педагогические технологии
статья по психологии

лекция для педкласса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

Педагогическая технология и педагогическая техника

В педагогической науке нет единого мнения по вопросу о том, что такое педагогическая технология. Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным  и экономичным образом («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т. д.). Что можно считать педагогической технологией? Процесс, связанный с формированием определенных знаний, умений, навыков, качеств личности? Но в отличие от промышленного производства на педагогический процесс влияют субъективные факторы: личность учителя и ученика, настроение, особенности взаимодействия. Все это делает процесс обучения и воспитания отличным от «выплавки чугуна».

М. В. Кларин дал следующее определение понятию «педагогическая технология» – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Из определения следует, что технологически организованный процесс должен иметь цель, средства, которые представляют из себя систему и четкий порядок действий педагога и ученика, воспитанника. Технология предполагает использование алгоритмов, задающих последовательность действий. Алгоритм - точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к  решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.

В педагогике выделяют признаки технологически организованного педагогического процесса:

  1. Постановка диагностичных целей. Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты образования, выраженные в таких действиях обучающихся, которые можно реально опознать. Если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый обучающимися на каждом этапе, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели, то есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.
  2. Планирование обучения и воспитания на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий обучающихся.
  3. Предварительное тестирование (входящая диагностика) обучающихся и конкретизация целей с учетом реальных возможностей учащихся.
  4. Последовательная ориентация всего хода обучения и воспитания на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения и воспитания.
  5. Разбивка обучения и воспитания на отдельные воспроизводимые циклы.
  6. Алгоритмичность процесса. Педагогическая технология предусматривает четкое определение конкретных действий и их последовательность для педагогов и обучающихся.
  7. Полная управляемость процессом обучения и воспитания.
  8. Гарантированность конечного результата.

Критериями технологичности являются:

  1. Концептуальность (опора на научную концепцию, которая обосновывает достижение поставленных целей).
  2. Системность (технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью).
  3. Алгоритмичность (алгоритм - точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций, (действий), приводящих к  решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу).
  4. Управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения и воспитания, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции  результатов).
  5. Эффективность (гарантия достижения определенного результата).
  6. Воспроизводимость (технология может быть использована педагогами в различных образовательных учреждениях).

Долгое время считалось, что технологии применимы только к процессу обучения, где могут быть все признаки технологически организованного, алгоритмичного процесса. Наличие и использование технологий в воспитании ставилось под сомнение, так как слишком велико влияние субъективных факторов, в том числе личностей педагогов и воспитанников.  Но методику коллективной творческой деятельности И. П. Иванова, можно назвать технологией. К педагогическим технологиям можно отнести:

  • программированное обучение;
  • проблемное обучение;
  • метод проектов (название «метод» сложилось исторически);
  • технологию развития критического мышления;
  • коллективное обучение;
  • технологию дифференцированного обучения;
  • организацию работы в малых группах;
  • парламентские дебаты;
  • технологию позиционного обучения;
  • игровую технологию;
  • мозговой штурм.

Еще в 20-е годы 20 века возникло понятие «педагогическая техника». Она входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. То есть в любом педагогическом процессе, и, в том числе, имеющем технологический характер, всегда есть педагогическая техника. Педагог, влияя на воспитанников, стремится реализовать поставленные педагогические цели с помощью своих знаний, умений, навыков.

Педагогическую технику можно рассматривать как «элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку инструмента воздействия»[1]. Н. Е. Щуркова выделяет четыре группы умений педагогической техники:

  1. Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация, темпоритм, словарный запас, выразительность, правильность речи, эмоциональная окрашенность и т. д., то есть умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты).
  2. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция, движение педагога по классу... Умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела, жестом, взглядом, позой) передать другим оценку, отношение к чему-либо.
  3. Социально-перцептивные: восприятие, внимание, воображение, наблюдательность, понимание, профессионально-педагогическое мышление, этическая (эстетическая, правовая и т. д.) выразительность.
  4. Управление эмоциональным состоянием: чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны, снятие панического напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, рефлексия, создание состояния катарсиса, творческого самочувствия и т.д., умение выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чувства. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре.
  5. В учебнике «Педагогика» В. А. Сластенин выделяет еще один компонент педагогической техники: актерско-режиссерские умения,  позволяющие  влиять не только на ум,  но и на чувства воспитанников,  передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Педагогическую технику рассматривают как проявление или составляющую педагогического мастерства и как умение решать педагогические задачи.

Вопросы и задания

  1. Что такое педагогическая технология?
  2. Воспользуйтесь Интернет-ресурсами и найдите описания 2-3 педагогических технологий. Выделите в этих описаниях алгоритмы. Выступите на уроке с презентацией технологий.


[1]         Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1997. с. 60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...