Статья: Добровольческая команда как возможность развития soft-skills навыков необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения
статья по психологии

Казенкова Наталья Андреевна

В статье рассматривается возможность развития soft-skills навыков, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения при помощи организации добровольческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37.035.22

Казенкова Наталья Андреевна,

бакалавр психолого-педагогических наукпсихологии образования

педагог-психолог, педагог дополнительного образования

Государственное бюджетноеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №556

с углублённым изучением английского языка

Курортного района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, Сестрорецк, Россия

Kazenkova N. A.,

Bachelor of Psychological and Pedagogical Scienceseducational psychology

educational psychologist, additional education teacher

State budgetaryeducational institution

secondary school №556

with in-depth study of English

Kurortny district of St. Petersburg

St. Petersburg, Sestroretsk, Russia

УЧАСТИЕ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ КОМАНДЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается возможность участия учащихся в добровольческой команде, для развития softskills навыков. Необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения. Кратко описаны проблемы возникающие в процессе взаимодействия подростков как со сверстниками, так и с другими людьми. Цели, задачи и этапы организации добровольческой команды в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, добровольческая команда, мягкие навыки.


PARTICIPATION IN A VOLUNTEER TEAM AS AN OPPORTUNITY TO DEVELOP SOFT SKILLS NECESSARY FOR FURTHER PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Annotation: this article discusses the possibility of students participating in a volunteer team to develop soft skills. Necessary for further professional self-determination. The problems arising in the process of interaction of adolescents both with peers and with other people are briefly described. Goals, objectives and stages of organizing a volunteer team within the framework of additional education.

Key words: professional self-determination, volunteer team, soft skills.

Актуальность участия учащихся в добровольческих командах обуславливается недостаточным развитием softskills навыков в рамках школьной образовательной программы.

В процессе профессионального самоопределения у учащихся возникает множество проблем. Многие из них задаются такими вопросами как «кем я могу стать?», «что я умею?», «какие у меня есть способности и навыки?», а также существует ещё великое множество вопросов касаемо дальнейшего будущего. Эти вопросы начинают волновать некоторых учащихся уже в 8-м классе. При этом имеется ряд проблем, которые имеются у учащихся в подростковом возрасте[5]. Разберём некоторые из них:

  • Проблемы коммуникативного взаимодействия. В современном мире живое общение используется подростками гораздо меньше, чем общение в социальных сетях. На фоне этого в процессе коммуникации с другими людьми в живую иногда возникают трудности.
  • Проблемы самоконтроля. Очень многим подросткам сложно контролировать свои эмоции и поступки. Зачастую им также бывает сложно конструктивно справиться с негативными эмоциями.
  • Проблемы принятия ответственности. На этапе взросления подросткам необходимо научиться нести ответственность за свои действия и поступки, а также за свою жизнь.
  • Проблемы дифференциации эмоций. В эпоху интернет общения возникает проблема что не все подростки умеют различать эмоции живых людей в процессе коммуникации.
  • Межличностные проблемы [2], конфликты. К сожалению, в рамках образовательной программы очень мало времени уделяется процессу развития таких умений как сотрудничества, лидерства, умение договариваться друг с другом, дружить. На почве этого у многих подростков в силу неразвитости тех или иных качеств возникают межличностные конфликты и проблемы.
  • Проблемы сознательного отношения к природе и окружающему миру. Очень многие подростки не имеют сознательного отношения к природе и окружающему миру. Чувство ответственности и осознания того, что ты можешь принести вред не только природе, но также и окружающему миру очень важно формировать у современных подростков для формирования у них активной социальной позиции.

Для решения всех вышеописанных проблем у учащихся предлагается организовывать добровольческие команды, как возможность развития soft skills навыков необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения.

В процессе участия учащихся в добровольческой команде. Учащийся получает возможность развивать soft skills навыки, которые могут способствовать его дальнейшему профессиональному самоопределению.

Кратко разберёмся что такое softskills навыки[4]. Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:

  • Коммуникативные навыки. Про некоторые из них мы уже написали выше. Это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект — способность понимать чужие чувства и контролировать свои.
  • Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем.
  • Креативные навыки. Способность нестандартно мыслить сейчас нужна не только дизайнерам и представителям прочих творческих профессий, но и многим другим специалистам, бизнесменам и руководителям. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.
  • Умение работать с информацией. Искать её, анализировать, делать выводы. Сюда же относят компьютерную грамотность. Неумение уверенно работать с компьютером всё чаще воспринимается примерно так, как наши бабушки и дедушки воспринимали неумение читать и писать.
  • Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения — это стресс, а когда их много, способность справляться с ними и сохранять работоспособность особенно важна. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу.

В процессе организации добровольческой команды могут быть поставлены следующие цели и задачи. Основной целью в данном случае будет являться развитие soft skills навыков для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся. Спектр поставленных задач в процессе организации добровольческой команды может быть достаточно широк[1]. Перечислим некоторые из них:

  1. содействие успешности образовательного процесса, помощь неуспевающим ученикам (учащимся колледжей или техникумов) в освоении учебной программы;
  2. содействие в социализации и воспитательной деятельности с разными группами обучающихся в образовательных организациях, в том числе с детьми групп риска или с девиантным поведением;
  3. помощь в выявлении и развитии способностей у одаренных детей, содействие самореализации талантливых детей и молодежи, участие в реализации программ дополнительного образования;
  4. участие в профориентационной деятельности для школьников при определении возможного продолжения образования;
  5. содействие инклюзивному образованию, адаптации и интеграции детейинвалидов и детей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ);
  6. участие в событийном волонтерстве образовательной направленности (участие в организации конкурсов, фестивалей, олимпиад, интеллектуальных соревнований, квестов и т.д.);
  7. реализация получаемых в процессе высшего образования профессиональных компетенций;
  8. развитие softskills навыков посредством различных тренингов, развивающих курсов;
  9. участие в реализации развивающих курсов и образовательно-просветительских программ для лиц старшего поколения для удовлетворенияих познавательных интересов. включая курсы компьютерной грамотности;
  10. пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний, имеющих социальную основу (сердечно-сосудистых заболеваний, соматических заболеваний и др.) для всех групп населения.

Стоит отметить, что при организации добровольческой команды в неё может быть включён следующий контингент учащихся:

  • Отличники и хорошисты, занимающие активную жизненную позицию
  • Слабоуспевающие или неуспевающие учащиеся
  • Дети из неблагополучных семей
  • Одарённые дети

При этом возраст учащихся может варьироваться от 14 лет и старше. Формирование разновозрастной команды обеспечивает преемственность между участниками. Что также способствует развитию soft skillsнавыков.

Сроки участия в добровольческой команде могут варьироваться от 1-2 лет и дольше. Так как в силу особенностей подросткового периода для детей характерна быстрая смена интересов и поиск себя. Стоит отметить, что многие подростки настолько увлекаются добровольческой деятельностью, что на выходе из школьной добровольческой команды продолжают ей заниматься став уже взрослыми, и выбрав при этом определённую профессию.

Кратко охарактеризуем основные этапы формирования добровольческой команды в рамках дополнительного образования:

  • Вступление учащихся в команду осуществляется на принципах добровольности
  • Проведение тренинговых занятий на формирование команды
  • Участие в различного рода мероприятиях добровольческой деятельности на уровне школы, района, города для развития и совершенствования softskills навыков

Спектр развиваемых навыков в процессе занятий довольно широк. В процессе написания статьи было решено определить основные навыки, развиваемые учащимися, вступившими в добровольческую команду которые, в свою очередь включают в себя soft skills навыки.

  • Коммуникации. Учиться взаимодействовать не только с различными людьми разных возрастов, но также иногда и с животными и общаться с ними.
  • Организаторские способности в процессе организации различных добровольческих мероприятий
  • Навыки решения проблем в нестандартных ситуациях, возникающих в процессе добровольческой деятельности
  • Навыки самоконтроля, саморегуляции
  • Навыки ответственного поведения
  • Навыки распознавания эмоций как своих, так и эмоций других людей
  • Навыки решения межличностных проблем, урегулирование и преодоление конфликтов
  • Навыки сознательного отношения к природе и окружающему миру
  • Навыки креативности

Хотелось бы при этом отметить, что в рамках учебной программы данные навыки развиваются недостаточно, но при этом они очень важны для дальнейшего профессионального самоопределения.

Каким же образом учащийся узнаёт о том, что получил определённые навыки, помогающие в жизни. Во-первых, об этом нам могут сказать наблюдения самих подростков, многие из них замечают, что стали гораздо увереннее, научились распределять своё время, контролировать эмоции. Примечательно что в процессе участия в добровольческой деятельности многие чувствуют, что приносят пользу обществу. Стоит заметить, что результат их участия подростки видят практически сразу. Так как фото, а иногда видео отчёт об их участии в добровольческой деятельности освещается в СМИ и на сайте школы. Что в свою очередь позволяет им проделать работу над возможными ошибками и увидеть их.

Отвечая на вопрос о том в каких профессиях, могут использоваться полученные навыки? Были выделены следующие профессии [3]:

  • Профессии направленности человек-природа
  • Садовник, эколог, географ, ландшафтный дизайнер
  • Профессии направленности человек-человек
  • Психолог, учитель, юрист, коуч, предприниматель, продавец, бизнесмен
  • Профессии человек-знаковая система
  • Аналитик, бухгалтер, архитектор, проектный менеджер, культуролог
  • Профессии человек-художественный образ
  • Художник, гончар, дизайнер

В каждой из этих профессий можно использовать навыки полученные в процессе участия в добровольческой деятельности. Полученные учащимися навыки в процессе занятий добровольческой деятельностью могут способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению.

Подведём итоги что же учащийся может получить от занятий добровольческой деятельностью? Развить softskills навыки необходимые для освоения широкого спектра профессий. Также не будем забывать, что в процессе занятий добровольческой деятельностью у учащегося есть возможность пообщаться с представителями различных профессий и узнать о них изнутри. Что также в свою очередь может способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся. Хочется отметить, что в рамках дополнительного образования развитие так называемых softskills навыков представляет собой особую ценность как для личностного, социального так и для нравственного развитияи воспитания учащегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Основы организации и управления добровольческой деятельностью: учебник для студентов вузов / под общ. ред. О.А. Аникеевой, А.П. Рудницкой, О.В. Решетникова. – М.: Издательство РГСУ, 2019. – 245 с
    (дата обращения: 03.04.2022).
  2. Панфёров В.Н. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Панферова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 291 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. Гл. 12 – С. 135.
    (дата обращения: 01.04.2022).
  3. Профориентационные тесты – URL: http://gymn16.volgedu.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/
    (дата обращения: 01.04.2022).
  4. Статья что такое softskills и как их развить – [Текст]: непосредственный – 2020 URL: https://skillbox.ru/media/growth/chto_takoe_soft_skills_i_kak_ikh_razvit/
    (дата обращения: 01.04.2022).
  5. Толвайшис Л., Филипова А. Г. Подростково-молодёжное волонтёрство как путь к участию в решении социально значимых вопросов: обзор зарубежных работ // Комплексные исследования детства. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovo-molodezhnoe-volonterstvo-kak-put-k-uchastiyu-v-reshenii-sotsialno-znachimyh-voprosov-obzor-zarubezhnyh-rabot
    (дата обращения: 01.04.2022).

BIBLIOGRAPHY:

  1. Fundamentals of the organization and management of volunteer activities: a textbook for university students / ed. ed. O.A. Anikeeva, A.P. Rudnitskaya, O.V. Reshetnikov. – M.: RSSU Publishing House, 2019. – 245 p.
    (date of access: 03.04.2022).
  2. Panferov V.N. Introduction to the profession: psychologist: textbook and workshop for academic undergraduate students / ed. V. N. Panferova. - M.: Yurayt Publishing House, 2016. - 291 p. - Series: Bachelor. Academic course. Ch. 12 - p. 135.
    (date of access: 01.04.2022).
  3. Career guidance tests - URL: http://gymn16.volgedu.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE% D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1 %80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 -%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/
    (date of access: 01.04.2022).
  4. Article what are soft skills and how to develop them - [Text]: direct - 2020 URL: https://skillbox.ru/media/growth/chto_takoe_soft_skills_i_kak_ikh_razvit/
    (date of access: 01.04.2022).
  5. Tolvaishis L., Filipova A. G. Teenage and youth volunteering as a way to participate in solving socially significant issues: a review of foreign works // Complex research of childhood. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovo-molodezhnoe-volonterstvo-kak-put-k-uchastiyu-v-reshenii-sotsialno-znachimyh-voprosov-obzor-zarubezhnyh-rabot
    (date of access: 01.04.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по развитию soft skills "Навыки успеха"

Рабочая тетрадь с теорией и упражнениями по развитию "гибких навыков"....

Буклет "Soft Skills - это навыки успеха?"

Буклет "Soft Skills - это навыки успеха?"...

Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"

Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...

Развитие «soft skills» у учащихся в дополнительном образовании

В статье рассматривается проблема развития гибких навыков у  учащихся в дополнительном образовании....

Развитие Soft skills как тренд современного образования

В данной статье рассказывается о том, что такое  Soft skills и Hard skills, приводятся Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций и примеры упражнений на развитие Soft-компетенц...

Развитие soft skills у школьников на занятиях по робототехнике

В статье проанализирована важность развития soft skills у обучающихся на занятиях по робототехнике в начальной школе....

Направленность на развитие soft skills в обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО

          В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, е...