правильно и спокойно. Вот только погода была изменчивой. То тихие, безветренные дни, то сильный шторм. Эрик побаивался, когда штормило. Да и кого не напугает разгулявшаяся стихия? И вот однажды, во время грозной морской непогоды, Эрик в каюте услышал чей-то тихий голос. Открыв дверь, он никого не увидел. Ему пришлось подняться на палубу. Сильно качало, волны разбивались прямо у ног испуганного юноши. Голова у него закружилась и к горлу подступила тошнота. Было так темно, что Эрик не мог ничего разглядеть. На всякий случай он надел спасательный жилет и продолжал поиски в темноте. Вдруг корабль сильно наклонила волна. Эрик поскользнулся и... упал за борт!

Что делать?! Темно! Страшно! И плавать он не умеет. Хорошо хоть жилет успел надеть. Эрик громко закричал: «Спасите!»

Но море шумело, и крики юноши были никому не слышны. Эрик почувствовал, что он один, брошен и всеми забыт, потерян. Горько и обидно стало ему. Он плакал, а от страха тошнило, и силы оставляли его. «Я так проведу всю свою оставшуюся жизнь, пока меня не съедят акулы или я не умру от голода: одинокий, забытый всеми!» — так он думал, и слезы смешивались с морскими брызгами и еще больше усиливали душевную боль.

«Я самый несчастный и жалкий человек на свете. И никто не сможет понять меня и помочь мне! Ведь чудес на свете не бывает!» Но спасательный жилет удерживал Эрика на поверхности воды, и море стало успокаиваться. Измученному страхом юноше удалось забыться...

Наступило утро. Эрик открыл глаза. Жизнь продолжается... Вся горечь обиды вновь вернулась к нему, страх опять овладел и душой и телом: «Ничего я не хочу в этой жизни. Надо все забыть, заснуть... или даже поскорей умереть. Но чтобы все это быстро прошло! Почему это случилось со мной? Никто не поможет мне, уже никогда я не буду вместе с людьми. Я забыт, забыт!»

А мир оставался прежним. Светило солнце, по небу плыли прозрачные облака, вода искрилась и отражала золотистые лучи. Дельфины прыгали, играли, как бы приглашая в свой мир.

«Почему это так? — продолжал горевать юноша. — мир остался прежним. Все живет своей жизнью. И только я выброшен из жизни. Как же так?!» Иногда Эрику удавалось успокоиться, иногда его душили слезы отчаяния. Опять охватывал страх, кружилась голова, и одиночество отравляло душу. Вдруг Эрик услышал странные звуки, музыку, песни, смех.

Это был корабль, который не сразу увидел юноша, ведь он был погружен в свои горькие раздумья. Эрик обрадовался и стал кричать: «Я здесь! Спасите меня! Я здесь!» Но музыка и смех заглушали слабый голос юноши. Сил у Эрика почти не осталось. «Зачем я им? — думал он. — У них весело, хорошо, а я здесь один. А если меня увидят, будут спасать, жалеть. Нет, я этого тоже не хочу! Не люблю жалость. Пусть я погибну! Незаметно уйду из этого мира!»

Корабль тем временем продолжал свой путь, и Эрик обреченно смотрел ему вслед. Но вдруг что-то проснулось в нем, желание бороться закипело внутри. «Я тоже хочу веселиться, смеяться, путешествовать вместе с друзьями! Я тоже хочу жить!!! Смелее! К новым друзьям! Я сильнее их! Им не пришлось пережить такую беду. Я стал мудрее их. Я многое испытал и познал!» — Эрик изо всех сил стал кричать, махать руками, даже поплыл к кораблю.

И ему удалось привлечь внимание! Матросы спустили шлюпку, вытащили Эрика из воды.

Чужие любопытные взгляды даже понравились Эрику: «Что ж, значит, я интересен людям! Значит, снова жизнь!» Эрик скоро привык к новым спутникам. Они радовали его беседами, шутками. «Как люди похожи друг на друга! Как хорошо с новыми друзьями! — думал он — Какое счастье путешествовать вместе со всеми!»

Прошли годы. У Эрика теперь есть работа, семья, но иногда он вспоминает свое первое путешествие. Эрик очень гордится тем, что нашел силы для борьбы в трудные минуты.

Ведь жить так чудесно!

Марина ПАНФИЛОВА, 
преподаватель кафедры  практической психологии 
Государственной академии инноваций,
 
г. Москва

http://doospc.dop.obrazovanie33.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нарисуй своё имя"-АРТ-терапевтические техники на уроках ИЗО

Комментарии, иллюстрации, рекомендации для проведения занятий с применением АРТ-терапевтических приёммов и техник на уроках ИЗО....

Арт-терапевтические занятия с Натальей Щербининой

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает психологу толчок для творчества. Дети на таких занятиях в созданном воо...

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана.

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана....

Арт-терапевтические упражнения в работе с семьей

1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.а. Изобразите членов семьи в виде животных или предметов.б. Изобразите членов семьи и составьте диалоги между...

« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».

В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...

Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»

Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ИЗОТЕРАПИЯТексты инструкций к упражнениям по изотерапии (примеры).[1]• «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу,...