Технологическая карта занятия Тема: «Вербальное и невербальное общение»
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Занятие с ребенком с ОВЗ. Общение – это взаимный обмен информацией, жизненным опытом, настроением, действием. Общение людей друг с другом – сложный и тонкий процесс. Поэтому очень важно уметь находить общий язык и очень важно понимать друг друга! В процессе повседневной жизни мы постоянно разговариваем друг с другом, то есть обмениваемся информацией. Вербальное общение – это общение с помощью речи, где участвуют язык, губы, зубы. Невербальное общение – это общение без слов: с помощью жестов, поз, мимики, интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта занятия 36.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: «Вербальное и невербальное общение»

Коллектив

Индивидуальное занятие (дистанционное)

Возраст обучающихся

15 лет

Тема урока

Вербальное и невербальное общение

Содержание

Развитие коммуникативных навыков

Тип занятия

Комбинированный

Формы работы

мини лекция

Межпредметные связи

-

Метод организации учебного занятия

Словесный метод обучения

Цель

Познакомить с понятиями вербальное и невербальное общение.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Оздоровительные

-Обеспечить овладение определенными социально-психологическими знаниями:

-Приемы межличностного взаимодействия - учить самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении. 

-формировать представление о вербальном и невербальном общении;

-познакомить с приемами точной передачи информации;

Развитие способности адекватного познания себя и других людей:

-        Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, что дает возможность сопоставить себя с другими

—        развивать  способность открыто выражать свою точку зрения;

Воспитание нравственных качеств личности . 

развитие гармоничного физического состояния

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные результаты

1.        Снижать уровень тревожности, преодолевать нерешительность, стеснительность.

2.        Развивать коммуникативные способности

3.        Формировать доброжелательное отношение к другим.

Познавательные УУД:

  • Высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию других.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

  • уметь регулировать, контролировать и свои действия;

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения

Инвентарь

ПК, бумага, ручки

Технологическая карта занятия

Время

Ход занятия

Действия педагога

Действия учащегося

Универсальные учебные действия

Цель

Подготовительный этап

2 мин.

Приветствие.

Приветствую ребенка.

Настраиваю на учебную деятельность, проверяю готовность к занятию

Приветствует педагога.

Воспринимает информацию, сообщаемую преподавателем

Коммуникативные: уметь строить свое речевое высказывание в соответствии с заданной целью 

Подготовить к работе

5 мин.

Разминка.

Провожу разминку 

Упражнение: Какого цвета твое настроение – поделись радостью

Слушает педагога. Отвечает.

Следит и анализирует свое психическое  состояние

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Снятие внутреннего напряжения.

Осознание своего эмоционального состояния «здесь и сейчас».

3 мин

Актуализация опорных знаний

Мотивирую ребенка. Задаю вопросы по актуализации знаний:

Упражнение «Закончи предложение»

Слушает, отвечает.

Познавательные: осуществлять сравнение;

Регулятивные:

Слушать и уточнять ответы

Коммуникативные:

строить понятные речевые высказывания

Личностные:

Развивать любознательность и интерес

Подготовка к активному и осознанному восприятию нового материала

3мин

Целеполагание

Озвучиваю цель занятия – Сегодня мы поговорим о том что общение бывает  вербальным и невербальным . Остановимся подробнее на невербальном общении.

 Отвечает на вопросы.

Познавательные: 

устанавливать причинно-следственные связи.

Формировать целеполагание

Основной этап

15 мин.

Усвоение нового материала

Ознакомление с теоретическим материалом

Приложение 2  

Формирующие оценивание: О чем мы сейчас говорим?

Слушает мини лекцию

Познавательные: 

Развитие способности восприятия текста на слух

Регулятивные: умение контролировать свои эмоциональные проявления

Коммуникативные:строить понятные речевые высказывания

Личностные: развитие умения умению заглянуть в свой внутренний мир.

Выработка своей жизненной позиции.

2 мин.

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу

 Приложение 3

Разминается

Регулятивные: умение контролировать свои эмоциональные проявления

Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

6 мин.

 Проверка полученных знаний

Организую первичную проверку полученных знаний.

Приложение 4

Изображает предложенную ситуацию

Познавательные:

Развитие способности восприятия себя сравнения с героем сказки

Регулятивные:

Уметь контролировать эмоции

Коммуникативные:

Уметь логически правильно, аргументированно выражать свои мысли

Личностные:

осознание личной и общественной значимости

Развивать способность применять полученные знания

6 мин.

9. Закрепление, обобщение и систематизация знаний

Задаю вопросы по материалу «невербальное общение»

Находит связь между «старыми» и «новыми» знаниями, переходит на новый уровень понимания понятий

Познавательные: Анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция нежелательных черт поведения,

 Коммуникативные:

Уметь логически правильно, аргументированно выражать свои мысли .

Личностные:

Повышение уверенности в своих силах.

Развивать способность выбирать главное в материале занятия, задавать уточняющие вопросы

Итоговый

4 мин.

Подведение итогов занятия

Анализирую результаты занятия.

 Отмечаю обучающихся, которые наиболее старательно и активно работали.

Задает вопросы, уточняет непонятные моменты

Познавательные: уметь обсуждать содержание и результаты  деятельности.

Регулятивные:

Контролировать и оценивать собственные результаты

Коммуникативные:

Уметь логически правильно, аргументированно выражать свои мысли.

Личностные:

Уметь добросовестно выполнять задание

Развитие умения контролировать и оценивать собственные результаты

2 мин.

11. Рефлексия

Провожу    рефлексию.

Мы сегодня изучили тему про виды общения  

 Я  прошу закончить предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Обучающийся отвечает на вопросы

Коммуникативные:

Уметь логически правильно, аргументированно выражать свои мысли и эмоции.

Развитие умения логически правильно, аргументированно выражать свои мысли и эмоции.

Приложение1 : Упражнение «Закончи предложение»

Задаю вопрос, ребенок  завершает фразы:

—        Общаться – это значит…

—        Чтобы быть общительным нужно…

—        Чтобы у тебя появились друзья нужно…

—        Мне нравится общаться, если…

—        Я не хочу общаться, если…

—        Быть замкнутым – это значит…

—        Ссора начинается, когда…

—        Самые важные качества в общении…

Приложение 2 невербальное общение

Общение – это взаимный обмен информацией, жизненным опытом, настроением, действием. Общение людей друг с другом – сложный и тонкий процесс. Поэтому очень важно уметь находить общий язык и очень важно понимать друг друга! В процессе повседневной жизни мы постоянно разговариваем друг с другом, то есть обмениваемся информацией. Вербальное общение – это общение с помощью речи, где участвуют язык, губы, зубы. Невербальное общение – это общение без слов: с помощью жестов, поз, мимики, интонации. Какие жесты, используемые в общении, вы знаете?

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1) Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2). Взгляд.

3). Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты).

4). Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, - тембр.

5.) Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д.

К особенностям невербальной коммуникации относятся их ситуативность, синтетичность и непроизвольность.

Ситуативность: обмен сообщениями о происходящем происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

 Синтетичность: экспрессивное поведение сложно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые различные проявления.

 Непроизвольность: невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: оптической, акустической, тактильно-кинестезисческой и ольфакторной (запахи)

Невербальная коммуникация несёт в себе информацию об эмоциональном состоянии коммуникатора, его личностных свойствах и качествах; об отношениях участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень отношений, характер отношений, динамика отношений); об отношении участников коммуникации к самой ситуации (включённость в ситуацию или стремление выйти из неё).

Выделяется несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнение, опровержение, замещение, регулирование.

Дополнение означает, что невербальные выражения предают речи выразительность, уточняют и проясняют её содержание. Невербальные знаки используются для усиления наиболее важных моментов реи.

Замещение — использование невербального сообщения вместо вербального. Регулирование заключается в использовании невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Опровержение заключается в противоречии невербальных сообщений вербальным. Так как невербальное поведение в значительной степени спонтанно, его различие с вербальным сообщением может предоставить истинную информацию о состоянии собеседника

Мимика — важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при её отсутствии (в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо имеет столь серьёзное значение потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных мимических реакций.

«Из истории жестов и мимики».  

Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

 Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да ещё и высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.

А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.)

Приложение 3 Пальчиковая гимнастика.

Для того чтобы руки были в хорошей форме, полезна небольшая разминка, которая поможет улучшить кровообращение и со временем придаст кистям более правильные формы:

Сожмите-разожмите кисти в кулак. Повторите 10 раз.

Сожмите кисти в кулак, затем разожмите, при этом вытянув пальцы. Повторите 10 раз.

Помассируйте каждый палец, как вам удобно: помассируйте снизу вверх, погладьте и т.п.

«Умываем» руки. Имитируем движения, которые вы делаете, когда моете руки: потрите ладони друг о друга, одной кистью как бы «омойте» вторую.

Потрите тыльную сторону ладони 10 раз на одной руке и на другой.

Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз, вбок и вверх. Повторите 10 раз.

Круговые движения «замком» по часовой стрелке и в другую сторону. Повторите 10 раз.

Продолжаем упражнения с «замком». Поверните «замок» влево, затем вправо. Повторите 10 раз.

Представьте, что показываете фиги. Только обеими руками сразу, и большой палец проходит не только между указательным и средним, но и между средним и безымянным, безымянным и мизинцем.

Вспомните, как бить щелбаны. Партнер вам не понадобится — каждым пальцем «выбейте» в воздух по 3 щелбана.

Сожмите ладони и наклоните их влево-вправо, вперед-назад. Повторите 10 раз.

Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их несколько раз в разные стороны.

Приложение 4 Решение ситуативных задач.

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций.

1). «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

3). «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик? (Жест-указание, жест-воспоминание).

4). Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

5). Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

7). «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)

8). «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас ты попробовал себя в роли артиста театра пантомимы – есть  такой театр, и там ты не услышишь во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Общение, вербальное и невербальное"

Конспект классного часа по теме "Общение, вербальное и невербальное"...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Символы вербальных и невербальных коммуникаций на уроках музыки

С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, способствующих или препятствующих здоровой ко...

Консультация для воспитателей Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Консультации для воспитателейВербальные и невербальные средства коммуникации....

Занятие по вербальному и невербальному общению "Пойми меня"

Цель: совершенствовать знания о вербальных и невербальных средствах общения; воспитывать внимание к себе, окружающим, стремление уметь контролировать себя в общении, быть внимательным и чутким к собес...

Технологическая карта для урока по теме «Общение как обмен информацией»

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...