Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ
методическая разработка по психологии

Храмова Нелли  Валерьевна

В системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным различных исследований   испытывают от 15 до 40 % обучающихся.

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными  возможностями здоровья.

Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими  учащимися  несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих  с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем детям и создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ

В системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным различных исследований   испытывают от 15 до 40 % обучающихся.

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными  возможностями здоровья.

Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими  учащимися  несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих  с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем детям и создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Глухие дети Слабослышащие дети

Слепые дети Слабовидящие дети

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с нарушениями ОДА

Дети с задержкой психического развития

Дети с расстройствами аутистического спектра

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ЗПР - Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Задержка психического развития относится к «пограничной» форме нарушения индивидуального развития организма и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.

Причины задержки психического развития

Биологические

Социальные

патология беременности

Недоношенность

асфиксия и травмы при родах

заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка

генетическая обусловленность

длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка

Типичные особенности детей с ЗПР

Познавательная сфера

Психо-моторная сфера

Внимание – неустойчивое, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация.

Мышление – отставание в развитии всех форм мышления,  мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), снижение познавательной активности.

Память – страдают все виды памяти: недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения

  • Двигательная разбалансированность
  • Импульсивность
  • Нарушения координации движения
  • Слабость мелкой моторики
  • Гиперактивность
  • Повышенный мышечный тонус

Речевое развитие

Эмоционально-волевая сфера

  • Дефекты произношения
  • Ограниченность словарного запаса
  • Трудности словоизменения, словообразования
  • Нарушение синтаксической структуры предложения
  • Недостаточность речевой регуляции
  • Трудности вербализации действий
  • Несформированность планирующей функции речи
  • Незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения
  • Неспособность к волевому усилию
  • Инфантилизм
  • Преобладание игровых мотивов
  • Стремление к получению удовольствия

Известно, что дети с ОВЗ обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.

Учебная

Обучающая

внутриклассная дифференциация,

коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных заданий 

показать ученику последовательность и образец выполнения задания

Стимулирующая

Направляющая

помогает сконцентрировать внимание, нацеливает на решение задачи, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения

обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий

Обобщение литературных источников и  опыта  педагогов позволило выделить основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

 2. Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).

3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.

4. Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.

5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т. п.).

6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках заданных объектов . При этом учебный материал вначале нужно разобрать с обучающимися по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании:

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются:

  • Игровые ситуации
  • Дидактические игры на развитие мыслительной деятельности
  • Работа в парах и группах
  • Использование разнообразной наглядности
  • Максимальное включение анализаторов
  • Применение  видов работ, соответствующих возрасту и развитию ребёнка
  • Выбор частично-поисковых приемов,  проблемных ситуаций
  • Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией
  • Применение различных видов оценивания

Рекомендации для педагогов

Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.

Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

Не требовать от ребёнка  изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.

  Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

 Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз      ( через 10 минут).

Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

 Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).  

 Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

 Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

 Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

 Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

Учительская работа одна из самых нервнозатратных, ее можно сравнить с экстримальными профессиями альпиниста, полицейского и пожарного. А постоянно нахождение в стрессовой среде, как известно, приводит к истощению нервной системы, а восстанавливать ее нужно постоянно.



Предварительный просмотр:

  • Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  • Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности. 
  • Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  • Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  • Не требовать от ребёнка  изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  • В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  • Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
  •   Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  •  Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз      (через 10 минут).
  • Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

  •  Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).  
  •  Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  •  Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  •  Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  •  Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

Принципы обучения учащихся с ОВЗ

1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку.

2. Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).

3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.

4. Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.

5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями.

6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера.

Успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.

Учебная педагогическая помощь

внутриклассная дифференциация, коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая педагогическая помощь

помогает сконцентрировать внимание, нацеливает на решение задачи, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

Обучающая педагогическая помощь

показать ученику последовательность и образец выполнения задания.

Направляющая педагогическая помощь

обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий.

Педагог-психолог МБОУ СОШ №5

Тен Нелли Валерьевна

Рекомендации психолога

для педагогов по работе с детьми с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный идифференцированный  подход  в обучении умственно отсталыхшкольников....

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ...

Осуществление индивидуального подхода к обучению и развитию детей с признаками одаренности на старшей ступени обучения

Преимущество создания индивидуальной траектории образования  состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика....