Памятки для родителей по успешной адаптации ребенка в детском саду.
консультация

Сатылбаева Олеся Александровна

В памятках для родителей представлен материал по подготовке ребенка к детскому саду, закономерностям адаптации, по возможным типичным ошибкам родителей в период адаптации ребенка в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страничка психолога.Описание: D:\123\Новая папка (2)\дети\111.jpg

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

  • Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду. Выясните, в какое время вам лучше всего прийти в первый день, и какой режим посещения будет впервые дни.

  • Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.

  • Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Скорее всего, платьица не будут приветствоваться – сидя на песке, девочка будет пачкать трусики. Также не очень удобны брючки на бретельках и боди – ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее.

  • Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

  •   Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

  • Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми  - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства  любой матери – жалость, сострадание и, возможно,  даже чувство вины за причиненные страдания.  

  • Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого можно всеми силами добиться. После недельного пребывания все результаты, которых достиг ребенок по привыканию к детскому саду могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала!

  •  Единственный совет, который можно дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытаетесь помочь ему справится с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз.                                       
  •  Такие моменты могут быть очень трудными для мамы. Она может чувствовать себя покинутой. Еще вчера ее кроха был маленьким, теплым, преданным комочком, каждую минуту нуждавшимся в маме. И, вдруг, он превращается в кричащего злобного монстрика, отталкивающего ее руки и не желающего слушать уговоры и слова утешения. Не отчаивайтесь, наберитесь терпения.                                          
  • Главное – помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите  и сидите рядышком, пошепчите  ему на ушко  его любимую песенку. Желаю Успехов!                        Педагог-психолог Сатылбаева О.А.Описание: 9.jpg

Описание: D:\123\Новая папка (2)\дети\69.jpg

Страничка психолога.

Адаптация ребенка к детскому саду.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Можно отметить некоторые закономерности:

Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • В яслях — 7-10 дней;
  • В детском саду в 3 года — 2-3 недели;
  • В старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Если Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. Осложняющим фактором адаптации могут быть и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

   Желаю успехов!                   Педагог-психолог Сатылбаева О.А.Описание: 9.jpg

Страничка психолога.Описание: D:\123\Новая папка (2)\дети\4.jpg

Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.                                                                  
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

 Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.       Описание: 9.jpg

Желаю успехов!          Педагог-психолог Сатылбаева О.А.                                                                             

Страничка психолога.Описание: 41.jpg

Особенности адаптации детей раннего возраста.

Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому   саду:

    1. Состояние здоровья детей.

    2. Возрастные закономерности протекания адаптации.

    3. Уровень развития общения ребенка.

    4. Тип нервной системы ребенка.

Состояние здоровья детей

         У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

         Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья (дети с  соматическим хроническим заболеванием):  у них наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду

 Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  1. Лёгкая адаптация

 Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, 

 болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

Здоровье В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

Аппетит В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.

Сон В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон 

 нормализуется.

2. Адаптация средней тяжести

 Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

Физиологические критерии:

 Здоровье. Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.   Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней.

Аппетит.  Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

 Сон. Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

3. Тяжелая адаптация

 Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

 Физиологические критерии:

 Здоровье. Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.  Возможны, нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

 Аппетит. Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

 Сон. Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.  Восстанавливается примерно к 60 дню.Описание: 9.jpg

Желаю успехов!                Педагог-психолог Сатылбаева О.А.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей во 2 младшей группе "Адаптация ребенка в детском саду"

Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможность ее решения. Помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ....

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям.

Безусловно, адаптация это сложный период для ребенка. В данном материале содержится некоторые рекомендации, благодаря которым родителям будет легче подготовить ребенка к поступлению в детский садю ...

Консультация для родителей по теме "Адаптация ребенка в детском саду"

В данной консультациии представлены советы родителям по правильной адаптации ребенкак в детском саду....

Рекомендации для родителей:"Адаптация ребенка к детскому саду".

Данный материал воспитатели могут использовать как дополнение к ширме (на период общего приёма новых детей) или как информационный лист для родителей....

Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду».

Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение; помочь сформи...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду...