Буллинг в школе. Индивидуальная работа с подростком.
статья по психологии

Енина Наталья Евгеньевна

 

Травля или буллинг - нередкая, к сожалению, проблема в детских коллективах.

Для начала важно понять, что  травля – это психологическое насилие членов коллектива над одним или несколькими другими членами.

Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия.

Травля – это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буллинг в школе. Индивидуальная работа с подростком.

Травля или буллинг - нередкая, к сожалению, проблема в детских коллективах.

Для начала важно понять, что  травля – это психологическое насилие членов коллектива над одним или несколькими другими членами.

Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия.

Травля – это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии.

Как понять, что ребёнок подвергается травле?

 

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности. 

Поведенческие особенности:

  • Дистанцированность от взрослых и детей;
  • Негативизм при обсуждении темы буллинга;
  • Агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

  • Напряженность и страх при появлении ровесников;
  • Обидчивость и раздражительность;
  • Грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и ребенка.

Объектом травли в коллективе может стать практически любой ребенок.

Когда мне пришлось столкнуться с такой проблемой в школе, объектом стал подросток (физически слабый)

О такой проблеме в коллективе я узнала от классного руководителя.

Работа в таких ситуациях должна вестись не только с жертвой и не столько с жертвой, сколько с коллективом.  

И первое, что я сделала – пошла в этот коллектив с занятием, которое было направленно на профилактику буллинга в школьной среде.

Задачи профилактического занятия:

  • Формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как травля,  буллинг, психологическое насилие.
  • Развитие навыков  выхода из ситуаций травли.
  • Воспитание толерантного отношения к сверстникам.
  • Развитие навыков межличностного взаимодействия.

 В комплексную работу по профилактике буллинга  входит не только работа с подростками, но и с родителями. Которые, к сожалению, достаточно часто относятся к этому равнодушно, в духе «сам разберешься» (и уж совсем плохо, если – «ты сам виноват в том, что тебя травят»).

До родителей необходимо донести следующее:

- травля – проблема не только жертвы и не столько жертвы, сколько агрессоров и всего коллектива;

- нельзя замалчивать это и закрывать на это глаза, такое недопустимо;

- травля оказывает огромное негативное влияние на всех участников, на жертву – в первую очередь;

- ребенку нужно предоставить всю помощь и поддержку, на которую способна семья, это может стать самым лучшим ресурсом, который только есть.

Занятия  с несовершеннолетним проходили индивидуально с письменного согласия законного представителя.

При работе я использовала следующую схему профилактических занятий.

1 этап  направлен на нейтрализацию негативных эмоций 

Подростку на первых двух занятиях нужно просто  «Выговориться» . Это помогает снять напряжение , выплеснуть негативные эмоции., Одним словом подросток просто «выпускает пар». Я использовала такие техники как («пустой стул», «дыхательные упражнения и упражнения для расслабления.

И мне на первом этапе индивидуальной работы с подростком для установления контакта очень помогли метафорические ассоциативные карты «Я и все – все – все» и техника «Расскажи историю» .

Почему я работаю именно  с этими ассоциативными картами:

Много сцен с детьми,

Различные комбинации с ценами из жизни,

Картинки с разным настроением,

При работе с этой колодой  можно почувствовать себя в безопасности,

Конфликтные ситуации прорисованы «Мило» и поэтому с ними  легко работать, если человек закрыт.

 

2 этап направлен на поиск ресурсов

После снятия напряжения, прежде чем идти дальше, следует обсудить с подростком имеющиеся у него ресурсы.

Для поиска ресурсов можно использовать МАК – любую ресурсную колоду.

Я использую в своей работе  «Я и все-все-все» и упражнение  

«Мои ресурсы» Подросток выбрал карту, которая ему понравилась. Затем рассказал о том, какие внутренние и внешние ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций у него есть.

3 этап направлен на работу с самооценкой

Сейчас мы как раз находимся с подростком на 3 этапе.

И мы выполнении упражнение «Самого себя любить» Цель: научить подростка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Поскольку у жертв травли часто и очень сильно страдает самооценка, ее нужно поднять до адекватного уровня.

Здесь можно использовать любые техники, направленные на формирование адекватной самооценки: «Самого себя любить», Раскрась свои чувства, «Что я знаю о себе»…..

На 3 этапе можно и нужно подключить родителей и педагогов (и попросить о том что бы больше хвалили ребенка) .

4 этап  направлен на формирование навыков уверенного поведения.

Арсенал техник широк.

Я запланировала упражнение «Три портрета» (нужно нарисовать человека: уверенного в себе, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности) и упражнение «Перспектива»

5 этап направлен на разбор ситуации, принятие дальнейшего решения

Когда будет снято напряжение и подросток будет более – менее уверен в себе, можно приступать к проработке дальнейших действий.  Я запланировала работу в технике «Плюсы и минусы» . Можно будет дополнить МАК так как работа будет с акцентом на эмоции.

Промежуточные результаты профилактической работы  имеют  положительный эффект:

  • подросток перестал пропускать школьные занятия,
  •  самооценка стала более адекватной,  
  • при решении конфликтных ситуаций ребенок проявляет попытки конструктивного диалога с обидчиками.

  О конечном результате говорить еще рано, запланирована поэтапная работа с классом и родителями.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Эта программа позволяет  создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....

План индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам из дома

План индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам из дома...

«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков

laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...

Индивидуальная работа с обучающимися по формированию половой культуры у подростков с ограниченными возможностями

Половое воспитание – система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.Задачи полов...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...

Программа индивидуальной работы с подростками с суицидальным риском

Для работы с учащимися с риском суицидального поведения...